способность сознания синтезировать и творчески преобразовывать восприятия и представления, создавать образы и модели бытия в соответствии с принципами худож., духовно-практического освоения мира. Специфика В. х. обусловлена характером творческой деятельности в иск-ве, цель к-рой создание новой, худож, реальности, представляющей единство худож. правды и условности. По своей природе В. х.— конструктивно-созидательно, отличается способностью соединять многообразное, удерживать в представлении целое. Действие механизма В. х. проявляется в обобщении, продуцировании и выражении худож. идей, образотворчестве. В отличие от непроизвольной переработки жизненных впечатлений (преобразовании опыта в фантазии) В. х. характеризуется организованной направленностью, включенностью в реальный процесс целесообразной духовно-практической деятельности, продуктом к-рой является произв. иск-ва (Произведение художественное). Включаясь в процесс худож. созидания, продуктивная сила В. х. позволяет по-новому скомбинировать элементы жизненного опыта, представить наблюдаемое в новых, неожиданных связях и сочетаниях, создать картины несуществующего в действительности, но возможного, говоря словами Аристотеля. по вероятности или необходимости. В. в иск-ве — своеобразный «магический кристалл», сквозь призму к-рого корректируется разработка худож. темы, распознаются скрытые свойства явлений, их социально-эстетический смысл. От него во мн. зависит претворение содержательных и формальных худож. находок в органическое худож. целое. В. в своей свободной деятельности, считал Кант, соотносит эмпирическую чувственность с категориями рассудка, приводит в движение интеллектуальные творческие силы. Как акт познающего сознания, В. х. выполняет поисковую, эвристическую функцию. Богатство и гибкость, животворная энергия В. расширяет прогностические горизонты иск-ва: активизирует опережающее отражение, предвосхищение будущего (Предвосхищение в искусстве). С помощью В. х. удается представить в иск-ве невероятное (таковы, напр., произведения писателей-фантастов Ж. Верна, Г. Уэллса, К. Чапека, И. Ефремова и др.), претворить возможное и желаемое в осуществленное, включить в культурный контекст и тот возможный опыт, к-рый человечеству еще предстоит приобрести. Существенное свойство В. х.— нацеленность на конструктивно-творческую работу в материале искусства, сопряженность с чувством красоты. Реализация В. х. осуществляется в различных формах: агглютинации (способствующей созданию сфинксов, кентавров, демонов), гиперболизации, заострения, типизации. Мир, созданный В. х., оценивается с учетом критериев художественности, эстетической мотивировки, социальной действенности. В. х. необходимо также для репродуктивной худож. деятельности, эстетического восприятия (Восприятие эстетическое), полноценного общения с иск-вом. Неразвитость, бедность В. х. как духовно-практической способности человека препятствует освоению богатств худож. культуры, ограничивает диапазон эстетического развития личности, служит одной из причин плохого, примитивного вкуса. Пробуждение и развитие творческого В., позволяющего видеть мир с высоты определенного уровня человеческой культуры,— важная задача эстетического и собственно худож. воспитания.