ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

Найдено 1 определение
ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
создание новых эстетических ценностей. В широком смысле Т. х., понимаемое как Т. «по законам красоты», присуще в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. В концентрированном же своем качестве оно находит выражение в создании (и творческом исполнении) произв. искусства. Общая идейная направленность Т. х. определяется социальной позицией и мировоззрением художника. Т. х. предполагает новаторство как в содержании, так и в форме худож. произв. Способность оригинально, самостоятельно мыслить (Мышление художественное) является безусловным признаком таланта. Но новизна не самоцель Т. Она неотрывна от общественной значимости худож. произв. В отличие от идеалистически ориентированных зарубежных эстетиков, интерпретирующих Т. х. гл. обр, как конструирование новых форм и структур, приверженцы марксистско-лени некой эстетики исходят из того. что эвристическая деятельность в иск-ве характеризуется созданием прежде всего новых общественных ценностей. В конечном счете это обусловливает и обновление изобразительно-выразительных средств иск-ва, а также его техники и способов распространения. Т. х. необходимо включает в себя освоение культурного наследия (Наследие художественное). Чтобы, никого не повторяя, идти в иск-ве вперед, необходимо в возможно полном объеме знать опыт своих предшественников. В процессе этого освоения художник сознательно или стихийно следует традиции, наиболее соответствующей его индивидуальности, классовой и национальной принадлежности. Становление индивидуальности в искусстве предполагает как принятие и развитие определенных традиций, играющих роль стимула к самостоятельной работе, так и решительный отказ от традиций устаревших, консервативных. Традиция и новаторство в Т- х. представляет собой диалектическое единство созидания и отрицания, причем гл. в.этом единстве является созидание. Проповедь же самоцельного отрицания, характерная для мн. теоретиков декадентства, оборачивается псевдоноваторством, обескровливающим творческие потенции художника. В плане гносеологическом Т. х. есть образное отражение объективного мира, его новое видение и осмысление. Тем самым Т. х. выступает и как актуализация личности художника. Субъективное в подлинном иск-ве не противостоит объективному, а является органичной формой его преломления в произв. Самовыражение оказывается тогда и выражением общезначимых (народных, классовых) представлений, их интеграцией. Свобода воображения, широта кругозора художника, стремление к всестороннему познанию бытия — непременные компоненты Т. Однако для создания законченного произв. иск-ва художнику требуется и самоограничение в выборе жизненного материала, сосредоточенность и избирательность внимания, строгая дисциплина ума и сердце. Целостный худож. образ, в к-ром резуль-тируется творческий процесс, рождается лишь тогда, когда автор воспроизводит через конечные жизненные ситуации и факты собственной биографии закономерное и типическое. Т. х. диалогично, оно внутренне связано с сотворчеством читателя, зрителя, слушателя, т. е. с восприятием иск-ва как формы коммуникативной связи, средства общения между людьми (Коммуникация художественная). Т. великих художников всегда отличалось глубиною духовного проникновения в сущность общественных отношений и яркой эмоциональной насыщенностью. Это и делало их произв. общечеловеческим культурным достоянием. Развивать эти традиции мировой классики — одна из важных сторон Т. мастеров социалистического иск-ва. Опираясь на принципы народности и партийности в иск-ве, представители худож. интеллигенции, писатели, композиторы, художники, деятели театра призваны обогащать духовную жизнь общества, содействовать идейному и нравственному росту народа, создавая талантливые, правдивые произв., отражающие действительность во всей ее многогранности, противоречивости и величии. Накопившиеся в нашем об-ве застойные явления сказались на снижении критериев в оценках Т. х., что привело к появлению немалого числа безликих, посредственных произв. Это нередко усугублялось необоснованным административно-ведомственным вмешательством в сугубо творческие процессы. Происходящая ныне перестройка в сфере культуры, в т. ч. лит-ры и иск-ва, требует, с одной стороны, повышения ответственности деятелей иск-ва за идейно-худож. направленность их Т., а с др.— создания подлинно творческой обстановки во всех областях худож. деятельности, во всех видах искусства.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
131.80 кб

