КАТОЛИЧЕСТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КАТОЛИЧЕСТВО
одна из трёх ветвей (направлений) христианства. В 395 году, после разделения Римской империи, христианство также разделилось на два направления: католичество с центром в Риме, и православие с центром в Константинополе. Окончательный раскол между церквями произошёл в 1054 году. Католичество представляет собой единую церковь, возглавляемую Римским папой. Считается, что Святой Дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-сына. Церковь является хранителем и распорядителем Святого духа, а потому выше светских властей и непогрешима. В католичестве (в отличие от православия) существует понятие «чистилища», куда душа попадает после смерти; «индульгенции» - освобождение от кары за грехи; «целибат» - обет безбрачия для священников. Крестятся слева направо, причащаются хлебом, крещение осуществляется обливанием, миропомазание в 7-8 лет. Главный праздник – Рождество (рождение Иисуса как человека). Подчёркивается человеческая сущность Христа, из чего следует стремление к улучшению земной жизни.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Католичество
От начала христианства до IX в. во всем мире существовала одна Христова церковь, вселенская, или кафолическая. С IX в. началось и в XI в. окончательно совершилось распадение ее на две отдельных церкви восточную и западную, причем каждая из них оставила за собою название католической, или, по латино-романскому произношению, католической. Более точное название их: восточно-кафолической и римско-католической. Со времени разделения церквей в церкви римско-католической при сохранении ею существенных черт общехристианского учения ясно обозначается ряд особенностей в догматах, в обрядах, в устройстве церковного управления, дисциплине и канонах. Источниками вероучения римская церковь одинаково с восточною признает Св. Писание и Св. Предание, как содержащие в себе божественное откровение. Но в учении о св. Писании католическая церковь не делает различия между книгами св. Писания каноническими и неканоническими и признает все книги, содержащиеся в латинской Библии, каноническими, т. е. боговдохновенными, источниками веры. Между католической и православной церквями до сих пор сохраняются существенные разногласия как в порядке богослужения, так и в ряде иных предметов.

Источник: Православный церковный словарь.

КАТОЛИЧЕСТВО
греч. katholikos - термин христианского учения, впервые встречающийся в христанской литературе у Св. Игнатия Антиохийского (посл. к Смирнянам 8. 2.) и использующийся в следующих значениях: 1) в значении Вселенской Церкви в отличие от понятия о поместных церквях, подчеркивая веру всей Церкви, т.е. те доктрины, которые исповедывались "всегда, повсюду, всеми"; 2) в значении "ортодоксальный", "правильный" в отличие от "еретического" или "раскольнического"; 3) в значении ранней неразделенной Церкви - до разрыва между западным и восточным христианством в 1054 (см. Филиокве); 4) в значении тех христиан, которые заявляют о своей принадлежности к исторически-непрерывному Преданию Церкви в отличие от протестантов, признающих для себя исключительным авторитетом Священное писание (Библию) интерпретируемое ими в духе Реформации; 5) представителями Западной Церкви термин "К." ("Римо-К.") используется как самоназвание, начиная с Реформации (16 в.), т.е. термин "Западная Церковь" конституируется в рамках дистинкции по отношению к православию, то термин "К." ("римо-К." или "католицизм") - по отношению к протестантизму, 6) англикане и, позднее, старо-католики также называют себя термином "К.", причем и восточные и западные христиане нередко соглашаются с тем, что в выше указанных общинах представлена в той или в иной мере вера раннехристианской церкви. Со стороны вероучения К. как Римо-К. характеризуется строгой приверженностью Преданию с принятием "живого голоса" Церкви, "непогрешимо раскрывающей откровенные истины", утвержденные на основании веры. Если в ранние века Церковь занималась раскрытием содержания понятий о Троице и Воплощении, в средние века ее усилия были центрированы вокруг учения об отношениях Бога к человеку через благодать и таинства, После Тридентского собора (1563) богословы занимались раскрытием понятий о структуре и прерогативах Церкви, месту Божией Матери в домостроительстве спасения и функции Папы как наместника Христа на земле, учение о чем нашло свое выражение в догмате о папской непогрешимости, провозглашенном на I Ватиканском соборе в 1870. В последующие годы возникла определенная реакция против позиций, развившихся к концу 19 в. в связи с желанием привести Церковь в более тесную связь с современным миром. Это движение тесно связано со II Ватиканским Собором, а именно - его постановлениями о коллегиальности епископов, использование вернокулярности в богослужении, и в более либеральном отношении к христианам других конфессий. С внешней точки зрения Римо-К. представляется как организованная иерархия епископов и священников с Папой во главе. Согласно Римо-Католическому учению, эта иерархия представляет Божественную власть, основанную на полномочиях, врученных Христом его апостолам вообще (Ин. 20, 23) и Св. Петру, в частности (Мф. 16, 18; 22, 32; Ин. 21, 15-17), преемниками которых традиционно считаются Папы. Первенство Пап над Церковью, не смотря на мнения представителей Теории Соборности и Га-ликанистов, широко было принято в Западной Церкви с ранних времен, как видно из возвращений к Риму во время расколов Донатистов и Пелагиан в 4 и 5 веках. Это учение было положительно принято на Трентском соборе и лишь слегка модифицировано II Ватиканским собором, который подчеркнул позицию епископов. Сверхестественная жизнь, как и в Православии, преподается христианам представителями иерархии в 7 Таинствах (Крещении, Миропомазании, Покаянии, Евхаристии, Священстве, Браке и Соборовании). Центром Литургической жизни в Римо-К. является Месса, представляемая как продолжение Воплощения и бескровное воспроизведение Голгофской Жертвы. Акцентирован культ Мадонны. Религиозная жизнь, оформленная в средние века в относительно небольшом количестве монашеских Орденов и братств, в постреформационном К. выросла как в их количестве, так и в их активности. Наиболее влиятельным из современных орденов является "Общество Иисуса" (Иезуиты). По данным 1993, в мире насчитывается более 900 миллионов римо-католиков. (См. также Христианство, Символ веры, Филиокве, Томизм, Неотомизм, Аджорнаменто).
А.А. Рыбаков

