СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Найдено 1 определение
СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
греч. stylos - палочка для письма) - эстетическая категория, отражающая определенный способ восприятия и интерпретации человеком мира, что проявляется в конкретном соотношении содержания и формы, результата и процесса творческой деятельности. Проявляясь наиболее полно в художественном творчестве, С.Х. принадлежит сфере эстетического, фиксируя момент самовыражения человека, действующего в контексте конкретного пространства и времени. Будучи своеобразным проявлением особой меры субъективности, С. несет на себе печать этой субъективности и, одновременно, вбирает в себя бесконечное разнообразие элементов реальной действительности, образуя некую целостность со множеством красок и оттенков. С.Х. выступает конкретным проявлением идеалов и вкусов субъекта в продуктах его творческой деятельности. Категория "С.Х." имеет многовековую историю, восходящую еще к античности. Как понятие С.Х. чаще всего использовался применительно к художественной практике конкретным искусствознанием. В ранг эстетической категории С.Х. был возведен Гегелем. И если в молодом, по тем временам, искусствознании господствовали лишь общие рассуждения о С.Х. и его типологии, то после Гегеля возобладало стремление построить теорию С.Х. на известных к тому времени теоретических и методологических основаниях. Однако проблема категориального статуса С.Х., а также создание его целостной теории остается актуальной и для современной эстетики. В историко-философском контексте становление и развитие понятия С.Х. неразрывно связано с основными этапами реализации самовыражения и самосознания индивидуума, с различными типами отношения человека к предметному миру и миру собственных чувств и мыслей. Динамика С.Х. есть движение от отражения внешних реалий мира к воспроизведению внутреннего мира человека, а затем - к осознанию отношение внутреннего человеческого Я к внешнему миру и самому себе. Поэтому не случайно категория "С.Х." выступает как конкретная мера и, одновременно, результат эстетического отношения. С.Х. фиксирует основные моменты изменения и развития эстетического отношения в пространственно-временном измерении, благодаря чему в С.Х. отражается конкретный способ эстетического освоения человеком реальной действительности. С.Х. возникает на основе миросозерцания человека как выражение его внутренней духовной сущности, как тот внутренний взгляд на мир, при помощи которого человек "созерцает тайну бытия всего сущего" (Белинский). В свою очередь, миросозерцание требует своего деятельного воплощения через практическое освоение "всего сущего". Результатом такого освоения внешнего мира сквозь призму субъективности, личностного начала и выступает феномен С.Х. Однако миросозерцание есть лишь предпосылка возникновения стиля, сам же С.Х. формируется в процессе реализации этого миросозерцания в конкретных актах человеческой деятельности. Два названных аспекта человеческого бытия: созерцательный и деятельностный - позволяют выделить С.Х. как процесс и С.Х. как результат, в которых (с различной степенью интенсивности) находит свое воплощение субъективность, благодаря чему предметы и явления реального мира превращаются в ценности, зависящие от того, какое значение им придает сам человек, окутывая их особым веянием своего чувства и фантазии.
А.Ю. Карачун

Источник: Новейший философский словарь



Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
539.27 кб

Постмодерн-художественный стиль или философия?

Афанасьева Т. Ю.
Читать PDF
390.06 кб

Об интерпретации понятия «Художественный стиль»

Шикина Александра Николаевна
В статье представлены разные трактовки понятия «художественный стиль».
Читать PDF
1.47 мб

ШИРМЭЛ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Батсайхан Циен-Ойдов
Монгольское искусство прошло долгий путь развития, внесло свой самобытный вклад в художественную жизнь народов Азии.
Читать PDF
9.04 мб

Музыкальный стиль как художественная модель бытия

Костерина Алла Борисовна, Бельтюков Алексей Олегович
Анализируется феномен музыкального стиля, который рассматривается как система музыкально-выразительных средств, моделирующая господствующее в определенную эпоху видение бытия.
Читать PDF
7.68 мб

Суровый стиль: художественные ориентиры направления

Карпова Ксения Викторовна
Одна из особенностей искусства «сурового стиля» заключается в его многоликости и стилевой многогранности.
Читать PDF
137.40 кб

Художественный стиль в системе художественной картины мира

Мусат Раиса Павловна
В статье ставится вопрос о соотношении художественной картины мира с художественным стилем как одной из ее системных категорий. С учетом сущности и функций данных категорий проводится сопоставление и выявляется принцип их связи.
Читать PDF
18.12 мб

ПАРАНАУКА КАК НОВЫЙ СТИЛЬ В РУССКОЙ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Андреев Артем Андреевич
В статье проводится сравнительный анализ паранауки и стилей русской научно-художественной литературы. Выявляются творческие основания сюжетной взаимосвязи паранауки с такими стилями, как научная фантастика и фолк-хистори.
Читать PDF
154.64 кб

Стиль, композиция, сюжет и мотив в произведениях художественного металла

Куек Марина Гиссовна
Рассматриваются произведения художественного металла Северо Западного Кавказа из археологических памятников как объекты комплексного изучения художественно-образной программы, позволяющей анализировать и интерпретировать художеств
Читать PDF
134.06 кб

Художественные образы в орнаментальных композициях отражающих стиль культур

Митрягина Т.А.
В статье рассматривается проблема сохранения и трансляции традиционных орнаментальных композиций в современное социокультурное пространство. Народный орнамент наиболее абстрактная и полифункциональная система семиотического языка.
Читать PDF
943.41 кб

Художественный стиль Дагестана: вышивка как разновидность традиционного текстиля

Дамаданова Саидат Рамазановна
В статье дается обзор художественного текстиля Дагестана, анализируются функциональные и художественно-эстетические характеристики традиционной вышивки
Читать PDF
192.96 кб

Между футуризмом и пассеизмом: символизм как универсальный художественный стиль ХХ века

Хренов Николай Андреевич
Статья представляет собой продолжение культур-философского исследования символизма в контексте противостояния двух традиций в русской культуре модерна и романтизма.
Читать PDF
773.18 кб

Публицистический стиль Даниила Андреева и традиции художественного синтеза Серебряного века

Ращевская Елена Петровна
При лингвокультурологическом анализе выявляется генезис сложного художественного синтеза, осуществлённого Д. Андреевым в книге «Роза Мира».
Читать PDF
388.35 кб

Мавританский стиль как воплощение синтеза христианской и мусульманской художественных традиций

Шадрина Наталия Анатольевна
Статья посвящена проблемам исламо-христианского взаимодействия в сфере художественной культуры в эпоху Средневековья.
Читать PDF
189.70 кб

2017.01.010. ШЕНЬ Д. СТИЛЬ И РИТОРИКА КОРОТКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАРРАТИВОВ: ВНУТРЕННЕЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА ВНЕ

Лозинская Е.В.