ЯНЬ ФУ

Найдено 1 определение
ЯНЬ ФУ
Янь Юлин, Янь Цзи-дао. Лит. псевд. Гуань во шэн ши чжу жэнь ("Хозяин кабинета, наблюдающий собств. жизнь"). 8.1.1854, уезд Хоугуань, пров. Фуцзянь, - 27.10.1921, Фучжоу. Переводчик, обществ, деятель, идеолог реформаторства. В 1871 окончил мореходное училище в Фучжоу. Проходя практику в военно-морском флоте, посетил Сингапур, Японию. В 1877 - 9 получил высшее технич. образование в Англии. Преподавал в Бэйянском военно-морском училище и др. учебных заведениях. В 1896 стал руководителем Канцелярии русского языка, готовившей переводчиков. В 1897 основал в Тяньцзине газету "Говэнь бао" ("Гос. новости"), выступавшую в поддержку реформаторского движения, экономич. теорий свободной конкуренции, за конституц. монархию. После "ста дней реформ" в 1898 газета была закрыта, Я.Ф. подвергся преследованиям. В 1900- 11 служил в системе просвещения, возглавлял ряд учебных заведений. В 1909 получил высшую ученую степень цзиньши, в 1911 -звание штабного офицера военно-морских сил 1-го ранга. Я.Ф. не поддержал антимонархич. Синь-хайскую революцию, считая республиканский строй "не соответствующим уровню знаний кит. народа". В 1913- 16 был дипломатич. и юридич. советником канцелярии президента Юань Шикая, участвовал в работе комиссии по выработке временной конституции. Переводы Я.Ф. впервые познакомили кит. об-во с соч. Ш. Монтескье ("О духе законов"), А. Смита ("Исслед. о природе и причинах богатства народов"), Т. Гексли ("Эволюция и этика"), Д.С. Милля ("Система логики силлогистической и индуктивной"). В публицистич. соч. Я.Ф. первым открыто выдвинул задачу нац. спасения, предложил ее решение с позиций социал-дарвинистского эволюционизма. Известность ему принесло опубликование в 1895, после поражения Китая в войне с Японией, серии политико-филос. статей: "Лунь щи бянь чжи цзи" ("О стремительности перемен в мире"), "Юань цян" ("Обращение к источникам могущества", в рус. пер. - "Источники силы"), "Пи Хань" ("Опровержение Хань [Юя]"), "Цзю ван цзюэ лунь" ("Окончательное суждение [о путях] спасения"), в к-рых он, порвав с конф. традицией, обратился к зап. обществ, теориям. Признавая "гос-во подобным организму", а "политич. мероприятия подобными растениям", Я.Ф. трактовал жизнь об-ва в категориях борьбы за существование и естеств. отбора. Источником исконной свободы гос-ва и человека считал природу - Небо (тянь). Классич. формулу Мэн-цзы "народ первостепенно ценен... правитель - третьестепенен" Я.Ф. истолковывал в духе теории "обществ, договора" Ж.Ж. Руссо, объясняя возникновение прав-ва и аппарата подавления инициативой народа, нуждавшегося в защите, и "существованием зла". Отношения типа "государь - подданные" порождены необходимостью и отличны от свободного развития дао, но потому они и не вечны. Однако время безгосударственного самоуправления еще не настало не только в Китае, но и в "образцовых" зап. гос-вах, где, по мнению Я.Ф., "из важных вопросов гос. значения семь десятых решает сам народ, а три десятых - прав-во". Могущество Запада Я.Ф. связывал с принятием и развитием там "общих принципов" (гун ли) равенства, свободы, нар. суверенитета и демократии. Но "одними политич. мерами... нельзя добиться успеха в управлении [гос-вом]", ибо "бедность и богатство, сила и слабость, порядок и смуты в гос-ве определяются физич., умственными и нравственными качествами его народа". Поэтому гос. политика должна быть направлена на достижение трех гл. целей: "развитие физич. сил народа, просветление его ума и обновление его морали". Поднять моральный уровень, по Я.Ф., может лишь пробуждение любви к родине, а "для этого нужно учредить в столице парламент и повелеть по всей Поднебесной провести публичные выборы правителей уездов и областей". В последние годы жизни Я.Ф. выступал за изучение конф. классики, против замены лит. яз. вэньяня близким к разговорному языком байхуа. Источники силы; Опровержение Хань Юя // Избр. произв. прогрессивных кит. мыслителей нового времени (1840-1898). М., 1961; Хоугуань Янь-ши цункэ (Соч. г-на Яня из уезда Хоугуань). Тайбэй, 1969; Тянь янь лунь (Гексли Т. Теория природного развития. Пер. Я.Ф.). Тайбэй, 1977; **Круминский А.А. Творчество Я.Ф. и проблема перевода. М., 1989; Кобзев А.И. Китай // История политич. и правовых учений. XIX век. М., 1993; Лунь Я.Ф. юй Яньи минчжу (О Я.Ф. и его знаменитых переводах). Пекин, 1982; Schwartz B. In Search of Wealth and Power: Yen Fu and the West. Harvard, 1964. А.И. Кобзев, П.Н. Остров

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Религиозно-философская полемика конфуцианца Хэ Чэнтяня и буддиста Янь Яньчжи (IV-V вв. Н. Э. )

Цыренов Чингис Цыбикдоржиевич
В статье на основе авторского перевода предложена реконструкция понятийного аппарата философской переписки китайских мыслителей раннего средневековья (Хэ Чэнтянь (370-447 гг. н.э.) и Янь Яньчжи (384-456 гг. н.э.
Читать PDF
0.00 байт

2015.03.018. ФАНЬ МЕЮНЬ, ЛЮ СЯОТИН, ВАН ЖИЛЕ. ВКЛАД КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ИН-ЯНЬ В СОВРЕМЕННЫЙ ДИАЛОГ

Цибизова И.М.