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
273.96 кб

К истории мифа о переходе Л. П. Карсавина в католичество

Шаронов Владимир Иванович
В массовой, а иногда и в научно ориентированной печати воспроизводятся сведения о переходе в католичество русского ученого и религиозного философа Льва Карсавина.
Читать PDF
233.33 кб

Теория стейкхолдеров и католическая социальная мысль

Алфорд Хелен
Исследованы два этических подхода к обоснованию теории стейкхолдеров: концепция корпоративной социальной ответственности и католическая социальная доктрина.
Читать PDF
1.00 мб

Актуальные вопросы философской антропологии: католическая религиозная трактовка

Дзоффоли С.
В статье предложена интерпретация католической религиозно-философской антропологии, сжато выраженной в библейской формулировке imago Dei (образ Божеий).
Читать PDF
190.60 кб

2018.04.004. ЭССЕН Г. НА ЛЕСОВОЗНЫХ ПУТЯХ В МОДЕРН: КАТОЛИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ И МАРТИН ХАЙДЕГГЕР. ESSEN

Погорельская С.В.
Читать PDF
327.71 кб

КАТОЛИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ И ТЕЛЕОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ: БОЖЕСТВЕННОЕ И МИРОВОЙ ПОРЯДОК. (ОБЗОР

Цибизова И.М.
Читать PDF
2.36 мб

Статус и значение личности в католической мысли ХХ века

Кириллова О. А.
Читать PDF
173.30 кб

Роль Владимира Соловьёва и Жака Маритена в объединении католической и византийской традиций прав чел

Шаронов И. И.
Читать PDF
156.65 кб

Католические ученые о метафизике

Суркова Людмила Вениаминовна, Яковлев Юрий Юрьевич
In this article the authors consider materials of the Third World Metaphysical Congress. It was held in Roma in 2006 (July 6-9).
Читать PDF
217.70 кб

Протестантский и католический неоаристотелизм в немецкой философии XIX В. Франц Брентано о многознач

Громов Роман Анатольевич
В философской литературе XIX века неоаристотелизм признавался влиятельным философским течением. Формирование данного течения связано с именем А. Тренделенбурга и его учеников.
Читать PDF
171.29 кб

2019.02.033. АРНОЛЬД К. КАТОЛИЧЕСКИЙ АНТИМОДЕРНИЗМ. ARNOLD C. KATHOLISCHER ANTIMODERNISMUS // HEIDEG

Погорельская С.В.
Читать PDF
139.15 кб

От этноцентризма к инкультурации. Культура и цивилизация в истории католических миссий

Максимов Алексей Сергеевич
В статье в исторической перспективе рассматриваются проблемы культурной рецепции в католических миссиях.
Читать PDF
173.30 кб

Роль Владимира Соловьёва и Жака Маритена в объединении католической и византийской традиций прав чел

Шаронов И. И.
Читать PDF
707.01 кб

Николс Э. Контуры католического богословия. Введение в его источники, принципы и историю. М. : ББИ,

Мякшин Василий Александрович
Первая публикация на русском языке книги известного современного католического богослова стала значительным событием минувшего года. Эйден Николс весьма плодовитый автор, им написано тридцать восемь книг и около сотни статей.
Читать PDF
165.35 кб

Развитие католического социально-экономического учения в период понтификата Бенедикта XVI

