Художественный

Найдено 1 определение
Художественный
относящийся к искусству, к произведениям искусства; в таком смысле говорится, например, о художественных выставках. Но чаще это слово употребляется в смысле качеств какого-нибудь произведения, вполне соответствующего требованиям искусства. Основные же требования со стороны художественных произведений определяются теорией изящных искусств. Можно полагать собственно два основных требования, которым должно удовлетворять искусство, и оба они находятся в неразрывной связи: во-первых, в художественном произведении вещество, само по себе подчиняющееся только инерции и законам механического движения, должно превратиться в непосредственное орудие и выражение не какого-либо животного инстинкта, но целесообразно и свободно сознанной мысли, и притом так, чтобы цель этого выражения или произведения в нем самом и была достигнута. Во-вторых, так как помыслу, возникающему под влиянием чистой, а потому и законосообразной свободы, свойственно быть, в своих пределах, выше животных инстинктов и даже их превращать в орудие разумного самоопределения и самообладания, то художественное произведение не может противоречить нравственным началам жизни; потому что в разумном самообладании и самоопределении и состоит смысл нравственной природы. Напротив, художественные произведения даже могут животворить и одушевлять их. Поэтому Тэново понятие, что сущность художественных произведений или искусства сводится к одной характеристике изображаемых предметов, вовсе не выражает их смысла и значения. Можно характеристически изобразить разбойника и казнь его на эшафоте: но подобное удачно выполненное произведение будет только доказательством мастерства, но не будет иметь никаких стихий трагического художественного произведения (см. Трагедия). Характеристика — это только общее формальное требование, которому должно удовлетворять художественное произведение; но чтобы знать, какое именно характеристическое изображение художественно, нужно еще решить вопрос — в чем заключается общее содержание, общая отличительная черта искусства?

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Художественный символ и симулякр: эстетическое противостояние

Губанов Олег Александрович
Символ и симулякр рассматриваются как бинарная оппозиция. Прослеживается, как эти понятия фигурируют в истории философии. Выявляется онтологическая, гносеологическая и семиотическая специфика символа и симулякра.
Читать PDF
0.00 байт

Художественный образ на границе знания и веры в работах Л. Витгенштейна

Малинина Нина Львовна
Представлена проблема невыразимости и достоверности художественного образа в философии Л. Витгенштейна, прослеживаются различные аспекты влияния идей аналитической эстетики на художественную практику XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Художественный образ как соотношение реального и ирреального у Ж. -П. Сартра

Малинина Нина Львовна
В статье рассматриваются теоретические положения Сартра по проблемам художественного образа. Ирреальное присутствует в художественном творчестве и восприятии произведений искусства.
Читать PDF
0.00 байт

Новые физические измерения: научная теория и художественный опыт

Чеботарева Е. Э.
Статья посвящена исследованию новых представлений о пространстве и времени в современной физической теории и художественном творчестве. В качестве образцов для рассмотрения выбраны работы физика-теоретика С.
Читать PDF
0.00 байт

«Художественный треугольник» и варианты его преодоления

Радеев Артем Евгеньевич
В статье рассматривается парадигма «автор произведение искусства -реципиент» в философии искусства. Каждый из элементов указанной парадигмы трактуется как особый субъект производства эстетического эффекта.
Читать PDF
0.00 байт

Художественный образ в срезе мысль и эмоция: феноменология Э. Гуссерля

Малинина Нина Львовна
В статье рассматривается обращение Гуссерля к проблемам искусства. Гуссерль различает переживание и изначальное переживание. Рефлексия всегда изменяет первоначальное переживание.
Читать PDF
0.00 байт

Философия языка и художественный текст: проблемы взаимодействия (на основе творчества В. В. Набокова

Черкунова Евгения Викторовна
Освещена проблема исследования философских аспектов функционирования языка в творчестве В.В. Набокова.
Читать PDF
0.00 байт

Художественный метод Н. Н. Ге как специфическая форма философствования

Замотохин Павел Павлович
На данный момент есть основания полагать, что творчество русского художника середины XIX века Н. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Контролируемый литературно-художественный процесс: публицистическая программа Льва Троцкого

Юрганов Андрей Львович
В статье рассматривается политическая программа Льва Троцкого в отношении литературно-художественного процесса в СССР. Троцкий поддерживал «попутчиков» и выступал против пролетарской литературы как завершенной формы творчества.
Читать PDF
0.00 байт

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ: ФИЛОСОФСКИЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТЫ

Маслянка Юлия Владимировна
В статье рассматриваются вечная проблема смысла жизни, ее философский и художественный аспекты.
Читать PDF
0.00 байт

