Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении
Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении
«ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ» — главный философский труд Э.В. Ильенкова (1977), неполный вариант которого опубликован в 1960 в Москве под названием «Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса». В центре внимания автора — исследование «всеобщего как конкретно-всеобщего в противоположность абстрактно-всеобщим отвлечениям рассудка» (с. 127). Обращение к этому, по убеждению Э.В. Ильенкова, «центральному пункту диалектики» (там же) позволило ему проанализировать практически все основные проблемы теории познания, отождествляемой им (и в этом одна из основных идей книги) с диалектикой и логикой: здесь исследуется соотношение абстрактного и конкретного, исторического и логического, анализа и синтеза, исследования и изложения; рассматривается проблема противоречия и ряд других. Фактически Э.В. Ильенков ставит здесь задачу выполнить «завещание Ленина»: опираясь на «Логику» Гегеля и на «Капитал» Маркса, создать Логику (с большой буквы). Сегодня, когда раскрепощающее воздействие главного труда Ильенкова на развитие отечественной философской мысли понято и признано, можно говорить о том, какие из его идей принадлежат истории, а какие сохраняют свое значение. Сохраняет его, безусловно, главная идея книги — противопоставление «формально-логическому» пониманию общности как сходства предметов «диалектической» ее трактовке как связи этих предметов. Как и все фундаментальные философские идеи, она имеет долгую историю. Уже Аристотель указывал на понятия (напр., «геометрическая фигура»), не содержащие информации о признаке, принадлежащем всем элементам их объема и только им. Объем такого понятия формируется на основе не сходства, а связи входящих в него предметов (напр., треугольника с квадратом, пятиугольником и т.д.). Позднее эту идею развивали Гегель, Маркс и Ленин; Витгенштейн имел дело в своей «теории семейных сходств». Возражение сегодня вызывает лишь терминология, в которой Э.В. Ильенков осуществляет свое исследование. Отражение связей, образующих целое из его частей, на протяжении истории философии называли по-разному: синтезом, восхождением от абстрактного к конкретному, дедукцией (в формализованных науках). Обозначение этой процедуры еще и термином «диалектическое обобщение» не только без нужды затрудняет понимание ее сути, но и «отнимает предмет» у теории восхождения от абстрактного к конкретному: «конкретное» и «подлинно всеобщее» оказываются синонимами. Большую ценность сегодня представляет аргументация, выдвигаемая автором в защиту точки зрения, согласно которой идеальное воплощено не только в языке, но и в формах материальной деятельности людей, а также в формах продуктов этой деятельности. Именно эта точка зрения лежит в основе отождествления им диалектики, логики и теории познания. Таким образом, проблемы, которые Ильенков с таким трудом доводил до сознания современников, сегодня признаны классическими, а решения этих проблем, предлагаемые им, вызывают все большее внимание и интерес. Это позволяет сделать вывод, что главная книга Э.В. Ильенкова важна для понимания не только истории отечественной философии, но и ее современного состояния. Г.Д. Левин