ЦЗОУ ЯНЬ
ЦЗОУ ЯНЬ
конец 4 – нач. 3 вв. до н.э.) – др.-кит. философ, занимавшийся гл. обр. вопросами натурфилософии. Работы Ц. Я. не сохранились, и сведения, содержащиеся в др.-кит. источниках о нем и о его учении, носят фрагментарный характер. Большей частью его взгляды реконструируются на основании трактата "Хун фань" ("Великий план"), входящего в "Шуцзин", классич. "Книгу истории", но поскольку в этом трактате имя Ц. Я. не упоминается, подобная реконструкция может быть лишь гипотетической. Ц. Я., по-видимому, дополнил учение инь и ян теорией пяти элементов (усин), согласно к-рой все явления природы и общества развиваются путем борьбы и взаимной смены элементов земли, дерева, металла, огня и воды. Каждый из них переживает подъем, расцвет и упадок, а затем в определ. порядке сменяется следующим (вода побеждает огонь, огонь преодолевает металл и т.д.). Ц. Я. перенес натуралистич. циклизм в сферу истории, связав теорию пяти элементов с историч. движением и провозгласив, что каждому элементу соответствует определ. династия, к-рая с неизбежностью действия естеств. закономерности сменяется следующей. Император Цинь Шихуан (221–209 до н.э.) сделал учение Ц. Я. частью офиц. идеологии и апеллировал к нему как к доказательству в пользу установления своей династии. Лит.: Быков Ф. С, Зарождение общественно-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с. 162–69; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 645–56; Fung Yu-Lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 159–69. В. Рубин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ЦЗОУ ЯНЬ
Цзоу-цзы. 305 - 240 до н.э. Ведущий представитель филос. школы иньян цзя. Принадлежал к школе Цзися. Сведения о взглядах и жизни Ц.Я. сохранились гл. обр. в "Ши цзи" Сыма Цяня (2-1 вв. до н.э.), "Хань шу" (1 в.) и нек-рых фрагментах "Люй-ши чунь цю" (3 в. до н.э.). Как ученый, Ц.Я. пользовался большим авторитетом - именовался "Янем, говорящим о мироздании", с почетом принимался в царствах Вэй, Чжао, Янь и др. Был учителем Чжао-вана, правителя царства Янь. Ц.Я. приписывается разработка доктрины, увязавшей концепцию взаимодействия полярных космич. сил инь ян с идеей циклич. порядка "пяти элементов" (у син [1]), хотя в сохранившихся свидетельствах о его взглядах концепция инь ян не упоминается. Система у син [ 1 ] представлена у него в тезисе о "циркуляции (конце - начале) пяти благодатен" (у дэ чжун ши) как универсальных вселенских начал, в ходе космогенеза возникающих вслед за "разделением Неба и Земли" и обусловливающих миропорядок. Ц.Я. распространил идею цикличности у дэ на историч. процесс, связав ее с этапами расцвета и деградации правящих династий и об-ва в целом. Взгляды Ц.Я. получили развитие в философии Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) и в религиозно-оккультной традиции, связанной с гадательной практикой, а также в средневек. историософских концепциях. Опираясь на нумерологич. расчеты (см. Сян шу чжи сюэ), Ц.Я. развил схему Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 в. до н.э.), определяющую строение и размеры территории "Срединных гос-в" (древнекит. царств), представленной как девятиклеточный квадрат со стороной 9 тыс. ли (возможные в то время значения ли - 477,84 - 497,7 м). Ц.Я. объявил эту территорию 1/9 одного из "девяти [мировых] материков" и 1/8 всей Поднебесной. Подстановка в схему Ц.Я. числовых данных Мэн-цзы определяет Поднебесную как квадрат со стороной 27 тыс. ли, что близко данным, сообщенным в "Люй-ши чунь цю" (3 в. до н.э.) и "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.) (28 тыс. ли с востока на запад, 26 тыс. ли с юга на север), и реальному диаметру Земли. Источник этих данных остается загадкой для исследователей. Сохранились сведения, что в "Хань шу", библиографич. разд. "И вэнь чжи" (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.) соч. Ц. Я. было посвящено 49 пяней (глав) и 56 пяней - его жизнеописанию, а в 7 в. каноноведом Янь Шигу был написан коммент. "Цзи Ц. Я. со шо" ("Об учениях Ц. Я."). Все эти материалы считаются утерянными. **Кобзев А.И. Актуальные проблемы истории и теории традиц. кит. науки // Совр. историко-науч. исследования: наука в традиц. Китае. М., 1987. С. 27 - 9. См. также лит-ру к ст. Иньян цзя.