ЯНЬ БЭЙМИН

Найдено 1 определение
ЯНЬ БЭЙМИН
12.1907, окрестности Сяньтаня, пров. Хунань, - 1985, Шанхай. Учился в педагогич. лицее г. Чанша, затем самостоятельно изучал философию и конф. каноны (см. "Ши сань цзин"). Участвовал в борьбе против япон. агрессии в провинциях Хунань, Чжэцзян и Шанхае. В 1938 - 40 - гл. ред. еженедельника "Цжэцзян чао"; к тому же времени относятся его первые публикации о положении Китая и его освободительной борьбе.. С 1948 проф. политич. наук и права ун-та Дася, Юридич. ин-та в Шанхае, с апреля 1949 в Пекине - секретарь Политич. юаня (временного прав-ва), секретарь Чжоу Эньлая. В том же году снова переехал в Шанхай, стал проф. политики Фуданьского ун-та, с 1958 - проф. истории кит. философии филос. ф-та, чл. университетского ученого совета, чл. правления Шанхайской ассоциации обществоведов и философов, Об-ва изучения религий, чл. Шанхайского НПКС. Круг науч. интересов Я.Б. широк: от проблем диалектики производительных сил и труда при социализме до изучения истории и методологии кит. древней и средневек. философии, включая философию и этику кит. буддизма. Я.Б. выступал против вульгарной критики конфуцианства и личности Конфуция, за что подвергся репрессиям в пер. "культурной революции". Критиковал вульгарную схему истории философии, выдвинутую А.А. Ждановым, подчеркивал, что оценку филос. идеям того или иного мыслителя нельзя дать в отрыве от анализа эпохи, в к-рую он жил и творил, изучения состояния естествознания, истории познания и общественно-политич. мысли. Большое внимание уделял изучению философии (прежде всего гносеологич. идей и логики) буд. мыслителей, отмечал их большой вклад в развитие филос. мысли Китая в ср. века, новое и новейшее время. Исследования теории познания, этики, логики, диалектики буддизма были обобщены Я.Б. в законченной в 1983 кн. "История кит. буд. философии" (не издана). С 1936 по 1982 опубликовал свыше ста крупных трудов. *Во го году шици дэ цзичу хэ шанцэн цзяньчжу (Базис и надстройка в переходный период в Китае). Хубэй, 1955; Шэхуэйчжуи чжиду дэ лаодун (Труд при социалистич. строе). Пекин, 1956; Кун-цзы дэ чжэсюэ сысян (Филос. идеи Конфуция). Шанхай, 1959; Бяньчжэн вэйучжуи хэ цзинцзи гуйлюй (Диалектич. материализм и законы экономики). Шанхай, 1959; 2-е перераб. изд., 1980; Чжунго гудай чжэсюэ юйянь пуши сюань (Древнекит. филос. притчи). Ч. 1. Шанхай, 1959; Лунь Чжуан-цзы (О Чжуан-цзы) // Фудань сюэбао. 1962. № 1; Чжэн-цзя пин куньлунь (О подлинной и мнимой критике конфуцианства) // Чжунхуа вэньши луньсун. 1979. Ч. 1; Лунь "Хун лоу мэнь" юй фосюэ сысян (О романе "Сон в красном тереме" и филос. идеях буддизма) // Фудань сюэбао. 1979. №2; Хуэйфу "Мэн-цзы" бэньлай мяньму (Вернуть первоначальный облик кн. "Мэн-цзы") // Шулинь. 1979, №1; Тань тань чжэсюэ ши фанфа лунь дэ иге чжунъяо вэньти - чжэмо каньтай вэйсиньчжуи (Поговорим о важном методологии, вопросе истории философии - об отношении к идеализму). Шанхай, 1980; Лунь фоцзяо дэ мэйсюэ сысян (Об эстетич. идеях буддизма) // Фудань сюэбао. 1981. № 3. М.Л. Титаренко

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь