ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ
мера эстетической ценности произведения искусства, степень его красоты.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ
мера эстетической ценности произв. иск-ва, степень его красоты. X. произв. определяется тем, насколько в нем воплощаются особенности иск-ва как специфического вида познавательной и творчески-созидательной деятельности. Источником X. является действительность в ее эстетическом своеобразии, правдиво отраженная в содержании произв. Худож. правда, истинность эстетического отношения художника к миру может присутствовать как в иск-вах, изображающих действительность, так и в иск-вах, не воспроизводящих ее явлений (музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство и т, д.). Прекрасное в жизни переплавляется в красоту иск-ва прежде всего потому, что отражение жизни в худож. творчестве осуществляется сквозь призму эстетического идеала, к-рый сам обладает красотой в меру своей истинности, народности (Народность искусства) и гуманистичности. X. предполагает также органическое соответствие содержания произв. его форме (Содержание и форма в искусстве). Такое соответствие достигается талантом и мастерством художника, к-рое, как и в любой др. творческой деятельности, обладает эстетической ценностью, запечатлеваемой в ее результатах. Соответствие худож. формы содержанию возможно только в том случае, если само содержание художественно, т. е. правдиво выражает идейно-эмоциональное отношение художника к действительности в ее эстетическом значении. Форма же худож. произв. представляет собой гармоническое соответствие частей и целого, элементов и структуры. Т. обр., критерий X. предполагает как соответствие специфического содержания иск-ва действительности, так и его формы содержанию.

Источник: Эстетика: Словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ
понятие, обозначающее сочетание качеств, определяющих принадлежность плодов человеческого творчества — артефактов — к сфере искусства и к отдельным областям духовной культуры. Поэтому Х. как предмет исследования предполагает рассмотрение целого комплекса вопросов из области теории и истории культуры, эстетики, психологии творчества. При этом понятие Х. практически всегда употребляется как качественный показатель того или иного продукта творчества. Категория Х. обсуждается в оппозиции к таким областям человеческой духовной деятельности, как наука и техническое творчество. Х. предполагает наличие свойств и особенностей, которыми не обладают другие сферы духовной деятельности людей. В области познания Х. должна быть рассмотрена в соотношении целостности осознания и конкретной интерпретации материала, эстетического и ценностного аспектов, что предполагает сочетание синтеза, обобщения в овладении многообразным материалом реального мира и сохранение неповторимости и разнообразия трактовки этого материала. В отличие от науки, важным компонентом Х. является обязательное присутствие личностного начала в созданном артефакте, т.к. в процессе творчества происходит процесс индивидуального осознания личностью самое себя и окружающего мира. Наряду с этим главнейшим в области Х. признается эстетический критерий, что означает создание артефактов исходя из соответствующих каждой культурно-исторической эпохе принципов красоты. В общем своем значении Х. предполагает наличие в пределах одного артефакта неповторимого авторского сочетания эстетического начала с воплощением общечеловеческих духовных и нравственных ценностей. Важнейшим признаком Х. является органичность сочетания начал духовности и красоты, что предполагает наличие завершенности, упорядоченности формы произведения и ясности воплощения авторского замысла. В результате качества Х. включают в себя целостность, содержательность, неповторимость, в чем реализуется обязательная эстетическая доминанта того или иного артефакта. Традиционное понятие Х. также включает в себя соответствие плодов творчества неким идеальным, внешним по отношению к этому произведению, нормам, идеалам, что также входит в понимание красоты. В области искусства критерий Х. означает разграничение между самим искусством и «неискусством», и Х. тесно связана с проблемами мастерства автора и видовой жанровой определенностью произведения. В Х. разрешается противоречие между субъективным жизненным опытом автора и концептуальной общностью содержания и оформления всего произведения. В частности, это противоречие разрешается через понятие художественного мира — виртуального пространства, границы которого очерчены перспективами развития авторского замысла и возможностями восприятия читателем или зрителем. Наряду с этим одной из важнейших единиц Х. в искусстве является образ, концентрирующий жизненное содержание в определенной форме и по законам эстетического вкуса и красоты при сохранении непосредственности и конкретности этого содержания, что характеризует многовековую традицию разных видов творчества. Многие аспекты Х. рассматриваются на примере словесного искусства и, в частности, художественной литературы. В этом случае в сферу внимания исследователя входят проблемы поэтического слова, словесного образа, упорядоченности и организации материала в единое целое, художественного времени, пространства и концепции произведения в связи с постановкой вопроса об авторской позиции и о познавательных и ценностных его сторонах. Определенные коррективы в понимание Х. внесли процессы, происходившие в художественной культуре ХХ в., отличавшегося бурным развитием техники и промышленности, когда предметы машинного производства прочно вошли в повседневную жизнь громадного количества людей. Это повлекло за собой появление особой разновидности промышленно-художественной деятельности, получившей название дизайна. Дизайн породил новые формы Х., т.к. он был ориентирован на насыщение предметно-пространственной среды прежде всего зрительной эстетической информацией, которая передается языком образов, направленных на визуальное восприятие по законам красоты в виде конструкций, рисунков, соотношений цветов, фотографий, диаграмм, схем и т.п. Одновременно в западной социальной философии некоторые аспекты постановки проблем человека в индустриальном и постиндустриальном обществе оказались связаны с понятием Х. В частности, Г. Маркузе в своей кн. «Одномерный человек» (1964) обратил внимание на то, что в условиях единого доминирующего технологического дискурса, выражающего в языке безальтернативное для отдельного человека санкционированное обществом содержание, Х. приобретает совершенно новое значение. Для всего того содержания и тех ценностей, которые не санкционированы обществом и не имеют статуса истинности, остается лишь сфера так называемого творчески-вымышленного, т.е. художественного. «Именно эстетическое измерение по-прежнему сохраняет свободу выражения, позволяющую писателю и художнику называть людей и вещи своими именами — давать название тому, что не может быть названо другим способом» (Г. Маркузе). В свою очередь, Р. Барт обратил внимание на важность некоторых специфических качеств словесного искусства по сравнению с научной картиной мира. В своей статье «От науки к литературе» (1967) он писал, что «мир литературного произведения всеобъемлющ и охватывает все виды знания (социальное, психологическое, историческое) — так что литература являет нам то великое единство мироздания, насладиться которым было дано древним грекам и в котором отказано нам из-за раздробленности нашего знания на отдельные науки». Традиционное представление о Х. подверглось также изменению под влиянием тенденций авангардизма и постмодернизма 2-й пол. ХХ в. В это время произошло сознательное перемещение в эстетическую среду внеэстетических артефактов (напр., в поп-арте), помещение в пространства и тексты произведений внехудожественных предметов и материалов для того, чтобы читатели или зрители могли вносить свой собственный смысл в понимание отдельного произведения. Таким образом, создались предпосылки для новой неклассической трактовки Х., когда критерий верности реальной жизни и принцип жизнеподобия образной и эстетической картины мира, традиционное понимание прекрасного уже не имеют своего доминирующего ценностного значения. В этом случае художественное определяется как вымышленное в том смысле, что созданный артефакт не является прямым отражением чего-либо реального и его значение не может быть определено его сопоставлением с внешним миром. Поэтому в ХХ в. под Х. стали понимать не только высокую степень свободы и новаторства автора в обращении с разнородным материалом, и статус Х. признается не только за законченным произведением, но этим статусом Х. наделяется сам процесс создания такого произведения.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Художественное произведение и эстетическое событие

