ЯНЬ-ЦЗЫ ЧУНЬ ЦЮ

Найдено 1 определение
ЯНЬ-ЦЗЫ ЧУНЬ ЦЮ
Весны и осени Янь-цзы". Трактат в восьми цзюанях ("свитках"), традиционно приписываемый Янь Ину (Янь-цзы, ? - 500 до н.э.), сановнику гос-ва Ци. Относительно авторства и времени создания "Я.-ц. ч.ц." в традиц. кит. историографии существовали следующие осн. версии: кн. является соч. самого Янь Ина (эта точка зрения существовала вплоть до пер. правления дин. Сун - 10 - 13 вв.); произведением анонимного автора, жившего в конце пер. Чжаньго или в нач. пер. правления дин. Цинь (3 в. до н.э.); апокрифом, созданным в пер. Лючао (3 - 6 вв.). Вероятно, дошедший до нас текст был в осн. составлен в 5 - 4 вв. до н.э. как компендиум сюжетов об Янь Ине и впоследствии неоднократно пополнялся. В 1 в. до н.э. "Я.-ц. ч.ц." отредактирован Лю Сяном. В трактате нашли отражение историч. и художеств, образы Янь Ина, но дифференцировать их удается не всегда. Книга состоит из 215 частично повторяющих друг друга рассказов. Наиболее архаичный пласт "Я.-ц. ч.ц." содержит наставления Янь Ина своему монарху - Цзин-гуну, совершающему неправедный поступок, или ответы Янь Ина на вопросы различных лиц, связанные с гос. управлением и этикой. Гл. тема его высказываний - совершенствование управления и достижение гармонии во всех социальных сферах. Для этого правитель должен руководствоваться примерами "совершенномудрых" (см. Шэн [1]) монархов древности - гл. обр. Чэн Тана, Вэнь-вана и У-вана, осуществлять принципы гуманности (жэмь [2]) и "справедливости" (и [1]), под к-рой понимается выдвижение способных чиновников, наказание недостойных, любовь к народу и внимание к его нуждам; подданные обязаны соблюдать верность (чжун [2], см. Чжун шу) своему правителю. Регулятором обществ. отношений являются "церемонии" (ли [2]). "Я.-ц. ч.ц." э ср. века и новое время рассматривался кит. учеными как конф. произведение - во мн. библиографиях он открывает класс "Конфуцианцы" ("Жу цзя") разд. "Философы" ("Цзы бу"), а имя Янь Ина ставилось порой в одном ряду с именами Цзы Сы (5 в. до н.э.), Мэн Кэ, Сюнь Куана (4 - 3 вв. до н.э.). В то же время Янь Ин проявляет себя знатоком "дел духов", общение с к-рыми необходимо, по его мнению, для процветания гос-ва, сторонником принципов бережливости и воздержания в быту и хозяйств, деятельности гос-ва. Эти темы, не характерные для конф. памятников, и ряд выпадов против Конфуция (6 - 5 вв. до н.э.), содержащихся в тексте, сближают Янь Ина с Mo Ди (5 - 4 вв. до н.э.). В силу этого "Я.-ц. ч.ц." включался нек-рыми библиографиями в класс "Монеты" ("Мо цзя"). Однако скорее всего идеи, высказанные в кн., принадлежат к некоей совокупности взглядов, частично заимствованных позднее конфуцианцами и монетами. *"Я.-ц. ч.ц." цзи ши (Сводное толкование "Весен и осеней Янь-цзы"). Сост. у Цзэюй. Т. 1 - 2. Шанхай, 1962; **Сторчевой Л.В. "Я.-ц. ч.ц."- введение в изучение текста. Прилож.: Оглавление "Я.-ц- ч.ц." // Петербургское востоковедение. 1992. Вып. 1; Walker R.L. Some Notes on the Yen-tzu Chun-chiu // Journal of American Oriental Society. 1953. Vol. 73. N 3; Holier R. Yen-tzu und das Yen-tzu chun-chiu. Fr./M.- Bern, 1983. Л.В. Сторчевой

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь