Художественный

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Художественный
относящийся к искусству, к произведениям искусства; в таком смысле говорится, например, о художественных выставках. Но чаще это слово употребляется в смысле качеств какого-нибудь произведения, вполне соответствующего требованиям искусства. Основные же требования со стороны художественных произведений определяются теорией изящных искусств. Можно полагать собственно два основных требования, которым должно удовлетворять искусство, и оба они находятся в неразрывной связи: во-первых, в художественном произведении вещество, само по себе подчиняющееся только инерции и законам механического движения, должно превратиться в непосредственное орудие и выражение не какого-либо животного инстинкта, но целесообразно и свободно сознанной мысли, и притом так, чтобы цель этого выражения или произведения в нем самом и была достигнута. Во-вторых, так как помыслу, возникающему под влиянием чистой, а потому и законосообразной свободы, свойственно быть, в своих пределах, выше животных инстинктов и даже их превращать в орудие разумного самоопределения и самообладания, то художественное произведение не может противоречить нравственным началам жизни; потому что в разумном самообладании и самоопределении и состоит смысл нравственной природы. Напротив, художественные произведения даже могут животворить и одушевлять их. Поэтому Тэново понятие, что сущность художественных произведений или искусства сводится к одной характеристике изображаемых предметов, вовсе не выражает их смысла и значения. Можно характеристически изобразить разбойника и казнь его на эшафоте: но подобное удачно выполненное произведение будет только доказательством мастерства, но не будет иметь никаких стихий трагического художественного произведения (см. Трагедия). Характеристика — это только общее формальное требование, которому должно удовлетворять художественное произведение; но чтобы знать, какое именно характеристическое изображение художественно, нужно еще решить вопрос — в чем заключается общее содержание, общая отличительная черта искусства?

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Художественный
относящийся к искусству, к произведениям искусства; в таком смысле говорится, например, о художественных выставках. Но чаще это слово употребляется в смысле качеств какого-нибудь произведения, вполне соответствующего требованиям искусства. Основные же требования со стороны художественных произведений определяются теорией изящных искусств. Можно полагать собственно два основных требования, которым должно удовлетворять искусство, и оба они находятся в неразрывной связи: во-первых, в художественном произведении вещество, само по себе подчиняющееся только инерции и законам механического движения, должно превратиться в непосредственное орудие и выражение не какого-либо животного инстинкта, но целесообразно и свободно сознанной мысли, и притом так, чтобы цель этого выражения или произведения в нем самом и была достигнута. Во-вторых, так как помыслу, возникающему под влиянием чистой, а потому и законосообразной свободы, свойственно быть, в своих пределах, выше животных инстинктов и даже их превращать в орудие разумного самоопределения и самообладания, то художественное произведение не может противоречить нравственным началам жизни; потому что в разумном самообладании и самоопределении и состоит смысл нравственной природы. Напротив, художественные произведения даже могут животворить и одушевлять их. Поэтому Тэново понятие, что сущность художественных произведений или искусства сводится к одной характеристике изображаемых предметов, вовсе не выражает их смысла и значения. Можно характеристически изобразить разбойника и казнь его на эшафоте: но подобное удачно выполненное произведение будет только доказательством мастерства, но не будет иметь никаких стихий трагического художественного произведения (см. Трагедия). Характеристика — это только общее формальное требование, которому должно удовлетворять художественное произведение; но чтобы знать, какое именно характеристическое изображение художественно, нужно еще решить вопрос — в чем заключается общее содержание, общая отличительная черта искусства?

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
274.19 кб

Художественный символ и симулякр: эстетическое противостояние

Губанов Олег Александрович
Символ и симулякр рассматриваются как бинарная оппозиция. Прослеживается, как эти понятия фигурируют в истории философии. Выявляется онтологическая, гносеологическая и семиотическая специфика символа и симулякра.
Читать PDF
4.79 мб

Художественный образ на границе знания и веры в работах Л. Витгенштейна

Малинина Нина Львовна
Представлена проблема невыразимости и достоверности художественного образа в философии Л. Витгенштейна, прослеживаются различные аспекты влияния идей аналитической эстетики на художественную практику XX в.
Читать PDF
17.02 мб

Художественный образ как соотношение реального и ирреального у Ж. -П. Сартра

Малинина Нина Львовна
В статье рассматриваются теоретические положения Сартра по проблемам художественного образа. Ирреальное присутствует в художественном творчестве и восприятии произведений искусства.
Читать PDF
255.83 кб

Новые физические измерения: научная теория и художественный опыт

Чеботарева Е. Э.
Статья посвящена исследованию новых представлений о пространстве и времени в современной физической теории и художественном творчестве. В качестве образцов для рассмотрения выбраны работы физика-теоретика С.
Читать PDF
306.38 кб

«Художественный треугольник» и варианты его преодоления

Радеев Артем Евгеньевич
В статье рассматривается парадигма «автор произведение искусства -реципиент» в философии искусства. Каждый из элементов указанной парадигмы трактуется как особый субъект производства эстетического эффекта.
Читать PDF
1.17 мб

