ГОСУДАРСТВО
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
Признаки государства – аппарат публичной власти, система органов и учреждений, реализующих властно-управленческие функции, единая территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства.
Г. обладает монополией на принуждение всего населения в рамках своей территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.
Источник: Философия права, словарь-минимум
В. Е. Кемеров
Источник: Современный философский словарь
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
/D/ Staat; /E/ State; /F/ Etat; /Esp./ Estado.
Основной элемент политической организации общества. Институт власти, с помощью которого консолидированные социальные группы осуществляют управление обществом, защищают экономические и социальные структуры, обеспечивая наиболее выгодные условия реализации своих материальных, социальных и идеологических интересов. Все развитые государства имеют определенную структуру публичной власти, территориальное ее распределение, налоговую и правовую системы.
С изменением социальной структуры общества изменяется и государство, приспосабливаясь к возможности более или менее эффективного выполнения разнообразных функций, вырабатывает способы и формы регулирования отношений между народами, социальными группами и гражданами. Господствующие социальные группы с помощью государства имеют возможность представлять свои интересы как консолидированный интерес всего общества.
Источник: Философия, практическое руководство
Источник: Тематический философский словарь
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
- в христианской мысли человеческое установление, происхождение которого оценивалось двояко: 1) Это естественное образование, требуемое природой человека как существа социального (Фома Аквинский считал целью государства общее благо). 2) Это следствие греха человека: в Эдеме государства не было, но падшая природа человека предрасположена ко злу, поэтому для ее обуздания нужна сила государственной власти (Августин и Иоанн Златоуст). Общность этих двух подходов - ограниченная лояльность в отношении к светским властям - по совести и "ради Господа" (2 Петр.2.13). Это означает, что гражданское повиновение христианина государственной власти оправдано там, где она, опираясь на закон, противодействует злу, но послушание ограничено лишь областью ее полномочий и не распространяется на отношения с Богом и на право жить согласно вере. Государство - двойственно по сути, оно призвано служить добру, но делает это силой - средством, которое легко становится источником большого зла. Сравн. в русской мысли: государство существует не для того, чтобы превратить жизнь в рай, а чтобы она не становилась адом на земле. (См. также: ЗАКОНОПОСЛУШАНИЕ; ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ; ДЕМОКРАТИЯ; МОНАРХИЯ).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Источник: Философский словарь
С государством связаны два суеверия. Первое, ставшее сегодня особенно опасным, состоит в обожествлении этого института, в отношении к нему как к божеству, которому все дозволено, в отличие от личности и других организаций, которые лишены всяких прав. Это заблуждение не имеет под собой оснований и вытекает из мнения об обществе как единственной полноценной реальности. Но этот предрассудок находит себе опору и в иной сфере — в интересах класса чиновников. Ибо государство — всего лишь абстракция, в конкретной действительности ей соответствует организация чиновников, которые, конечно, заинтересованы в том, чтобы у них была власть.
Второе, противоположное первому, суеверие— считать государство не только ненужным, но и прямо вредным, и требовать его ликвидировать ради счастья людей. Этот предрассудок известен под названием анархизма. В действительности государство необходимо, если только не превращать его в божка, который подчиняет себе все.
См.: общество, чиновник.
Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков
Источник: Краткий философский словарь 2004
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 205-212; его же. Есть ли выход для человечества (критика образа жизни)? СПб. 2000. С. 97-135.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
Источник: Философский энциклопедический словарь
«Государство всеобщего благоденствия» — один из распространенных социальных мифов совр. капиталистического об-ва, усиленно пропагандируемый теоретиками реформизма. Суть его заключается в утверждении, что капитализм середины 20 в., превратившись в «народный капитализм», создал «Г. в. б.», надклассовую силу, к-рая способна: преодолеть анархию производства и экономические кризисы, ликвидировать безработицу и обеспечить благосостояние всех трудящихся. Указывая на известное улучшение материального положения трудящихся развитых капиталистических стран в послевоенные годы, на ряд социальных реформ, проведенных буржуазными и реформистскими правительствами под давлением международного рабочего движения, идеологи и политики социал-демократии выдают «Г. в. б.» за социализм или, во всяком случае, за «преддверие к социализму». Миф о «Г. в. б.» опровергается фактами. Безработица и нищета сотен тыс. и млн. остаются социальной реальностью даже в таких развитых странах, как США. Социальное обеспечение осуществляется, как правило, за счет трудящихся. Демократические реформы носят половинчатый характер и зачастую сводятся на нет фактически господствующим политическим режимом. По существу т. наз. «Г. в. б.» — это система государственно-монополистических мероприятий, ставящая целью укрепить капитализм и ослабить волю рабочего класса к борьбе за социализм.