Голубев Константин
На период понтификата Бенедикта XVI приходится задача развития католического социального учения в условиях глобализации и мирового финансовоэкономического кризиса.
Читать PDF
302.59 кб

Естественный закон в позиционировании современного католического социального учения

Голубев Константин
В статье рассмотрены проблемы и значение отстаивания важности естественной и евангельской морали в современном мире, в котором усиливается распространение морального релятивизма, поскольку как свойственные человеческой природе нра

Похожие термины:

  • Католическая мысль Латинской Америки о путях освобождения

    Латиноамериканская религиозно-философская мысль, конечно, не оторвана от традиционных и обновленных вариантов католичества как такового. Но она вносит в современное христианство целый ряд важн
  • АНТРОПОЛОГИЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ

    совокупность представлений и учений о человеке, возникших в рамках католической теологии и философии. В своем классическом варианте католическая антропология восходит к Августину, учение о чело
  • ЛИБЕРАЛЬНАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    течение в католицизме, к-рое стремилось примирить в различных странах Зап. Европы либеральные бурж. институты и католич. доктрину. В 19 в. в Англии была создана церковь, в доктрине к-рой сочетались те
  • РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    см. Католицизм.
  • КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    религ.-филос. направление, объединяющее различные школы, к-рые ставят своей целью обоснование католич. вероучения, опровержение атеистич. учений, в первую очередь науч.-материалистич. мировоззрени
  • КАТОЛИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

    бурж. партии, тесно связанные с руководством католич. церкви и использующие религ. верования людей в полит. целях. К. п. - порождение периода империализма. С помощью К; п. церковники, действуя в интере
  • Католический

    (catholicus, καθολικός повсюдный, κατά по, όλος весь) — повсюдный, повсеместный. Это слово употребляется для обозначения римского вероисповедания; для обозначения же православного, или восточного, веро
  • Католическая периодика в России

    Впервые идея издания катол. журнала на русском языке возникла у русского иезуита о. Ивана (Ксаверия) Гагарина в 1866 во Франции. Однако в то время этот проект не удалось осуществить. Первые католическ
  • Католическая апостольская Церковь

    христианская деноминация. Вначале это движение, основанное Эдвардом Ирвингом, последователей которого иногда называют ирвингистами, представляло собой харизматическую группу. Вскоре у нее появ
  • СМЕШАННАЯ ПРАВОСЛАВНОРИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

    создана для разрешения богосл. разногласий между православными и католиками. Первая встреча состоялась в 1980 (о-ва Патмос и Родос, Греция), вторая - в 1982 (Мюнхен, ФРГ), третья - в 1984 (о. Крит, Греция). Веду
  • Католические учебные заведения в России

    Первое К. у. з. в России было основано в 1685 в Москве иезуитами. В 1707 в их училище, призванном готовить мальчиков к дипломатической службе, насчитывалось 50 учеников. При императоре Александре I иезуит
  • КАТОЛИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ

    общее название, объединяющее светские католич. орг-ции (профессиональные, женские, молодежные, спортивные и др.), руководство к-рыми осуществляется католич. церковью. Цели «К. д.» -укрепление и расши
  • Католическое духовенство в России

    принадлежит в наст, вр. по территориальному признаку к двум Апостольским администратурам европ. и азиатской части страны. По причине острой нехватки катол. духовенства в Апостольских администрат
  • КАТОЛИЦИЗМ , или РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ

    первоначально осмыслял себя как естественную религию человеческого рода. Но проблема в том, существует ли вообще какая-либо определенная религия, укорененная в человеческом сердце? Скорее наобор
  • Проблема добра и зла, общечеловеческих ценностей в католической мысли и философия Г. Марселя

    История религиозной мысли накопила множество ответов на трудный для нее вопрос: если мир сотворен и управляем мудрым и благим Богом, то как это согласуется с бедствиями и злом? Или: как оправдать Б
  • СИНОД ЕПИСКОПОВ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

    совещат. орган при папе римск., созданный Павлом VI по рекомендации II Ватикан, собора. Собирается по инициативе папы раз в 3 года. С. е. к. ц. обсуждает назревшие важные для церкви вопросы. Решения синод
  • Культ святых в католической церкви

    Почитание святых в катол. церкви восходит к раннехрист. практике и поэтому имеет многие общие особенности с культом святых в правосл. церкви (дни памяти святых и праздники наиболее чтимых из них; о
  • Международные связи католической церкви в России

    Особенностью устройства катол. церкви является уникальное положение ее церковного центра Апостольского Престола, резиденция к-рого находится на территории независимого гос-ва Ватикан, суверено
  • Праздники римско-католической церкви

    Вершиной литургического года в катол. церкви является Священное Пасхальное Триденствие (с вечера Великого Четверга до дня Пасхи включительно), кульминацию к-рого представляет Святая Ночь — Навеч