ПРОИЗВЕДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

Найдено 1 определение
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
продукт худож. творчества, в к-ром в чувственно-материальной форме воплощен духовно-содержательный замысел его создателя — художника и к-рый отвечает определенным критериям эстетической ценности; осн. хранитель и источник информации в сфере худож- культуры. П. х. может быть единичным и ансамблевым, развернутым в пространстве и развивающимся во времени, самодостаточным или требующим исполнительского искусства. В системе культуры оно функционирует благодаря своему вещно-предметному носителю: типографскому тексту книги, живописному полотну с его физико-химическими и геометрическими свойствами, кинематографической ленте; в исполнительских иек-вах — оркестру, актеру и т. д. Собственно П. х. конструируется на основании первичного изобразительного ряда: звучащей или воображаемой речи, сочетания форм и цветовых плоскостей в изобразительном искусстве, движущегося изображения, проецируемого на кино- и телеэкран, организованной системы музыкальных звучаний и т. д. Хотя в отличие от природного предмета создание П. х. определено целью человека, оно происходит на границе с природой, т. к. при этом используются природные материалы (Материал искусства), а в нек-рых видах искусства П. возникает в процессе перекомпоновки и акцентирования природных объектов (садово-парковое искусство) или в ансамбле с ними (архитектура, мемориально-монументальная и садово-парковая скульптура). Будучи продуктом специфической творческой деятельности, П. х. граничит в то же время с миром утилитарно-практических вещей (Декоративно-прикладное искусство), документально-научных источников и др. памятников культуры, напр. «исторический роман есть как бы точка, в которой история как наука сливается с искусством» (Белинский). П. х. граничит, однако, не только «с практически полезным», но и «с неудачными попытками искусства» (Толстой). Оно должно удовлетворять хотя бы минимальным требованиям художественности, т. е. стоять на ступеньке, приближающей к совершенству. Толстой делил П. х. на три рода— П. выдающиеся: 1) «по значительности своего содержания», 2) «по красоте формы», 3) «по своей задушевности и правдивости». Совпадение этих трех моментов рождает шедевр. Худож. достоинства П. иск-ва определяются одаренностью их создателя, оригинальностью и искренностью замысла (в иск-ве постоянно обновляющихся культур), наиболее полным воплощением возможностей канона, (в иск-ве традиционных культур), высокой степенью мастерства. Художественность П. иск-ва проявляется в полноте реализации замысла, кристаллизации его эстетической выразительности, в содержательности формы, адекватной общей авторской концепции и отдельным нюансам образной мысли (Концепция художественная), в целостности, к-рая выражается в соразмерности, отвечающей принципу единства в многообразии, либо в акцентировании в сторону или единства, или многообразия. Органичность, кажущаяся непреднамеренность настоящего П. х. побуждала Канта и Гете сравнивать его с продуктом природы, романтиков — с универсумом, Гегеля — с человеком, Потебню — со словом. Худож. целостность П. иск-ва, его завершенность отнюдь не всегда адекватны технической, количественно исчисляемой стороне составных частей, его внешней законченности. И тогда набросок бывает в содержательно-ху-дож. отношении таким точным, что перевешивает по своей значимости и выразительной силе детализированные и внешне масштабные П. х. (напр., у В. Серова, А. Скрябина, П. Пикассо, А. Матисса). В советском изобразительном иск-ве встречаются и подробно выписанные, внешне законченные П. и те, в к-рых обнаруживается тяготение к экспрессивности, возведению фрагмента в статус худож. целостности. Однако во всех случаях подлинное П. х. есть определенная организованность, упорядоченность, сопряжение в целое эстетических идей. В процессе развития того или иного вида иск-ва худож, функцию могут приобретать и технические средства, с помощью к-рых П. х. доставляется, передается воспринимающей иск-во публике (напр., монтаж в киноискусстве). Помимо материально зафиксированного плана П. х. несет в себе закодированную информацию идеологического, этического, социально-психологического порядка, к-рая в его структуре приобретает худож. ценность. Несмотря на относительную стабильность, содержание П. х. обновляется под влиянием социального развития, изменения худож. вкусов, направлений и стилей. Связи в сфере худож. содержания не фиксированы с однозначной определенностью, как это имеет место в научном тексте, они относительно подвижны, тем самым П. х. не замкнуто в системе раз и навсегда данных значений и смыслов, а допускает разные прочтения. П. х., предназначенное для исполнения, уже в своей текстовой структуре предполагает многогранность худож.-смысловых оттенков, возможность разной худож. интерпретации. На этом строится и созидание в процессе культурного наследования новой худож. целостности путем творческого заимствования из сокровищницы эстетических открытий прошлых эпох, преображенных и осовремененных силой гражданского пафоса и таланта новых поколений . художников. Плоды таких творческих заимствований важно, однако, отличать от эпигонских поделок, где чаще всего воспроизводятся лишь внешние черты той или иной манеры, запечатленной в П. х. др. мастера, но утрачивается эмоционально-образная наполненность оригинала. Формальное же и бездуховное воспроизведение сюжетов и худож. приемов порождает не новую органическую и творчески выстраданную худож. целостность, а эклектическое подобие ее. Как явление культуры, П. х. обычно рассматривается эстетической теорией в составе определенной системы: напр., в комплексе худож. ценностей одного или нескольких видов иск-ва, объединенных типологической общностью (жанр, стиль, метод художественный), или в рамках социально-эстетического процесса включающего три звена: художник — П. х.— публика. Особенности же психофизиологического восприятия П. х. исследуются психологией искусства, а его бытование в об-ве — социологией иск-ва.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
931.98 кб