Источник: Философский словарь. 1963
Н. Freyer. Der S., 1925; G. Kroll. Was ist der S.?, 1950; J. Maritain. L’homme et l’état. Paris, 1953; E. v. Hippel. Gesch. der S.sphilos., I—II, 1955—1957; J. Dabin. L’état ou le politique. Paris, 1957, dt. 1964; H. Kuhn. Der S., 1967; P-Weinacht. Studien zu Bedeutungsgesch. des Wortes S., 1968; H. Ryffel. Grundprobleme der Rechtsund S. sphilos., 1969; R. W. Füßlein, Mensch und S., 1973; F. Berber. Das S.sideal im Wandel der Weltgesch., 1973; N. Hoerster. Klassische Texte der S.sphilos., 1976; H. Ehrenberg, A. Fuchs. Sozials. und Freiheit — Von der Zukunft des Sozials.s, 1980; K. Adomeit. Antike Denker über den S., 1982; S. Goyard-Fabre. L’interminable querelle du contrat sociale. Ottawa, 1983; N. Bobbio. Per una teoria generale della política. Firenze, 1986; A. de Jasay. Social Contract, Free Ride. Oxford, 1989.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
По [10] государство - основное орудие политической власти в классовом обществе. Возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и образования антагонистических классов. Признаками государства являются:
1) наличие особой системы органов и учреждений (механизм государства), осуществляющих функцию государственной власти;
2) право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;
3) определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства.
Ассоциативный блок.
Здесь можно вполне не соглашаться с классиками марксизма. Государство необходимо не только классам, но и народам, этносам (народное государство) в их борьбе за территорию и средства к существованию и в его (государства) основе изначально лежал общественный договор. Возникло оно, вероятно, несколько раньше (в примитивной форме), чем классы (сначала чиновники - это были профессии); и уж затем профессиональные управленцы и воины, купцы и идеологи всех мастей (партии и мессии), вступив в сговор (соглашение) между собой (не народом), закрепили статус-кво и себя в виде государства (профессия стала кастой).
Государство и человек. Какие между ними могут и должны быть отношения:
1. Государство создано людьми для решения определенных задач по защите от внешней и внутренней опасности (армия, полиция, спецслужбы), неблагоприятных условий существования (сельское хозяйство, медицина, охрана природы), культурной, экономической и этнографической экспансии, потери исторической перспективы. Защите - в веках.
2. Человек является объектом воздействия государственных институтов и других людей.
3. Человек обладает особенностью - правами и долгом, государство обладает обязанностями и правами.
4. Человек обладает естественными правами (обусловленными его свойствами, как организма), имеет право ориентироваться в окружающем его мире на основании сведений, результатов обработки информации и алгоритмов, которые он приобрел в результате собственной жизнедеятельности, теоретически государство естественными правами не обладает и действует только теми методами, которые ему дал человек (законодатель). В их отношениях человек - механизм реализации изменчивости общества, государство - механизм поддержания стабильности.
В то же время, являясь негуманоидной и информационной системой, государство обладает свойством создавать естественные права для себя, права, не зависящие от желания людей, действия которых и реализуют затем те или иные функции государства: работает технология принятия решений.
В период перестройки или, как говорят, реформ раздавались речи, что люди, мол, привыкли к тому, что за них все решает государство, обленились, стали "совками". При этом "забылось", для чего вообще требуется государство. Скорее всего не для того, чтобы обеспечивать зарплатой чиновников. И если государство не будет именно для народа выполнять то, ради чего его и создавали, то необходимо будет задаться вопросом, а зачем тогда людям (народу) государство, и на каком основании оно собирает налоги? И что там болтают по телевизору политики? И тут вдруг окажется, что в мире и у нас господствует ленинское определение государства как аппарата эксплуатации, но не защиты народа от внешнего и внутреннего врага, который всегда есть в любой информационной системе (в том числе и обществе): неблагоприятное окружение, ошибки, глупость, злой умысел и т.п..