Курдин Андрей Геннадьевич
Статья посвящена проблеме гносеологических и онтологических аспектов конституирования и постижения художественного произведения.
Читать PDF
0.00 байт

Художественно-эстетические основания экспрессионизма и их связь с отдельными идеями философии Ф. Ниц

Беляев Д. А.
В статье рассматриваются основные художественно-эстетические установки экспрессионизма и их связь с рядом философских воззрений Ф. Ницше, с отдельным анализом отличного и общего между ними.
Читать PDF
0.00 байт

Постструктурализм как философская основа художественной культуры постмодернизма.

Тарасов А. Н.
В статье выявляется роль философии постструктурализма в формировании постмодернистского типа художественной культуры.
Читать PDF
0.00 байт

О соотношении истины и художественного творчества

Лукманова Раушания Хусаиновна
Истина и творчество неразрывно связаны между собой. Показать эту фундаментальную связь поможет обращение к философии М. Хайдеггера. По Хайдеггеру, место, где рождается истина, это место бытия человека.
Читать PDF
0.00 байт

Границы художественного пространства: рама и материал

Рымарь Николай Тимофеевич
В статье анализируется функции рамы и материала искусства с точки зрения специфики творческого акта в искусстве: показаны различные аспекты роли рамы и материала (слово, цвет, камень и т.д.
Читать PDF
0.00 байт

Круглый стол «Человек и свет в естественно-научной и художественной картине мира»

Медведев Борис Абрамович
Представлена работа круглого стола «Человек и свет в естественно-научной картине мира» на секции по истории, методологии и философии оптического образования XII Международной школы для молодых ученых и студентов по оптике, лазерно
Читать PDF
0.00 байт