Проблема оценки художественного произведения

Матюшова Мария Петровна
В статье анализируется проблема художественного восприятия и делается попытка определить критерии объективной оценки художественного произведения.
Читать PDF
191.00 кб

Психология чеховских художественных произведений

Буняева Мария Владимировна
В статье рассматриваются художественные произведения А.П. Чехова с точки зрения содержания в них материала, значимого для психологической науки, дополняющего и обогащающего ее.
Читать PDF
224.11 кб

К вопросу восприятия художественного произведения

Лхамцэрэн Болд
Статья посвящена проблеме восприятия художественного произведения. Восприятие художественного произведения делится на разные фазы: предкоммуникативная, коммуникативная, посткоммуникативная и т. д.
Читать PDF
89.33 кб

Художественное произведение и эстетическое событие

Курдин Андрей Геннадьевич
Статья посвящена проблеме гносеологических и онтологических аспектов конституирования и постижения художественного произведения.
Читать PDF
254.08 кб

О МЕТРИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Усманов З.Д., Косимов А.А.
Сконструированы цифровой портрет и метрическое пространство произведений.
Читать PDF
102.22 кб

Проблема художественной целостности рок-произведения

Е.А. Егоров
Читать PDF
482.06 кб

Хореографическое произведение как художественный текст

Малинина Вера Ивановна
Читать PDF
134.50 кб

Художественные функции ритма в поэтическом произведении

Шахбаз Самир Абдель Салям
В статье, посвященной роли ритма в поэтическом произведении, рассматриваются вопросы об участии ритма в создании поэтических образов и связи ритмической организации стихотворения и художественного замысла поэта.
Читать PDF
200.51 кб

Трансформация при переводе художественного произведения

Мусабекова Р.Р.
В данной статье анализируются переводы Эзопа, Лафонтена, Крылова и Тукая басни «Лев и мышь». Выявлены особенности трансформации при переводе басни. Отмечены как некоторые неточности, так и удачи.
Читать PDF
1.15 мб

Художественные особенности произведений Абая Кунанбаева

Фазилова Клара Байбуриевна
В статье раскрываются особенности произведений великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева. Его стихи и проза отличаются и размером, и богатством содержания.
Читать PDF
171.17 кб

Отражение личности автора в художественном произведении

Янкелевич Марина Сергеевна
В данной статье рассмотрены различные теоретические к подходы к проблеме отражения психологических характеристик автора в художественном произведении и некоторые психологические аспекты формирования образа автора посредством конта
Читать PDF
157.33 кб

Эстетическая интерпретация художественного произведения

Сейед Реза Хосейни
Даже краткое исследование эволюции содержания понятий «прекрасное» и «произведение искусства», а также их соотношения с философскими представлениями, выраженными в сочинениях философов, помогает нам постичь суть искусства и те явн
Читать PDF
249.50 кб

Художественное восприятие дирижером хоровых произведений

Чабанный Владимир Федорович
Читать PDF
333.92 кб

Поэтика названий художественных произведений Гаяза Исхаки

Шакирова Гульназ Марсовна
В этой статье исследуются названия произведений Гаяза Исхаки и даётся их полный лингвистический анализ.
Читать PDF
62.78 кб

Издание произведений мордовской художественной литературы

Мухина Н.Н.
В статье представлена типология мордовской художественной книги, рассматриваются наиболее значимые художественные издания. Освещается деятельность первых профессиональных писателей, появившихся в конце XIX века: С. Аникина, Т. Е.