Перевод как художественное творчество

Гарбовский Н. К.
В статье рассматриваются вопросы художественного перевода как творческой деятельности на примере переводов на французский язык пьесы А.П.
Читать PDF
108.37 кб

Психология художественного творчества

Мурзина С. М.
В статье рассматриваются вопросы создания произведения искусства с точки зрения психологии и философии. А так же влияние типов темпераментов человека на процесс творческого акта.
Читать PDF
398.16 кб

О природе феномена художественного творчества

Юшманов Виктор Иванович
На примере психологического исследования профессиональной деятельности оперного артиста автор статьи раскрывает природу и жизненное предназначение феномена художественного творчества как практического моделирования вымышленной жиз
Читать PDF
399.43 кб

Авторское сознание и художественное творчество

Королёв Марк Юрьевич
Данная статья посвящена проблеме изучения авторского сознания в контексте типологии культурного процесса, предложенной П. Флоренским на примере реализации авторского сознания в «Капелле Четок» в Вансе А. Матисса.
Читать PDF
13.52 мб

Художественный перевод в творчестве Пастернака

Добронравова Ольга Владимировна, Галимова Халида Нурисламовна, Паньков Александр Владимирович
В статье изложены результаты исследования о чистопольском периоде творчества Бориса Пастернака в годы Великой Отечественной войны.
Читать PDF
5.12 мб

Художественное творчество в социальном контексте

Рассматриваются механизмы взаимодействия художественного творчества и социума: характер воздействия социального контекста на создание произведений искусства и механизмы его трансформации в пространстве внутреннего мира художника.
Читать PDF
156.62 кб

Философское осмысление художественного творчества

Широкова А. В.
Оценивая онтологические подходы к пониманию феномена духовности, необходимо обратить внимание на его связь с природным началом.
Читать PDF
147.76 кб

Христианская традиция и художественное творчество

Есаулов И. А.
Традицию автор статьи определяет как присутствие в произведении культурной памяти. Осмысление в художественном творчестве христианской сущности человека свидетельствует о христианской традиции.
Читать PDF
137.27 кб

О соотношении истины и художественного творчества

Лукманова Раушания Хусаиновна
Истина и творчество неразрывно связаны между собой. Показать эту фундаментальную связь поможет обращение к философии М. Хайдеггера. По Хайдеггеру, место, где рождается истина, это место бытия человека.
Читать PDF
57.46 кб

Философия художественного творчества И. А. Ильина

Мурышев Кирилл Евгеньевич
Статья посвящена анализу концепции художественного творчества И.А. Ильина.
Читать PDF
562.65 кб

Социальные детерминанты художественного творчества

Матюшова Мария Петровна
Статья посвящена анализу взаимоотношений и взаимовлияния искусства и общества, и в частности искусства и политики.
Читать PDF
465.36 кб

Психологическая природа художественного творчества

Ларкина Нина Владимировна
В данной статье автор рассматривает некоторые теоретические аспекты психологической природы творчества, которые отражают неоднозначность понимания этой проблемы и многоплановость исследований в этой области.
Читать PDF
895.25 кб

Древний мир - магистрали художественного творчества

Демченко Александр Иванович
Читать PDF
632.10 кб

Возрождение - магистрали художественного творчества

Демченко Александр Иванович
В рубрике От главного редактора продолжается публикация большой серии художественно-исторических эссе, в которых последовательно рассматриваются крупнейшие эпохи.
Читать PDF
1.30 мб

ВОЗРОЖДЕНИЕ - МАГИСТРАЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Демченко Александр Иванович
В рубрике От главного редактора продолжается публикация большой серии художественно-исторических эссе, в которых последовательно рассматриваются крупнейшие эпохи.

Похожие термины: