ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность, в процессе к-рой создается и воспринимается произведение искусства. X. д. включает в себя различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую), к-рые входят в X. д. благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту. Она и возникает из потребности вычленить эстетическое отношение из др. человеческих отношений и видов деятельности. Центральное звено X. д.— произведение искусства. В искусстве осуществляется художественное познание и художественная оценка мира, создается новая художественная реальность. Восприятие, освоение произведений искусства как носителей художественной ценности — тоже деятельность, в известной мере аналогичная их творческому созданию. Без личной активности, без творческого воображения, без соучастия, сопереживания человека, воспринимающего искусство, без его образного мышления картина, напр., так и останется куском холста, покрытого красками. Эстетическое отношение к искусству всегда “диалогично” — здесь нам предоставляется уникальная возможность вступить в общение с художественными гениями, к-рые сами стремятся к этому. На основе духовного общения между искусством и публикой осуществляется реальное воздействие его на личность, на ее эстетические установки, не всегда осознаваемые вкусы и сознательные идеалы, а через них — на поведение и деятельность человека. X. д.— и как деятельность художника, и как деятельность реципиента (читателя, зрителя, слушателя) — обладает системой многообразных функций: познавательной, просветительской, прогностической, оценочной, суггестивной (внушающей), компенсационной, катарсической (очищающей), гедонистической, эвристической (возбуждающей творческую энергию), коммуникативной, социально-организационной, социализирующей и воспитательной. Специфическая для X. д. система функций обусловливается эстетической природой искусства и эстетическими потребностями человека. X. д. является центральным звеном художественной культуры, назначение к-рой — повышать действенность эстетической культуры в развитии об-ва, культивировать эстетические начала, присущие всем видам человеческой деятельности и имеющие важное значение для ее стимулирования. Эта социальная сторона X. д. имеет все возрастающее значение в жизни об-ва.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
самостоятельное эстетическое творчество в области искусства и литературы. Особенности художественной деятельности:
1. Наличие специфических способностей. Если практическая деятельность не предъявляет к профессионалу требований наличия каких-либо особых способностей (за редким исключением отдельных профессий – летчиков, дегустаторов и т.п.), хотя, конечно, желательно, чтобы человек был разносторонне развит, был самостоятельным, обладал творческим потенциалом и т.д.; если научная деятельность уже требует от исследователя некоторых определенных способностей, то художественная деятельность требует от художника (в широком смысле) ярко выраженных специфических способностей. В первую очередь, это сильно развитое образное мышление, воображение, фантазия, высоко развитое чувство эмпатии (сопереживания) и т.д. Кроме того, в отдельных видах искусств требуются отдельные способности. Так, у музыкантов это музыкальный слух и чувство ритма, у художника – зрительная память, у артиста – способность к перевоплощению, импровизации и т.д.
2. Синкретизм (нерасчлененность, интегративность) художественной деятельности. Художественная деятельность органически включает в себя остальные четыре вида деятельности: познавательную, ценностно-ориентировочную, преобразовательную и коммуникативную. В искусстве происходит органическое слияние, полное совпадение четырех перечисленных основных видов деятельности, в результате чего рождается пятый ее вид, обладающий органической целостностью и неразложимый на составляющие его компоненты.
3. Личностный тип отражения. В искусстве художественные произведения сугубо персонифицированы. Каждое произведение неотъемлемо от автора, его создавшего. Если бы А.С. Пушкин не написал «Евгений Онегин» или Л. Бетховен не сочинил бы свою знаменитую Девятую симфонию, то этих произведений просто бы не существовало. В науке положение несколько иное. Иной тип отражения. Научные результаты тоже персонифицированы – каждая научная книга, статья и т.д. имеет автора. Нередко научным законам, принципам, теориям присваиваются имена ученых. В то же время понятно, что если бы не было, например, И. Ньютона, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна, Н.И. Лобачевского, то теории, которые мы связываем с их именами, все равно были бы созданы какими-то другими авторами. Они появились бы потому, что представляли собой объективно необходимые этапы развития науки. Другое дело в искусстве. Сикстинскую мадонну мог написать только Рафаэль, «Хованщину» мог написать только М.П. Мусоргский и т.д.
4. Свобода выбора цели. Каждый художник в широком смысле обладает, как правило, свободой выбора жанра, сюжета, стиля и т.д. создаваемых им произведений. Конечно, эта свобода бывает относительной – взяться за то или иное произведение могут побудить и материальные обстоятельства (пример – гениальный реквием В.А. Моцарта); артисту театра или кино могут не предложить интересующие его роли, и он бывает вынужден играть роли, для него неинтересные. Но, тем не менее, художник, как правило, бывает значительно более свободен в выборе целей своей деятельности, чем ученый, а тем более специалист-практик.
5. Высокая степень риска неудачи. Создаваемый художником художественный образ субъективен, и, по своей природе неконкретен (точнее сказать, не до конца конкретен) – в отличие от текста любой научной работы и результатов какой-либо практической работы. И в силу этого обстоятельства в ходе диалога между автором и адресатом – «потребителем» художественного образа – всегда есть риск взаимного непонимания.
Литература: [67].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
174.34 кб