Похожие термины:

  • ЯНЬ АНЬЛЭ

    Янь Гунсунь. 1 в. до н.э. Каноновед, представитель "школы текстов новых письмен" (цзиньвэнь цзин сюэ, см. Цзин сюэ). Основоположник т.н. школы г-на Янь (Аньлэ] (Янь сюэ [2]) в толковании "(Чунь цю] Гунъян чжуа
  • БАО ЦЗИН-ЯНЬ

    3 - 4 в. Даос, философ. Единств, источником, в к-ром он упоминается, является гл. 48 трактата Гэ Хуна (3 - 4 вв.) "Баопу-цзы", содержащая изложение учения Б.Ц. и развернутую критику его идей. Существует предпо
  • ЯНЬ БЭЙМИН

    12.1907, окрестности Сяньтаня, пров. Хунань, - 1985, Шанхай. Учился в педагогич. лицее г. Чанша, затем самостоятельно изучал философию и конф. каноны (см. "Ши сань цзин"). Участвовал в борьбе против япон. агре
  • ЯНЬ-ЦЗЫ ЧУНЬ ЦЮ

    Весны и осени Янь-цзы". Трактат в восьми цзюанях ("свитках"), традиционно приписываемый Янь Ину (Янь-цзы, ? - 500 до н.э.), сановнику гос-ва Ци. Относительно авторства и времени создания "Я.-ц. ч.ц." в традиц.
  • ЦЗОУ ЯНЬ

    конец 4 – нач. 3 вв. до н.э.) – др.-кит. философ, занимавшийся гл. обр. вопросами натурфилософии. Работы Ц. Я. не сохранились, и сведения, содержащиеся в др.-кит. источниках о нем и о его учении, носят фрагм
  • ЯНЬ ЦЗЮНЬ

    Янь Шаньнун. 16 в. Философ-неоконфуцианец; представитель Тайчжоуской школы. Уроженец Цзиани (на территории совр. пров. Цзянси). Учился у Ван Гэня, был учителем Сюй Юз. Взгляды и деятельность освещены
  • Янь-ди

    кит.) – «бог пламени» – бог солнца, лета, юга, повелитель пламени. В некоторых источниках Я.-д. назван единоутробным братом Хуан-еи, с которым они поделили пополам Поднебесную. Известен миф о войне м
  • ЯНЬ ТЕ ЛУНЬ

    Спор о соли и железе". Трактат Хуань Куаня, написанный во 2-1-й четверти 1 в. до н.э. Литературно обработанная запись дискуссии, состоявшейся в 81 до н.э. при дворе императора Чжао-ди дин. Хань между чинов
  • ЯНЬ ПЭНЦЗУ

    Янь Гунцзы. 1 в. до н.э. Каноновед, представитель "школы текстов новых письмен" (цзиньвэнь цзин сюэ, см. Цзин сюэ). Уроженец Сяпи окр. Дунхай (совр. уезд Писянь пров. Цзянсу). Служил в должностях правител
  • СУНЬ ЯНЬ

    Сунь Шужань. 3 в. Каноновед, филолог из гос-ва Вэй. Уроженец Юэаня (совр. Босин пров. Шаньдун). Ученик Чжэн Сюаня, прозван современниками "великим конфуцианцем из окр. Дунчжоу". Осн. соч. - "Чжоу и Чунь цю
  • СЮЙ ЯНЬ

    Предположительно 6 - 7 вв. Каноновед, автор "Чунь цю Гунъян чжуань шу" ("Толкование "Весен и осеней" в версии Гунъяна"), вошедшего в сб. "Ши сань цзин чжу шу" ("Тринадцать канонов с коммент."). Авторство на у
  • ЯНЬ ЮАНЬ

    Ичжи, Хунь-жань, прозв. Сичжай. 1635, Фуе (совр. пров. Хэбэй), - 1704. Мыслитель, педагог. В юные годы увлекался соч. Лу Цзююаня (12 в.) и Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.), впоследствии стал приверженцем другого напр
  • ЯНЬ ЖОЦЮЙ

    Янь Байши, прозв. Цяньцю. 1636, Тайюань пров. Шань-си, - 1704. Каноновед. Вместе с Ху Вэсм и др. учеными помогал Сюй Цянъсюэ в составлении "Дай Цин и тун чжи" ("Свод описаний империи Великая Цин"). Осн. соч. - "Гу
  • ЯНЬ-ВАН (ЯНЬЛО-ВАН)

    В народной мифологии владыка подземного мира; в государственном культе — правитель пятого судилища преисподней (диюй).