НАСЛЕДИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

Найдено 1 определение
НАСЛЕДИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
явления худож. культуры прошлого, т. наз. «вечные ценности», осваиваемые и переосмысляемые современностью, образующие состав худож. традиции (Традиция и новаторство), С понятием Н. связан ряд проблем и трудностей. Во-первых, распространенное представление, согласно к-рому «вечные ценности» отбирает само «время», отвеивая случайные заблуждения и ставя все «на свое место», сильно стилизует действительность. Можно, по-видимому, считать, что, оценивая в настоящее время трагедию Софокла «Эдип-царь» так же высоко, как в свое время Аристотель, мы тем самым признаем это произв. «вечной ценностью». Но ведь в течение ряда эпох европ. культуры, в т. ч. такой эпохи, как Ренессанс, «Эдип-царь», как и вообще греч. трагедия, был отодвинут на задний план, и возвращение интереса к Софоклу — результат не просто действия «времени», но деятельности определенного литературного движения — веймарской классики с Гете во главе. Эстетическая ценность рус. иконы была открыта в полной мере лишь тогда, когда развитие иск-ва начала XX в. поставило в порядок дня пересмотр по-слеренессансной абсолютизации линейной перспективы. Ни Данте, ни Шекспир не были еще для времен Вольтера признанными обшеевроп. классиками (Классика в искусстве), в этом ранге их утвердила эстетическая мысль нем. романтизма на протяжении жизни одного поколения. Изменения эстетических вкусов, запросов и мировоззренческих установок настолько радикально перестраивали иерархию «вечных ценностей», что их «вечность» оказывается под вопросом. Во-вторых, очевидно, что каждое поколение подходит к Н. со своими интересами: «Сикстинская мадонна» Рафаэля, в к-рой Шпенглер увидел динамический мир новой физики,— это как бы не та картина, к-рой посвящали свои излияния нем. писатель-романтик В. Г. Ваккенродер и В. А. Жуковский. Что же именно живет в веках — сохраняющий свою идентичность шедевр или простое присутствие этого шедевра как предлог для самовыражения новых поколений? Ответ на этот вопрос должен быть диалектичным: в веках живет не шедевр, понятый как вещь, замкнувшаяся в себе и недоступная историческому диалогу, но и не пустая фикция этого шедевра, не имеющая объективного бытия и служащая пассивным экраном, на к-рый последующие поколения могут проецировать самих себя, а диалог между классическим творением и новыми поколениями. В ходе этого диалога не только меняется и обогащается смысл классического творения, но и люди, воспринимающие иск-во, получают то, что отсутствовало в их сознании. Отсюда продуктивность Н., его поражающая способность «воскресать» и «возвращаться» к людям: как говорил Бахтин, «у каждого смысла будет свой праздник возрождения».

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
259.58 кб

Художественный образ и наследие

Соловьева Светлана Владимировна
Связь художественного образа и наследия обнаруживается через проблематизацию предмета исследования, выбора методологии анализа, истории образа в культуре.
Читать PDF
202.43 кб

Художественное наследие М. Ю. Лермонтова

Корнилова Анна Владимировна
Художественное наследие М. Ю. Лермонтова составляет более 400 произведений живописи и графики.
Читать PDF
390.21 кб

О художественном наследии Мурата Паранука

Жачемук Зарима Рамазановна
В данной статье рассматривается творчество адыгейского поэта Мурата Паранука. Объектом исследования являются различные жанры, в которых представлены произведения разных лет.
Читать PDF
589.70 кб

Наследие степей и художественное степеведение

А. А. Чибилёв
Читать PDF
354.54 кб

О художественном наследии национальных литератур XX в.

Дьячковская М. Н.
Читать PDF
834.57 кб

«Танец орла» — духовно-художественное наследие тувинского народа

Санчай Чойган Херел-Ооловна
В статье описаны элементы «танца орла» — ритуального танца борцов хуреш, обозначена его роль в традиционных праздниках тувинцев.
Читать PDF
264.23 кб

Графические виды Павловска в художественном наследии В. А. Жуковского

Иванова Е. В.
В статье представлены малоизвестные сведения об изобразительном творчестве поэта В. А. Жуковского.
Читать PDF
410.24 кб

Историко-культурные аспекты обмена и продажи художественного наследия

Соломаха Елена Юрьевна
В статье на примере истории обмена и продажи предметов из собраний Эрмитажа в XIX в.
Читать PDF
258.89 кб

2013. 03. 029. О художественном наследии М. Горького. (сводный реферат)

Жулькова К. А.
Читать PDF
54.27 кб

Художественное наследие прошлых поколений в современном искусстве россии

Зорилова Лариса Сергеевна
Рассматриваются фундаментальные основы искусства современной России. Произведения искусства, созданные народом, живут вне времени, но для того, чтобы их понять и осмыслить, необходимо использовать исторический подход.
Читать PDF
790.71 кб

К вопросу о своеобразии художественно-культурного наследия Шабана Кубова

Шовгенова Тамара Алиевна
Актуальность статьи обусловлена малоизученностью творчества адыгейского поэта и композитора Шабана Кубова.
Читать PDF
176.44 кб

Образовательные учреждения и трансляция художественного культурного наследия

Руденко К. А.
Статья посвящена рассмотрению проблемы сохранения традиционных этнокультурных ценностей в современном обществе.
Читать PDF
85.46 кб

Художественные особенности эпистолярного наследия святителя Феофана Затворника

Воронин Тимофей Леонович
В статье ставится проблема филологического исследования русской духовной литературы Нового времени.
Читать PDF
760.54 кб

ГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ П.И. СОКОЛОВА. У ИСТОКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Желнова Елена Геннадьевна
Статья посвящена графическому наследию Петра Ивановича Соколова (1753-1791) академика исторической живописи и преподавателя Императорской Академии художеств.
Читать PDF
362.12 кб

Культурное наследие и туризм: войлок в современной художественной практике Калмыкии

Батырева Светлана Гарриевна, Батырева Кермен Петровна
В условиях расширяющегося этнокультурного взаимодействия в мировом сообществе закономерно возрастает роль и значение культурного наследия.