ОТРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

Найдено 1 определение
ОТРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
специфическая форма освоения действительности в иск-ве. Методологической основой понимания сущности О. х. является ленинская теория отражения, раскрывающая общие закономерности и способы адекватного постижения мира. Процесс О. в иск-ве, включая мышление художника (Мышление художественное), обусловлен природой худож. деятельности, особым духовно-практическим способом освоения мира. Попытки осознать характер О. жизни в иск-ве предпринимались уже в античности. Пифагорейцы, а затем Платон и Аристотель утверждают идею о мимесисе (подражании) как осн. эстетическом принципе и сущности иск-ва. Настойчиво звучит мотив подражания природе в эстетических трактовках эпохи Возрождения, в классицистической эстетике XVI—XVII вв. (Подражания теория). Историческая конкретизация представлений о подражании сопровождалась преодолением односторонних тенденций в трактовке О. х. Гете, напр., отвергая «смешение природы с искусством», выступает против недооценки субъективной творческой активности «истинного художника». Чернышевский по-новому ставит вопрос о социальном смысле О. х. в процессе распознания общественно значимого «внутреннего содержания» жизни, закрепляет в теории иск-ва понятие «воспроизведения» действительности. Утверждение в худож. культуре принципа конкретно-исторического воссоздания жизни обусловливает углубление реалистического отражения действительности в иск-ве (Реализм). Посредством худож. отображения в иск-ве осуществляется постижение и аккумулирование универсального человеческого опыта. Существенный момент О. х.— творческое обобщение эмпирического материала, его эстетическое пересоздание. Мир, создаваемый художником,— не простое копирование или удвоение жизни, а особая худож. реальность. Методологически значим в этом отношении тезис нем. философа Л. Фейербаха: «Искусство не требует признания его произведений за действительностью, процитированный в «философских тетрадях» Ленина (т. 29 с. 53). Отступление от натуры, от данного в отображении действительности заложено в духовно-практической природе иск-ва, нацеленного на освоение мира в его смысловой перспективе. О. х. предусматривает личностное отношение творца иск-ва к познаваемым объектам, выражение его суждении, чувств, ценностных установок. Причастность художника к открытию того, что заложено в объективной действительности, одухотворяет худож. познание. Специфическое свойство О. х.— высокая эстетическая избирательность, ориентация на возможное и вероятное. Смысл худож. обобщений (Абстракция художественная) заключен в отборе существенного и закономерного, в раскрытии типических характеров и ситуаций, создании ценностно значимой худож. картины мира. Проникновение в целостный эмпирический процесс социального бытия позволяет художнику уловить скрытые, еще не познанные тенденции развивающейся реальности, демаскировать видимость случайности, обнажить то, что может и должно быть. Эстетически развитое мышление художника острее улавливает становление нового, оперативнее проникает в суть назревающих проблемных ситуаций. Недаром приемы худож. обобщения, типизации общественных явлений широко используются и в научно-теоретическом социальном познании. Иск-во обладает уникальным опытом в опережающем отражении человеческого бытия, постижении и предвосхищении будущего. Как сфера О. мира человека и человеческого отношения к миру иск-во — продуктивный способ развернутого представления социально-чувственного коллективного опыта, проектирования новых возможностей человеческого самоутверждения. Характер и метод О. х. обусловливают тип образного воспроизведения действительности, меру достоверности и худож. условности. Способы О. х. вырабатываются в процессе непосредственной худож.-эстетической деятельности и развития культуры. Социалистическое иск-во качественно обогатило приемы и формы О. х., эстетический потенциал образной системы.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
157.46 кб

Отражение феномена артистизма в художественных текстах

Романова Елена Викторовна
Данная статья представляет собой результат философского осмысления художественного опыта воплощения темы артистизма — преимущественно в литературных текстах.
Читать PDF
171.17 кб

Отражение личности автора в художественном произведении

Янкелевич Марина Сергеевна
В данной статье рассмотрены различные теоретические к подходы к проблеме отражения психологических характеристик автора в художественном произведении и некоторые психологические аспекты формирования образа автора посредством конта
Читать PDF
2.11 мб

Народное сознание в художественном отражении А. С. Пушкина

Щеблыкин Иван Павлович
The author concludes that in his works («Boris Godunov,» «The Captain`s Daughter,» etc.), A.S. Pushkin does not deny either peoples`s power or their right to struggle against the oppressors.
Читать PDF
728.52 кб

Художественная жизнь как отражение духовного состояния общества

Артёмова Александра Николаевна
Дается трактование таких понятий, как духовная жизнь, духовная культура, художественная жизнь, рассматривается их сущность (формы, элементы, области) и взаимосвязь.
Читать PDF
489.90 кб

ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРАКТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЕРЕХОДА

Суслова Т. И.
Читать PDF
166.57 кб

Отражение национальных традиций в художественно-философской прозе

Мышкина Альбина Федоровна
Читать PDF
228.34 кб

Образ автора в художественном произведении: отражение отражаемого

Широкова Ирина Александровна
Анализируется понятие «образ автора» в художественном тексте. Понятие определяется в ряду смежных понятий компонентов текста, на основе которых возможно выявление признаков, формирующих образ автора произведения.
Читать PDF
361.56 кб

Окопная поэзия как отражение художественной реальности начала ХХ века

Елисеев С.Л., Мацько Д.С.
В статье рассматривается проблема военной поэзии («поэзии окопов») как неотъемлемой части британской поэзии начала ХХ века.
Читать PDF
583.08 кб

Поэтика русской любви и ее отражение в художественном мире С. А. Есенина

Знобищева Мария Игоревна
В статье осуществляется попытка анализа есенинского творчества в аспекте национальных представлений о любви и таких полюсах ее восприятия, как телесность и духовность.
Читать PDF
158.52 кб

Художественная критика как отражение русского искусства: 1850-1860-е годы

Мельник Наталья Дмитриевна
В статье рассказывается о формировании в рассматриваемый период художественной критики как профессиональной отрасли отечественной журналистики.
Читать PDF
527.72 кб

Образ Восточной Сибири и его отражение в региональной художественной культуре

Манзырева Екатерина Сергеевна
В статье проводится культурологический анализ художественного образа Восточной Сибири. Главная цель статьи выявить факторы, которые повлияли на формирование художественного творчества и образа региональной культуры.
Читать PDF
307.67 кб

Принципы художественного отражения действительности в творчестве Мустая Карима

Гареева Гульфира Нигаматовна
В статье анализируются различные принципы художественного отражения Мустаем Каримом явлений действительности в его поэтических, прозаических и драматургических произведениях.
Читать PDF
365.41 кб

Основной принцип дисциплинарной власти и его отражение в художественном тексте

Мартынов М.Ю.
Статья представляет собой междисциплинарный опыт рассмотрения вопроса о способности художественного текста очерчивать семантическое поле «дисциплинарной власти».
Читать PDF
65.41 кб

Духовный реализм как отражение религиозной культуры в художественной литературе

Любомудров А. М.
В статье исследуется феномен духовного реализма в русской литературе XX в. и его специфические особенности в творчестве двух классиков русской литературы XX в. Б. Зайцева и И. Шмелёва.
Читать PDF
63.06 кб

Менталитет западноевропейских народов и его отражение в художественной культуре

Родосский А. В.
The article deals with the changing of the artistic currents and national characteristics of the Western cultures.