АБСТРАКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Найдено 1 определение
АБСТРАКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
от лат. abstractio — отвлечение) — способ худож мышления и по строения образа реальности в иск-ве Подобно научной абстракции А. х. предполагает отвлечение от второстепенного, несущественного в информации об объекте, акцентирование существенно значимых ее моментов и дополнение образа информацией, полученной из др аналогичных источников или хранящейся в памяти субъекта, наконец, синтез целого (в данном случае худож образа) из разнородных элементов в соответствии с к.-л. исходным принципом, замаслим. Вместе с тем А. х. имеет свою специфику. Во-первых, она никогда не порывает с практическим сознанием человека, его жизненным опытом, обобщением к-рого является. Во-вторых, обобщению под лежат в ней как знания об объекте (напр., емкая характеристика персонажа в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя — «дама приятная во всех отношениях»), так и его форма (напр, абстракция формы и цвета в живописи П. Сезанна и М. Сарьяна). В-третьих, если результатом научной абстракции является логический конструкт — понятие, общее для целого класса явлений, то результатом А. х. становится обобщение, ориентирован ное на особенное сохраняющее в худож образе черты единичного в его отношении к общему. Это придает худож образу особую атмосферу причастности к чему-то большему, чем то, что он обозначает. В А. х. следует различать первичную, «технологическую» абстракцию и собственно худож Первая вызвана условностью иск-ва, спецификой его языка необходимостью пере вести изображение трехмерного объекта на двумерную плоскость в живописи и графике, выделить предмет изображения в беспристрастном кинематографическом кадре (крупный план, часть вместо целого), уложить жизнь героя в роман (напр., «Жизнь Клима Самгина» Горького), прочитываемый за несколько вечеров, проиграть развал «белой гвардии» в двух-трехчасовом театральном представлении («Дни Турбиных» М. Булгакова) и т. п. Собственно А. х., опираясь на «технологическую», использует приемы абстрагирования с целью усиления художвыразительности образа Среди при емов абстрагирования, присущих А. х., можно назвать выбор объекта изображения (тема маленького человека у Н. В. Гоголя или человека из подполья у Достоевского), отбор и подчеркивание выражающих его особенность деталей, состояний (роль характерного жеста в портретах В. Серова), отказ от ненужных деталей (прозрачно обобщенное изображение Пушкина в картине В. Попкова «Осенние дожди», позволяющее выявить духовную сущность Поэта), метафорический перенос на изображаемое явление особенностей др., подчас весьма далекого, позволяющий раскрыть его в новом, более глубоком или остраненном свете (напр., параллельный монтаж демонстрации рабочих и неодолимого весеннего ледохода в кинофильме Пудовкина «Мать»), деформация, сознательное изменение формы изображаемого предмета (прием, характерный для живописи Эль Греко, прозы Гоголя, музыки Стравинского), символизация, когда вырази тельная деталь становится ключом прочтения и понимания худож произв (описание куста татарника в повести Толстого «Хаджи Мурат») или когда изображение событий, обладающее эстетической ценностью само по себе, становится символом более универсальной идеи, не поддающейся непосредственному изображению (напр., в картине «Слепые» П Брейгеля, в романах «Сто лет одиночества» Г Маркеса, «Царь-рыба» В Астафьева житейский изобразительно-повествовательный план является лишь образом-символом, намекающим на философские проблемы смысла жизни и судеб мира) Необходимым моментом А х является синтезирование целостного образа Принципы обобщающего синтеза могут быть подсказаны логикой самих событий (напр., композиция «Мертвых душ» Гоголя), продиктованы движением ассоциативных образов памяти (фильм А Тарковского «Зеркало») или приняты свободно как условие игры — прием, широко распространенный в фольклоре (сказка) и встречающийся в совр. иск-ве («Мастер и Маргарита» М Булгакова) В эстетической теории выделяют различные типы А х как способа худож обобщения Наиболее распространенные среди них типизация, идеализация, индивидуализация и др А х как способ худож обобщения не следует отождествлять с абстракционизмом, представляющим собой направление в иск-ве, в осн. к рого — абсолютизация А как идейно-худож принципа.

Источник: Эстетика: Словарь