ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ
мера эстетической ценности произведения искусства, степень его красоты.
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ
мера эстетической ценности произв. иск-ва, степень его красоты. X. произв. определяется тем, насколько в нем воплощаются особенности иск-ва как специфического вида познавательной и творчески-созидательной деятельности. Источником X. является действительность в ее эстетическом своеобразии, правдиво отраженная в содержании произв. Худож. правда, истинность эстетического отношения художника к миру может присутствовать как в иск-вах, изображающих действительность, так и в иск-вах, не воспроизводящих ее явлений (музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство и т, д.). Прекрасное в жизни переплавляется в красоту иск-ва прежде всего потому, что отражение жизни в худож. творчестве осуществляется сквозь призму эстетического идеала, к-рый сам обладает красотой в меру своей истинности, народности (Народность искусства) и гуманистичности. X. предполагает также органическое соответствие содержания произв. его форме (Содержание и форма в искусстве). Такое соответствие достигается талантом и мастерством художника, к-рое, как и в любой др. творческой деятельности, обладает эстетической ценностью, запечатлеваемой в ее результатах. Соответствие худож. формы содержанию возможно только в том случае, если само содержание художественно, т. е. правдиво выражает идейно-эмоциональное отношение художника к действительности в ее эстетическом значении. Форма же худож. произв. представляет собой гармоническое соответствие частей и целого, элементов и структуры. Т. обр., критерий X. предполагает как соответствие специфического содержания иск-ва действительности, так и его формы содержанию.
Источник: Эстетика: Словарь
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ
понятие, обозначающее сочетание качеств, определяющих принадлежность плодов человеческого творчества — артефактов — к сфере искусства и к отдельным областям духовной культуры. Поэтому Х. как предмет исследования предполагает рассмотрение целого комплекса вопросов из области теории и истории культуры, эстетики, психологии творчества. При этом понятие Х. практически всегда употребляется как качественный показатель того или иного продукта творчества. Категория Х. обсуждается в оппозиции к таким областям человеческой духовной деятельности, как наука и техническое творчество. Х. предполагает наличие свойств и особенностей, которыми не обладают другие сферы духовной деятельности людей. В области познания Х. должна быть рассмотрена в соотношении целостности осознания и конкретной интерпретации материала, эстетического и ценностного аспектов, что предполагает сочетание синтеза, обобщения в овладении многообразным материалом реального мира и сохранение неповторимости и разнообразия трактовки этого материала. В отличие от науки, важным компонентом Х. является обязательное присутствие личностного начала в созданном артефакте, т.к. в процессе творчества происходит процесс индивидуального осознания личностью самое себя и окружающего мира. Наряду с этим главнейшим в области Х. признается эстетический критерий, что означает создание артефактов исходя из соответствующих каждой культурно-исторической эпохе принципов красоты. В общем своем значении Х. предполагает наличие в пределах одного артефакта неповторимого авторского сочетания эстетического начала с воплощением общечеловеческих духовных и нравственных ценностей. Важнейшим признаком Х. является органичность сочетания начал духовности и красоты, что предполагает наличие завершенности, упорядоченности формы произведения и ясности воплощения авторского замысла. В результате качества Х. включают в себя целостность, содержательность, неповторимость, в чем реализуется обязательная эстетическая доминанта того или иного артефакта. Традиционное понятие Х. также включает в себя соответствие плодов творчества неким идеальным, внешним по отношению к этому произведению, нормам, идеалам, что также входит в понимание красоты. В области искусства критерий Х. означает разграничение между самим искусством и «неискусством», и Х. тесно связана с проблемами мастерства автора и видовой жанровой определенностью произведения. В Х. разрешается противоречие между субъективным жизненным опытом автора и концептуальной общностью содержания и оформления всего произведения. В частности, это противоречие разрешается через понятие художественного мира — виртуального пространства, границы которого очерчены перспективами развития авторского замысла и возможностями восприятия читателем или зрителем. Наряду с этим одной из важнейших единиц Х. в искусстве является образ, концентрирующий жизненное содержание в определенной форме и по законам эстетического вкуса и красоты при сохранении непосредственности и конкретности этого содержания, что характеризует многовековую традицию разных видов творчества. Многие аспекты Х. рассматриваются на примере словесного искусства и, в частности, художественной литературы. В этом случае в сферу внимания исследователя входят проблемы поэтического слова, словесного образа, упорядоченности и организации материала в единое целое, художественного времени, пространства и концепции произведения в связи с постановкой вопроса об авторской позиции и о познавательных и ценностных его сторонах. Определенные коррективы в понимание Х. внесли процессы, происходившие в художественной культуре ХХ в., отличавшегося бурным развитием техники и промышленности, когда предметы машинного производства прочно вошли в повседневную жизнь громадного количества людей. Это повлекло за собой появление особой разновидности промышленно-художественной деятельности, получившей название дизайна. Дизайн породил новые формы Х., т.к. он был ориентирован на насыщение предметно-пространственной среды прежде всего зрительной эстетической информацией, которая передается языком образов, направленных на визуальное восприятие по законам красоты в виде конструкций, рисунков, соотношений цветов, фотографий, диаграмм, схем и т.п. Одновременно в западной социальной философии некоторые аспекты постановки проблем человека в индустриальном и постиндустриальном обществе оказались связаны с понятием Х. В частности, Г. Маркузе в своей кн. «Одномерный человек» (1964) обратил внимание на то, что в условиях единого доминирующего технологического дискурса, выражающего в языке безальтернативное для отдельного человека санкционированное обществом содержание, Х. приобретает совершенно новое значение. Для всего того содержания и тех ценностей, которые не санкционированы обществом и не имеют статуса истинности, остается лишь сфера так называемого творчески-вымышленного, т.е. художественного. «Именно эстетическое измерение по-прежнему сохраняет свободу выражения, позволяющую писателю и художнику называть людей и вещи своими именами — давать название тому, что не может быть названо другим способом» (Г. Маркузе). В свою очередь, Р. Барт обратил внимание на важность некоторых специфических качеств словесного искусства по сравнению с научной картиной мира. В своей статье «От науки к литературе» (1967) он писал, что «мир литературного произведения всеобъемлющ и охватывает все виды знания (социальное, психологическое, историческое) — так что литература являет нам то великое единство мироздания, насладиться которым было дано древним грекам и в котором отказано нам из-за раздробленности нашего знания на отдельные науки». Традиционное представление о Х. подверглось также изменению под влиянием тенденций авангардизма и постмодернизма 2-й пол. ХХ в. В это время произошло сознательное перемещение в эстетическую среду внеэстетических артефактов (напр., в поп-арте), помещение в пространства и тексты произведений внехудожественных предметов и материалов для того, чтобы читатели или зрители могли вносить свой собственный смысл в понимание отдельного произведения. Таким образом, создались предпосылки для новой неклассической трактовки Х., когда критерий верности реальной жизни и принцип жизнеподобия образной и эстетической картины мира, традиционное понимание прекрасного уже не имеют своего доминирующего ценностного значения. В этом случае художественное определяется как вымышленное в том смысле, что созданный артефакт не является прямым отражением чего-либо реального и его значение не может быть определено его сопоставлением с внешним миром. Поэтому в ХХ в. под Х. стали понимать не только высокую степень свободы и новаторства автора в обращении с разнородным материалом, и статус Х. признается не только за законченным произведением, но этим статусом Х. наделяется сам процесс создания такого произведения.