Использование английской субстандартной лексики в языке современного художественного текста (на прим

Беленко Ю. А.
Яркой отличительной чертой современных писателей является активное использование ими субстандартных лексических единиц.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема интерсубъективности в художественном познании

Сорокина Н. В.
статья посвящена проблеме художественного познания. Искусство является важным источником понимания мира, однако скептический подход к теории когнитивизма в понимании искусства занимает прочные позиции в истории философии.
Читать PDF
0.00 байт

Круглый стол «Человек и свет в естественно-научной и художественной картине мира»

Медведев Б. А.
Представлена работа круглого стола «Человек и свет в естественно-научной и художественной картине мира» на секции по истории, методологии и философии оптического образования XV Международной школы для молодых ученых и студентов по
Читать PDF
0.00 байт

Универсальные характеристики научного и художественного творчества

Кузнецова Майя Анатольевна
Наука и искусство рассматриваются в статье как формы духовной преобразовательной деятельности человека.
Читать PDF
0.00 байт

Круглый стол «Человек и свет в естественно-научной и художественной картине мира. Iii»

Медведев Борис Абрамович
Представлена работа круглого стола «Человек и свет в естественно!научной и художественной картине мира.
Читать PDF
0.00 байт

Современные концепции классификации форм интуиции и их применение в изучении научной и художественно

Бондаренко Александр Викторович
Интуитивное познание и преобразование действительности одна из недостаточно изученных философских тем, в которой центральное место занимают теоретико-методологические проблемы изучения интуиции, а также вопрос о соотношении научно
Читать PDF
0.00 байт

Психологические предпосылки и механизмы эстетического и художественного восприятия

Арсеньев Иван Константинович
Читать PDF
0.00 байт

Роль ценностного сознания в художественном проектировании пространства

Бондаренко Александр Иванович
В статье поднимается проблема целеполагания в деятельности художественного сознания, соотношения различных форм живой и неживой субстанций, случайного и закономерного, хаотичного и гармоничного в развитии материи.
Читать PDF
0.00 байт

Термин «Научное искусство» в художественном и научном дискурсах

Ерохин Семен Владимирович
В статье анализируется содержание термина «научное искусство», который получает все более широкое распространение в эстетике и искусствознании для обозначения трансдисциплинарной области, в пределах которой осуществляется синтез д

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ФРЕЙДИЗМ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

    На Западе широкое распространение получили эстетические концепции, в основе к-рых лежат психоаналитические представления Фрейда о специфике и функциях иск-ва, природе и особенностях X. т. Исходя и
  • МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

    вид интеллектуальной деятельности человека, направленной на создание и восприятие произведений литературы и искусства. Художественное мышление психофизиологически отличается от теоретическог
  • НАСЛЕДИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

    явления худож. культуры прошлого, т. наз. «вечные ценности», осваиваемые и переосмысляемые современностью, образующие состав худож. традиции (Традиция и новаторство), С понятием Н. связан ряд пробл
  • ОБОБЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

    см. Абстракция художественная, Типизация. Идеализация.
  • ОТРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

    специфическая форма освоения действительности в иск-ве. Методологической основой понимания сущности О. х. является ленинская теория отражения, раскрывающая общие закономерности и способы адеква
  • познание художественное

    ПОЗНАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — образное постижение действительности, представляющее ее во всей полноте и многообразии ее характеристик и являющееся альтернативой понятийно-логическому постижению
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

    продукт худож. творчества, в к-ром в чувственно-материальной форме воплощен духовно-содержательный замысел его создателя — художника и к-рый отвечает определенным критериям эстетической ценност
  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

    пространство произведения искусства, совокупность тех его свойств, которые придают ему внутреннее единство и завершенность и наделяют его характером эстетического. Понятие «Х.п.», играющее центр
  • РЕМЕСЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

    культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов худож. обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта маст
  • ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

    создание новых эстетических ценностей. В широком смысле Т. х., понимаемое как Т. «по законам красоты», присуще в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. В концентрир
  • ВООБРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

    способность сознания синтезировать и творчески преобразовывать восприятия и представления, создавать образы и модели бытия в соответствии с принципами худож., духовно-практического освоения ми
  • ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

    см. Фрейдизм и художественное творчество.
  • ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

    субдисциплина, с одной стороны, общей психологии, а с др.— эстетики и искусствознания. Исследуя X. т., общая П. не ставит своей специальной задачей выявление его специфики. Ее интересует изучение не
  • СВОБОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

    свободная реализация в процессе профессиональной деятельности художника его творческих замыслов, воплощение намеченных идейно-эстетических задач, имеющих общественное значение. С. х. т. предпол