ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
совокупность приемов и изобразительно-выразительных средств, способ выражения определенного содержания. Форма «материализует» художественный замысел через систему художественных образов. Необходимое условие бытия художественного произведения – гармония формы и содержания. Так, читая Гомера, мы наслаждаемся не только формой – «божественной эллинской речью» (А. С. Пушкин), но и содержанием рассказа о подлинной истории Греции, о деяниях исторических и выдуманных героев.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

форма художественная
ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — понятие, обозначающее конструктивное единство художественного произведения, его неповторимую целостность. Включает в себя понятия архитектурной, музыкальной и др. форм. Выделяются также пространственные и временные художественные формы. Одним из представлений о Ф. х. является ее понимание как совокупности изобразительных средств (ритма и гармонии в музыке, цвета и перспективы в живописи и др.). Является средством художественного познания. К проблемам Ф. х. обращались Аристотель, Г. В. Ф. Гегель, Э. Гартман, А.А. Потебня, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин. Вопрос о первоформе и ее соотношении с Ф. х. поднимался в трудах B.C. Соловьева, НА. Бердяева, П.А. Флоренского, Д.М. Мережковского, М. Элиаде и др. В художественном познании следует говорить об имманентности формы содержанию, органическом соответствии формы содержанию художественного произведения. Согласно Гегелю, художественная идея свободно создает свою собственную форму, в произведениях искусства содержание идеи и ее воплощение совершенно соответствуют друг другу. О соответствии внешней формы внутренней организации говорил также С. Потебня. М.М. Бахтин считал, что Ф. х. является мостом, ведущим к содержанию. В творении Ф. х. наиболее ярко проявляется конструктивный характер человеческого сознания. С точки зрения эпистемологии, Ф. х. интересна как средство, представляющее собой непосредственное выражение конструирующей способности сознания. Построение Ф. х. подчиняется некоторым принципам: пространственным и временным факторам, необходимости соподчинять элементы формы друг другу, законам композиции, ритма, равновесия, симметрии. Произведение искусства представляет собой целое, элементы которого получают свое значение в составе данной целостности. Ф. х. должна также соответствовать законам и условиям человеческого восприятия. Ф. х. отражает определенный культурный контекст, философские, религиозные представления, влияние архетипов. Культурный контекст может создавать новые ассоциативные связи, которые ведут к появлению новых Ф. х. Культура находится в постоянном поиске новых Ф. х., наиболее совершенных и выразительных.         Можно говорить о единой Ф. х. для всех искусств или о Ф. х., различающихся для различных видов искусства. Согласно А. Белому, существует иерархический ряд форм искусства, которые соответственно иерархическому миропорядку являются эквивалентами соответствующих уровней бытия. Ценность Ф. х. состоит в ее способности воздействовать силой собственной конструкции, не вовлекая материальные факторы. Г. Вельфлин выделяет две основные Ф. х. — геометрическую и органическую, — взаимоотношения которых определяют всю историю искусств. Геометрическая форма представляет собой отвлечение от законов существующего мира, органическая принимает мир и следует его принципам. В эпоху романтизма была сформулирована задача создания органической формы во всех видах искусства. Лабораторией формирования органической формы являлся роман, конструктивным принципом которого служила идея свободы.         Ф. х., являясь средством организации художественного содержания, выступает как средство художественного познания. Искусство создает формы, в которых как таковых уже заключена колоссальная информация. Существует точка зрения, выдвинутая еще в эстетике романтизма, согласно которой искусство решает, прежде всего, формальные задачи.         И.В. Полозова

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
174.34 кб

Ансамбль как форма художественной деятельности

Гладких А.В., Гладких О.В.
Рассматривается ансамблевое исполнительство как форма художественной деятельности. Раскрывается концептуальная основа ансамбля по сфере его функционирования. Дано определение понятия «ансамбль».
Читать PDF
290.30 кб

Художественная форма и художественный язык спектакля

Барбой Юрий Михайлович
Автор развивает идею изучения теории театра как самостоятельной, хотя и малоразработанной области гуманитарного знания.
Читать PDF
368.85 кб

Декаданс как форма бесовщины в русской художественной литературе

Прокопьева Марина Юрьевна
Русское декадентское мировоззрение явило в себе трансформацию и синтез крайнего индивидуализма, нигилизма, пессимизма, аморализма и мистицизма. Декаденты декларируют идею бессмысленности жизни и богооставленности человека.
Читать PDF
655.08 кб

Художественный метод Н. Н. Ге как специфическая форма философствования

Замотохин Павел Павлович
На данный момент есть основания полагать, что творчество русского художника середины XIX века Н. Н.
Читать PDF
147.80 кб

Искусство как форма постижения бытия (художественные формы постижения бытия)

Хмелевская Светлана Анатольевна
В статье искусство (художественные формы) рассматривается как форма постижения бытия, которая отнесена автором к имагинативным формам постижения бытия, постигающим мир по законам воображения.
Читать PDF
6.23 мб

Изобразительное искусство как форма художественно-творческой активизации молодежи

Ивченко Елена Викторовна
Формирование творческой активности молодежи становится приоритетным направлением государственной культурной и образовательной политики.
Читать PDF
126.33 кб

Малая художественная форма: семантическая концентрация, автоперсонажность, лиризм

Капинос Елена Владимировна
Читать PDF
241.68 кб

Форма сна и художественная память в романе ХХ века («Белая гвардия» М. А. Булгакова)

Федунина Ольга Владимировна
Читать PDF
500.35 кб

Игровой текст как форма авторского художественного миромоделирования (статья первая)

Гридина Татьяна Александровна, Кубасов Александр Васильевич
Статья посвящена анализу параметров игрового текста в свете стратегий авторского художественного миромоделирования. Данная проблема рассматривается на материале творчества С.Д.
Читать PDF
82.50 кб

Искусство в разговорном формате. События российской художественной жизни осени 2015 г.

Котломанов Александр Олегович
Читать PDF
278.64 кб

Усадебный комплекс Нероново как художественная форма репрезентации личности ее владельца

Румянцева Ольга Валентиновна
В статье на материале солигаличской усадьбы Нероново рассматривается, как усадебный комплекс становится формой творческой самореализации ее владельца и как особенности его личности отражаются в образе усадьбы.
Читать PDF
555.53 кб

Форма и содержание как методологические категории науки о языке художественной литературы

Мамонтов Александр Степанович, Морослин Пётр Васильевич, Астремская Елена Владленовна
В статье рассматриваются методологические вопросы соотношения формы и содержания применительно к языку художественной литературы.
Читать PDF
348.59 кб

Современная письменная частушка: новая художественная форма в современной культурной парадигме

Тубалова Инна Витальевна
В статье рассматривается современная частушка, бытующая в письменной форме. Выявляется специфика современного состояния данного фольклорного жанра, проявленная в письменной форме его бытования.
Читать PDF
359.40 кб

«Три песни на стихи М. Цветаевой» Бориса тищенко как форма художественного взаимодействия поэзии и м

Андреева Вера Дмитриевна
Статья посвящена проблеме анализа вокальной музыки XX в.
Читать PDF
96.32 кб

Мадаптация как форма существования русского романса в художественном пространстве массовой музыкальн

Басков Николай Викторович
В статье рассматривается проблема современных переработок старинного русского романса с целью его приспособления к массовой музыкальной культуре.