религ.-филос. направление, объединяющее различные школы, к-рые ставят своей целью обоснование католич. вероучения, опровержение атеистич. учений, в первую очередь науч.-материалистич. мировоззрения. В период позднего средневековья К. ф. от августи-новского платонизма переходит к христ. аристотелизму, в к-ром воплотились стремления католич. философов создать универсальную религ.-филос. систему, отвечающую идеологич.запросам католич. церкви (Альберт Великий, Фома Аквинский). В период Возрождения и Нового времени внутри К. ф. возникали различные течения, представители к-рых стремились расширить фундамент К. ф., включить в нее новые филос. идеи (неосхоластика}. В совр. эпоху офиц. филос. доктриной католицизма является неотомизм. Вместе с тем в рамках К. ф. существуют течения, расходящиеся с неото-мизмом. Это - августинизм, суа-ресизм, спиритуализм, христ. экзистенциализм и др. Сторонники этих течений пытаются использовать отд. модные идеалистич. течения для укрепления К. ф.
КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Источник: Атеистический словарь
КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
обычно называемая ее представителями «христ. философией», - филос. система, стремящаяся обосновать и оправдать догмы католич. церкви в борьбе против инакомыслящих и прежде всего против научного, атеистич. миропонимания. В первые века христианства т. н. отцы церкви (см. - Патристика) отвергали всякую философию, рассматривая ее как «богопротивные языч. заблуждения самонадеянного человеч, ума». они всячески подчеркивали бессилие человеч. разума и непостижимость для него «божеств, промысла». Нелепость, иррациональность церк. догматов, могущих быть лишь предметом слепой веры, рассматривались как свидетельство их божеств, природы (Тертуллиан). В ср. века католич. богословы от огульного отрицания философии все более переходили к попыткам ее использования в интересах укрепления церкви. Схоластика представляла собой цепь попыток богословов поставить логич. мышление себе на службу для обоснования, систематизации и защиты церк. догм.
В наст. вр. офиц. философией католицизма, освященной Ватиканом, является неотомизм, проповедуемый в особенности доминиканцами и (в более гибкой и приспособленной к совр. условиям форме) иезуитами. Ватикан ввел для священнослужителей «антимодернистскую присягу», запрещающую всякое иное филос. обоснование католицизма, кроме томистского. Пием XII в энциклике «Humani generis» специально осужден в качестве филос. обоснования христианства экзистенциализм. Тем не менее среди филос. приверженцев католицизма сохраняются течения, расходящиеся с офиц. католич. доктриной неотомизма: августинисты (Вуст, Цшивара, Гессен, Тиррелл), модернисты интуитивистского толка (Блондель, Луази, Буопаиути), экзистенциалисты (Гвардини, Марсель, Зиверт), спиритуалисты (т. п. галаратский кружок; Шьякка), использующие в интересах католицизма разл. модные течения совр. идеализма. Все эти течения в разл. форме стараются приспособить примитивные религ. верования к идеологич. запросам совр. буржуазии.
В наст. вр. офиц. философией католицизма, освященной Ватиканом, является неотомизм, проповедуемый в особенности доминиканцами и (в более гибкой и приспособленной к совр. условиям форме) иезуитами. Ватикан ввел для священнослужителей «антимодернистскую присягу», запрещающую всякое иное филос. обоснование католицизма, кроме томистского. Пием XII в энциклике «Humani generis» специально осужден в качестве филос. обоснования христианства экзистенциализм. Тем не менее среди филос. приверженцев католицизма сохраняются течения, расходящиеся с офиц. католич. доктриной неотомизма: августинисты (Вуст, Цшивара, Гессен, Тиррелл), модернисты интуитивистского толка (Блондель, Луази, Буопаиути), экзистенциалисты (Гвардини, Марсель, Зиверт), спиритуалисты (т. п. галаратский кружок; Шьякка), использующие в интересах католицизма разл. модные течения совр. идеализма. Все эти течения в разл. форме стараются приспособить примитивные религ. верования к идеологич. запросам совр. буржуазии.