ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
совокупность приемов и изобразительно-выразительных средств, способ выражения определенного содержания. Форма «материализует» художественный замысел через систему художественных образов. Необходимое условие бытия художественного произведения – гармония формы и содержания. Так, читая Гомера, мы наслаждаемся не только формой – «божественной эллинской речью» (А. С. Пушкин), но и содержанием рассказа о подлинной истории Греции, о деяниях исторических и выдуманных героев.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

форма художественная
ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — понятие, обозначающее конструктивное единство художественного произведения, его неповторимую целостность. Включает в себя понятия архитектурной, музыкальной и др. форм. Выделяются также пространственные и временные художественные формы. Одним из представлений о Ф. х. является ее понимание как совокупности изобразительных средств (ритма и гармонии в музыке, цвета и перспективы в живописи и др.). Является средством художественного познания. К проблемам Ф. х. обращались Аристотель, Г. В. Ф. Гегель, Э. Гартман, А.А. Потебня, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин. Вопрос о первоформе и ее соотношении с Ф. х. поднимался в трудах B.C. Соловьева, НА. Бердяева, П.А. Флоренского, Д.М. Мережковского, М. Элиаде и др. В художественном познании следует говорить об имманентности формы содержанию, органическом соответствии формы содержанию художественного произведения. Согласно Гегелю, художественная идея свободно создает свою собственную форму, в произведениях искусства содержание идеи и ее воплощение совершенно соответствуют друг другу. О соответствии внешней формы внутренней организации говорил также С. Потебня. М.М. Бахтин считал, что Ф. х. является мостом, ведущим к содержанию. В творении Ф. х. наиболее ярко проявляется конструктивный характер человеческого сознания. С точки зрения эпистемологии, Ф. х. интересна как средство, представляющее собой непосредственное выражение конструирующей способности сознания. Построение Ф. х. подчиняется некоторым принципам: пространственным и временным факторам, необходимости соподчинять элементы формы друг другу, законам композиции, ритма, равновесия, симметрии. Произведение искусства представляет собой целое, элементы которого получают свое значение в составе данной целостности. Ф. х. должна также соответствовать законам и условиям человеческого восприятия. Ф. х. отражает определенный культурный контекст, философские, религиозные представления, влияние архетипов. Культурный контекст может создавать новые ассоциативные связи, которые ведут к появлению новых Ф. х. Культура находится в постоянном поиске новых Ф. х., наиболее совершенных и выразительных.         Можно говорить о единой Ф. х. для всех искусств или о Ф. х., различающихся для различных видов искусства. Согласно А. Белому, существует иерархический ряд форм искусства, которые соответственно иерархическому миропорядку являются эквивалентами соответствующих уровней бытия. Ценность Ф. х. состоит в ее способности воздействовать силой собственной конструкции, не вовлекая материальные факторы. Г. Вельфлин выделяет две основные Ф. х. — геометрическую и органическую, — взаимоотношения которых определяют всю историю искусств. Геометрическая форма представляет собой отвлечение от законов существующего мира, органическая принимает мир и следует его принципам. В эпоху романтизма была сформулирована задача создания органической формы во всех видах искусства. Лабораторией формирования органической формы являлся роман, конструктивным принципом которого служила идея свободы.         Ф. х., являясь средством организации художественного содержания, выступает как средство художественного познания. Искусство создает формы, в которых как таковых уже заключена колоссальная информация. Существует точка зрения, выдвинутая еще в эстетике романтизма, согласно которой искусство решает, прежде всего, формальные задачи.         И.В. Полозова

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки