Первое К. у. з. в России было основано в 1685 в Москве иезуитами. В 1707 в их училище, призванном готовить мальчиков к дипломатической службе, насчитывалось 50 учеников. При императоре Александре I иезуиты, нашедшие после роспуска ордена в 1773 прибежище в России благодаря заступничеству Екатерины II, возобновляют свои попытки утвердить дело катол. воспитания и образования в России. В Петербурге при церкви св. Екатерины ими была создана начальная школа Collegium Petropolitanum Paulinum, куда с 1803 стали отдавать своих детей и представители аристократических фамилий российской столицы. Однако уже в 1806 из-за подозрений в прозелитизме иезуиты были практически отстранены от преподавания. В 1842 в Петербурге появляется первое высшее духовное учебное заведение катол. церкви Императорская Санкт-Петербургская катол. духовная академия, перенесенная сюда из Вильно. С закрытием в 1867 Духовной римскокатолической академии в Варшаве Петербургская академия становится центром подготовки катол. духовенства в Российской империи. В 1917 штат преподавателей академии насчитывал 17 чел., 83 ее студента проходили курс обучения, необходимый для получения высшего богословского образования. В то же время в Петербургской катол. семинарии обучались 102 чел. Каждый из 5 римско-катол. диоцезов, находившихся на территории собственно России, располагал своей семинарией. Немалую роль в системе катол. образования в Российской империи играли приходские гимназии и начальные школы. К примеру, только крупнейший петербургский приход св. Екатерины в течение десятилетий содержал мужскую и женскую гимназии, ремесленное училище и 11 начальных школ. За время своего существования начальные школы при этом приходе воспитали 20 000 детей из катол. семей, а выпускниками обеих гимназий стали 1500 юношей и девушек.
Декретом СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 янв. 1918 и согласно инструкции Народного комиссариата юстиции от 24 авг. 1918 все духовные учебные заведения высшие, средние и начальные, в т. ч. и катол., были переданы в распоряжение Народного комиссариата просвещения. 5 июля 1920 была закрыта часовня Католической духовной академии в Петрограде, что означало окончательную реквизицию ее здания. Однако в течение нек-рого времени Петроградская катол. духовная академия и семинария вели нелегальную деятельность. Восстановление деятельности К. у. з. в России стало возможным только благодаря возрождению канонических структур катол. церкви в СССР времен «перестройки». В нояб. 1991 был основан Колледж катол. теологии им. св. Фомы Аквинского, изначальная цель к-рого состояла в подготовке католиков-мирян для работы в кач-ве катехизаторов в приходах Апостольской администратуры европ. части России (см. Апостольские администратуры). Однако на сегодняшний день первоначальная цель трехлетнего обучения в колледже, т. е. «получение звания преподавателя католического вероучения», значительно расширилась, в связи с чем было решено перестроить учебную программу, чтобы «привести студента к уровню познаний в богословии академического типа». С 1998 руководство колледжем приняли на себя иезуиты. Деятельность колледжа отличает широкая экуменическая направленность, что выражается как в подборе преподавателей, так и в критерии приема учащихся. В наст. вр. при колледже имеется заочное отделение, филиалы колледжа действуют в Санкт-Петербурге, Саратове, Оренбурге и Калининграде. Кол-во студентов очного отделения в 1997 составило 120 чел. и 50 студентов обучаются на заочном отделении. 1 сент. 1993 в Москве при храме Непорочного Зачатия состоялось открытие высшей катол. семинарии «Мария, Царица Апостолов». В 1995 к началу нового учебного года семинария переехала в С.-Петербург, где ей было передано историческое здание, некогда принадлежавшее прежней Католической духовной академии и семинарии. В наст. вр. в семинарии проходят подготовку 44 чел. Семинария готовит также священников и для монашеских орденов в России, первых своих четырех студентов в нее направили францисканцы. 15 окт. 1993 в Новосибирске была открыта предсеминария. Во мн. катол. приходах регулярно проводятся курсы катехизиса как для готовящихся принять крещение, так и для желающих усовершенствовать свою духовную жизнь. Частым явлением в приходской жизни становятся воскресные школы и различные кружки для детей.