РАЗЛИЧАТЬ ДУХОВ (ДЕНЬГИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ)

Раскин Илья
Читать PDF
0.00 байт

Художественное произведение и эстетическое событие

Курдин Андрей Геннадьевич
Статья посвящена проблеме гносеологических и онтологических аспектов конституирования и постижения художественного произведения.
Читать PDF
0.00 байт

Художественная литература и ее объекты

Хауэлл Роберт
Исследуется проблема онтологического статуса героев литературных произведений. Рассмотрены различные способы решения этой проблемы в современной аналитической философии.
Читать PDF
0.00 байт

Художественно-эстетические основания экспрессионизма и их связь с отдельными идеями философии Ф. Ниц

Беляев Д. А.
В статье рассматриваются основные художественно-эстетические установки экспрессионизма и их связь с рядом философских воззрений Ф. Ницше, с отдельным анализом отличного и общего между ними.
Читать PDF
0.00 байт

Постструктурализм как философская основа художественной культуры постмодернизма.

Тарасов А. Н.
В статье выявляется роль философии постструктурализма в формировании постмодернистского типа художественной культуры.

Похожие термины:

  • ГЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    лат. genius—гений, дух, хранитель) — высшая степень творческой одаренности в иск-ве, худож. таланта; человек, обладающий этой одаренностью. По словам Белинского, назначение Г. состоит в том, что он созд
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК

    см Язык искусства.
  • КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    лат. conflictus — столкновение, разногласие, спор) — прямое или опосредствованное отражение иск-вом жизненных противоречий. К. х., составляющий в своей содержательной стороне сферу тематики, может нали
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД

    см. Творческий метод в искусстве.
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

    см. Художественный образ.
  • СИМВОЛ художественный

    греч. symbolon — опознавательная примета) —универсальная категория эстетики, соотносимая с категориями худож. образа, с одной стороны, и знака — с др.; это образ, взятый в аспекте своей знаковости, и зн
  • СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    греч. stylos - палочка для письма) - эстетическая категория, отражающая определенный способ восприятия и интерпретации человеком мира, что проявляется в конкретном соотношении содержания и формы, рез
  • ТАЛАНТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    греч. talanton)—творческая одаренность в иск-ве. Она предполагает наличие определенных физических данных: восприимчивого музыкального слуха для пианиста, особой пластичности (Пластика) тела для бале
  • ТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    от лат. textum — ткань; соединение) — смысловое целое, являющееся организованным единством составляющих его элементов; сообщение, направленное автором (адресантом) читателю, слушателю (адресату). Смы
  • ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    способность восприятия и оценки эстетических достоинств произведений искусства или объектов природы. Он проявляется преимущественно как система личных пристрастий, ориентирующихся на общеприн
  • ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    специфический акт художественного творчества, способствующий конструированию мыслимых и возможных вариантов бытия, представлению того, что может и должно-быть. Продуктивные свойства В. основаны
  • АБСТРАКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

    от лат. abstractio — отвлечение) — способ худож мышления и по строения образа реальности в иск-ве Подобно научной абстракции А. х. предполагает отвлечение от второстепенного, несущественного в информа
  • АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

    учреждения (чаще всего государственные), являющиеся научно-творческими центрами пластических искусств, а также высшими художественными школами. Ранние академии художеств, возникнув в Италии в XY1
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    деятельность, в процессе к-рой создается и воспринимается произведение искусства. X. д. включает в себя различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, во
  • ФАНТАЗИЯ художественная

    греч. phantasia — психический образ, плод воображения) — важный элемент худож. творчества, выражающийся в нек-ром отрыве от реальности в процессе ее отражения в искусстве и создании чувственно восприн
  • ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

    совокупность приемов и изобразительно-выразительных средств, способ выражения определенного содержания. Форма «материализует» художественный замысел через систему художественных образов. Нео
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ

    см. Фотоискусство.
  • ФРЕЙДИЗМ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

    На Западе широкое распространение получили эстетические концепции, в основе к-рых лежат психоаналитические представления Фрейда о специфике и функциях иск-ва, природе и особенностях X. т. Исходя и
  • МУЗЕИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

    от греч. museion — храм муз) — специальные научно-исследовательские и просветительные учреждения и заповедные зоны, в к-рых коллекционируются, хранятся, экспонируются, изучаются и пропагандируются п
  • МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

    вид интеллектуальной деятельности человека, направленной на создание и восприятие произведений литературы и искусства. Художественное мышление психофизиологически отличается от теоретическог