Ансамбль как форма художественной деятельности

Гладких А.В., Гладких О.В.
Рассматривается ансамблевое исполнительство как форма художественной деятельности. Раскрывается концептуальная основа ансамбля по сфере его функционирования. Дано определение понятия «ансамбль».
Читать PDF
361.68 кб

Художественный конкурс вид культурной деятельности

Афанасьева Ирина Владимировна
В статье рассматривается взаимосвязь культуры и образования на современном этапе развития общества. Проводится анализ художественных конкурсов в концепции деятельностного подхода, исследуется как вид культурной деятельности.
Читать PDF
141.70 кб

Игра: субъект или объект художественной деятельности?

Лосинская А.Ю.
В статье анализируется игра как универсалия культуры с точки зрения философской категории игрового начала.
Читать PDF
9.51 мб

Художественно-педагогическая деятельность Степана Эрьзи

Клюева И. В.
Статья расширяет представление о С.Д.
Читать PDF
244.84 кб

Поэтический перевод в контексте художественной деятельности

Шутёмова Наталья Валерьевна
Поэтический перевод трактуется в широком контексте художественного процесса как вид художественного творчества, включающий в себя диалог, познание, ценностное осмысление и преобразовательную деятельность.
Читать PDF
390.67 кб

Художественная литература в жизни и деятельности Н. В. Чарыкова

Чернов О.А.
В статье рассматривается влияние художественной литературы на формирование взглядов Н.В. Чарыкова, а также проявления художественной литературы в дипломатической и научной деятель- ности Н.В. Чарыкова.
Читать PDF
180.09 кб

Культура прочтения художественного текста: деятельность понимания

Зырянова Т. В.
Читать PDF
117.87 кб

Анализ видов деятельности танцовщика по созданию художественного образа

Попова Е. Н.
Статья посвящена специфике хореографического отображения действительности средствами создания художественного образа в танце. Автор раскрывает процесс формирования изобразительно-выразительных начал в танцевальном образе.
Читать PDF
777.93 кб

ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ САМОПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Серегин Николай Васильевич
В работе анализируются аспекты самоподготовки в художественном творчестве, исследуется психодидактическая эффективность художественной деятельности с позиций исследователей, педагогов и практиков, выявляется специфика факторов сам
Читать PDF
263.63 кб

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВООБРАЖЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рыбникова О.П.
Статья посвящена формированию механизма воображения в художественнотворческой деятельности. Рассматриваются основные уровни, составляющие механизм творчества и примеры художественных заданий для их формирования.
Читать PDF
269.24 кб

Творческая самореализация студентов вузов в художественно-творческой деятельности

Бережная М. С.
В статье раскрываются особенности художественно-творческой деятельности в ВУЗе нехудожественного профиля, примерная структура и содержание.
Читать PDF
359.95 кб

ПСИХОДИДАКТИКА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Серёгин Н.В.
В статье анализируется психодидактика эффективности художественной дея-тельности с позиций исследователей, педагогов и практиков в художественной сфере, выявляется специфика факторов самоподготовки художника (музыканта, танцора, к
Читать PDF
11.35 мб

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Медведев Л. Г., Шаров А. С.
В статье рассматриваются специфические особенности художественного познания, которые являются наиболее существенными в процессе подготовки к профессиональной изобразительной деятельности.
Читать PDF
98.59 кб

Общие принципы популяризационной деятельности дальневосточного художественного музея

Шейко Анна Николаевна
Автор прослеживает эволюцию форм популяризации Дальневосточным художественным музеем коллекции мирового художественного наследия и способов его включения в специфическую культуру дальневосточного региона.
Читать PDF
238.62 кб

Специфика использования художественного наследия прошлого в PR-деятельности и рекламе

Шуб М. Л.
Статья посвящена специфике использования художественного наследия в рекламе и деятельности по связям с общественностью.