ТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Найдено 1 определение
ТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
от лат. textum — ткань; соединение) — смысловое целое, являющееся организованным единством составляющих его элементов; сообщение, направленное автором (адресантом) читателю, слушателю (адресату). Смысл Т. определяется его отношением к внетекстовой реальности, др. Т., к личности, памяти и иным качествам передающего и принимающего сообщение. Т. выполняет три осн. функции: передачу информации, выработку новой информации и память (хранение информации). Т. х. в наибольшей мере реализует творческую функцию, являясь генератором новой информации. Генерирующая функция Т. х. определяется сложностью его-отношения к др. элементам коммуникационного процесса (Коммуникация художественная) и особенностями языка данного вида искусства. Отношения язык — текст в системе иск-ва имеют диалектический характер. Поэтому и восприятие информации в системе Т. х. в принципе исключает однозначность. Адресат всегда находится в отношении сотворчества к получаемому сообщению: он должен его расшифровать, т. е. выбрать подходящий смысловой код или даже выработать новый. Творческий акт, т. обр., совершается на обоих концах информационной цепи (активность отправителя и активность получателя). Однако в разных культурах и в различные исторические моменты их удельный вес различен. Так, традиционные восточные Т. х. («Лейли и Меджнун», «Хосров и Ширин» и др.) апеллируют к активности адресата, тогда как в европ. Т. х. адресат и адресант, как правило, находятся в диалогических отношениях. Внутренняя структура Т. х. принципиально неоднородна: диалогичность, полифония структуры (Бахтин) — смысловая игра, образуемая различными системами кодировки, являются его законом. Т. х. подчинен сложной диалектике единого и множественного: будучи полифоничным, он сохраняет единство структуры (Потеб-ня), является одновременно и закрытой и открытой системой. При всем своеобразии Т. х. обязательно выполняет и функции нехудож. Т., в частности передачу информации. Это проявляется в простой возможности «пересказать» сюжет того или иного произв. На этом же покоится возможность перевода Т- х-с языка одного вида иск-ва на др. (экранизации романа, балетизации поэмы, иллюстрирования книги, программной музыки, сюжетной живописи и т. д.). Функция эта нарастает в повествовательных Т. х. и ослабевает в лирике. Особую роль она играет в худож. публицистике, научной фантастике и т. п. Функция памяти Т. х. реализуется как его отношение к предшествующей культурной традиции («память жанра», по определению Бахтина). В этом отношении Т. х. служит материалом для интеллектуальных реконструкций, связывающих культуру с ее предшествующими этапами и восстанавливающих возможные разрывы в традиции. Входя в память культуры, Т. х. становятся не только историческими, но и моральными ориентирами будущего духовного развития человечества, поскольку они содержат и высокую ценностную характеристику сообщения. Поэтому Т. х. хранят (напр., в библиотеках), переписывают. переиздают, сохраняют от искажений, передают последующим поколениям. Критерии ценности Т. х. историчны и специфичны для той или иной культуры. В то же время их нельзя считать изолированными друг от друга. Накопление и взаимодействие Т. х., их переводы и интерпретация в системе различных культур служат обогащению мировой худож. культуры.

Источник: Эстетика: Словарь



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
192.37 кб

Цитация в художественном тексте

Ревякина Т.Л.
В данной статье рассматривается вопрос об изменении семантики языковых единиц в интертексте, который понимается как особое семантическое пространство, образующееся в процессе цитации прецедентных текстов.
Читать PDF
603.82 кб

Порядок слов в художественном тексте

Флоря Александр Владимирович
Статья посвящена порядку слов и его эстетическим коннотациям в художественном тексте. Изменение порядка слов в предложении не обязательно связано с инверсией.
Читать PDF
360.50 кб

Функции диалога в художественном тексте

Хисамова Г. Г.
Художественный диалог представляет собой открытую динамичную структуру. Описание диалога предполагает выявление особенностей его функционирования. Статья посвящена описанию функций диалога в рассказах В.М.Шукшина.
Читать PDF
214.92 кб

Функции диалога в художественном тексте

Хисамова Г. Г.
Диалог как форма коммуникации представляет собой динамичную структуру. Речевое общение исследуется преимущественно на материале спонтанного диалога, но оно может исследоваться и на материале художественного диалога.
Читать PDF
238.39 кб

Художественный текст как объект понимания

Фазылзянова Гузэль Ильгизовна
В культурологическом плане художественный текст есть опредмеченный результат универсального освоения человеком мира, модель, в которой человек воспроизводит себя в целостности своего природно-социально-культурного бытия, и тем сам
Читать PDF
149.44 кб

Концепция риторики художественного текста

Шульженко М. Ю.
Статья посвящена исследованию коммуникативной функции художественного текста с точки зрения риторической концепции.
Читать PDF
2.12 мб

Художественный текст как явление культуры

Ахметова Галия Дуфаровна
Читать PDF
928.60 кб

СЕМАНТИКА ЗАГАДКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

А. П. Тусичишный
Читать PDF
354.23 кб

Художественные особенности лубочных текстов

Андреева Юлия Николаевна
В статье рассматриваются художественные особенности русского лубка с опорой на образцы из книги Д. Ровинского «Русские народные картинки».
Читать PDF
294.90 кб

К проблеме конфликта художественного текста

Семенов А. Н.
В статье раскрывается теоретико-литературное понятие конфликт и его роль в художественном тексте, отмечено своеобразие связей между сюжетом художественного произведения, его смысловым ядром и конфликтом.
Читать PDF
66.18 кб

Модели интерпретации художественного текста

Реуцкая Е.М.
Моделирование художественной интерпретации включает в себя процесс вхождения литературного текста в историко-культурное пространство (и хождение в нем) и само перевоплощение (пересоздание) первотекста в новый текст в новом виде ис
Читать PDF
203.41 кб

Начало как категория художественного текста

Мачильская Дарья Олеговна
Статья посвящена изучению категории начала художественного текста в аспекте выявления языковых закономерностей организации данной категории. На примере рассказов А. П. Чехова и В. М.
Читать PDF
418.66 кб

Художественный текст как знаковая структура

Семёнов А.Н.
Введение: статья посвящена актуальной в условиях современного литературоведения проблеме понимания художественного текста как знаковой структуры.
Читать PDF
342.33 кб

Пространство и время художественного текста

Семенов Александр Николаевич
Читать PDF
97.89 кб

Типология парадоксов в художественном тексте

Яшина Елена Александровна