Художественный образ в срезе мысль и эмоция: феноменология Э. Гуссерля

Малинина Нина Львовна
В статье рассматривается обращение Гуссерля к проблемам искусства. Гуссерль различает переживание и изначальное переживание. Рефлексия всегда изменяет первоначальное переживание.
Читать PDF
231.34 кб

Философия языка и художественный текст: проблемы взаимодействия (на основе творчества В. В. Набокова

Черкунова Евгения Викторовна
Освещена проблема исследования философских аспектов функционирования языка в творчестве В.В. Набокова.
Читать PDF
655.08 кб

Художественный метод Н. Н. Ге как специфическая форма философствования

Замотохин Павел Павлович
На данный момент есть основания полагать, что творчество русского художника середины XIX века Н. Н.
Читать PDF
109.96 кб

Контролируемый литературно-художественный процесс: публицистическая программа Льва Троцкого

Юрганов Андрей Львович
В статье рассматривается политическая программа Льва Троцкого в отношении литературно-художественного процесса в СССР. Троцкий поддерживал «попутчиков» и выступал против пролетарской литературы как завершенной формы творчества.
Читать PDF
198.89 кб

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ: ФИЛОСОФСКИЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТЫ

Маслянка Юлия Владимировна
В статье рассматриваются вечная проблема смысла жизни, ее философский и художественный аспекты.
Читать PDF
216.14 кб

РАЗЛИЧАТЬ ДУХОВ (ДЕНЬГИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ)

Раскин Илья
Читать PDF
295.10 кб

История, художественная литература и человеческое время

Карр Дэвид
Читать PDF
88.68 кб

Сакральное без головы [Рец. На: Зенкин С. Н. Небожественное сакральное: теория и художественная прак

Гришин А. А.
Читать PDF
283.57 кб

Психологические предпосылки и механизмы эстетического и художественного восприятия

Арсеньев Иван Константинович
Читать PDF
8.48 мб

Имманентное и континуальное как философские основания конструирования образов детства в художественн

Нефедова Л.К.
В статье раскрывается репрезентативный потенциал художественной литературы, позволяющий осмыслить онтологию детства в гуманитарном знании. Определяется возможный подход к философскому осмыслению литературной репрезентации детства.

Похожие термины:

  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК

    см Язык искусства.
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД

    см. Творческий метод в искусстве.
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

    см. Художественный образ.
  • ГЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    лат. genius—гений, дух, хранитель) — высшая степень творческой одаренности в иск-ве, худож. таланта; человек, обладающий этой одаренностью. По словам Белинского, назначение Г. состоит в том, что он созд
  • КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    лат. conflictus — столкновение, разногласие, спор) — прямое или опосредствованное отражение иск-вом жизненных противоречий. К. х., составляющий в своей содержательной стороне сферу тематики, может нали
  • СИМВОЛ художественный

    греч. symbolon — опознавательная примета) —универсальная категория эстетики, соотносимая с категориями худож. образа, с одной стороны, и знака — с др.; это образ, взятый в аспекте своей знаковости, и зн
  • СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    греч. stylos - палочка для письма) - эстетическая категория, отражающая определенный способ восприятия и интерпретации человеком мира, что проявляется в конкретном соотношении содержания и формы, рез
  • ТАЛАНТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    греч. talanton)—творческая одаренность в иск-ве. Она предполагает наличие определенных физических данных: восприимчивого музыкального слуха для пианиста, особой пластичности (Пластика) тела для бале
  • ТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    от лат. textum — ткань; соединение) — смысловое целое, являющееся организованным единством составляющих его элементов; сообщение, направленное автором (адресантом) читателю, слушателю (адресату). Смы
  • ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    способность восприятия и оценки эстетических достоинств произведений искусства или объектов природы. Он проявляется преимущественно как система личных пристрастий, ориентирующихся на общеприн
  • ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    специфический акт художественного творчества, способствующий конструированию мыслимых и возможных вариантов бытия, представлению того, что может и должно-быть. Продуктивные свойства В. основаны
  • АБСТРАКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

    от лат. abstractio — отвлечение) — способ худож мышления и по строения образа реальности в иск-ве Подобно научной абстракции А. х. предполагает отвлечение от второстепенного, несущественного в информа
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    деятельность, в процессе к-рой создается и воспринимается произведение искусства. X. д. включает в себя различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, во
  • ФАНТАЗИЯ художественная

    греч. phantasia — психический образ, плод воображения) — важный элемент худож. творчества, выражающийся в нек-ром отрыве от реальности в процессе ее отражения в искусстве и создании чувственно восприн
  • ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

    совокупность приемов и изобразительно-выразительных средств, способ выражения определенного содержания. Форма «материализует» художественный замысел через систему художественных образов. Нео
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ

    см. Фотоискусство.
  • ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ

    мера эстетической ценности произведения искусства, степень его красоты.
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

    произведения культуры и искусства, созданные в результате творческой деятельности.
  • Художественные методы постмодернизма

    компиляция и цитирование культурных образцов.
  • ИДЕЯ художественная

    от греч. idea — представление) — воплощенная в произв. иск-ва эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и человека (Концепция художественная). И. составляет цен