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
В наилучшем полисе каждый занимается тем, что соответствует его врожденным видовым особенностям. «Способность каждого делать свое», невмешательство в чужие дела и есть справедливость (IV,433d). Платон признает только ту сторону справедливости, какую Аристотель позже назвал «распределительной» (EN, 1130Ь). Справедливость как равенство перед законом (iaovo^ia) намеренно, как считает К.Поппер, игнорируется. Единственным критерием справедливого объявляется монолитность государства. Откровенно аристократический характер придает политической этике Платона учение о ценностном ранге сословий и видов душевного устройства. Разделение труда оказывается и его ценностным ранжированием. На первое место ставится управление всеми сторонами жизни полиса, на второе - военные действия, на третье — производство материальных благ. Платоновская справедливость требует, чтобы к каждому виду деятельности допускались люди только соответствующего строя души. Править должны философы, душа к-рых разумна, устремлена к познанию истины, блага и красоты; воевать — честолюбцы, в душе к-рых преобладает яростное начало, побуждающее их к соперничеству, победе над людьми и обстоятельствами; заниматься ремеслом и земледелием — корыстолюбцы, души к-рых направляются вожделением к низменным благам: пище, питью, любовным наслаждениям. Добродетели сообразуются с особенностями человеческой природы. Мудрость встречается только у греков, честолюбие и мужество — у воинственных скифов и фракийцев, корыстолюбие — у финикийцев и египтян. Только свободным гражданам доступны справедливость и рассудительность (способность укрощать свои вожделения). Философам и воинам принадлежит мужество — способность при любом напоре страстей и вожделений сохранять то мнение об опасности, к-рое привил законодатель путем мусического и гимнастического воспитания. Мудрость может быть развита только у тех, кто от рождения обладает разумным эйдосом души. Анализируя строение полиса и души, Платон впервые вводит в этику понятие идеала, хотя термин «идеал» возник почти на тысячелетие позже, в эпоху Ренессанса. Правитель-философ должен руководствоваться образцами добродетельного, т.е. безупречно совершенного государства (аристократии духа) и человека (мудреца, героя, рассудительного кормильца). Эти образцы восходят к идее блага как вершине истинного сущего, источнику всякого совершенства. Оборотной стороной идеальной ориентированности платоновской этики стала жесточайшая цензура всей культуры.
В совершенном полисе и человеке сохраняется лишь то, что причастно благу. Все нравственно сомнительное подлежит безусловному устранению. Культ богов и героев должен быть очищен от всего, что выдает их слабость и порочность. Поэтов и живописцев, стремящихся развлечь человека, а не воспитать его, следует изгнать из государства; даже из музыкальных ладов дозволительно оставить лишь те, что способствуют мужеству и рассудительности. Чувственная жизнь высших сословий укрощается упразднением частной собственности, обобществлением жен и детей. Подобная «этизация культуры» позволяет считать Платона апологетом тоталитарного, «закрытого» общества. Идеализация добродетели ведет к тому, что реальные политические нравы объявляются порочными.
В книгах VIII—IX развернута галерея порочных политических нравов и соответствующих им характеров человека, продолженная позднее Аристотелем и Теофрастом. Причину порчи нравов Платон усматривает в самой материализации идеи, переходе ее в область текучего становления, где благо неизбежно смешивается со злом. Четырем видам порочного полиса соответствуют четыре порочных склада души: 1) в тимократии, где правителем делают военные заслуги, а не мудрость, человек властолюбив и честолюбив, расположен к соперничеству и первенству, гимнастике и охоте; 2) в олигархии, распределяющей должности по имущественному цензу, человек склонен к стяжательству и корыстолюбию, но способен подавлять прочие вожделения; 3) в демократии, разрешающей получать власть по жребию, снимаются сословные различия, и каждый уравнивает в правах необходимые и безопасные вожделения, устраивает жизнь по своему вкусу, лишая ее порядка и гармонии; 4) в тирании демократическая свобода и равенство превращаются в поголовное рабство, а в человеке высвобождаются звероподобные влечения, к-рые обычно появляются только во сне: к убийству, кровосмешению и т.п. Тиран — предел нравственного разложения человека, тирания — государства. Политическая этика «Г.» оказала значительное влияние на перипатетизм и неоплатонизм, арабо-мусульманскую философию (Аль-Фараби), западноевропейскую утопию (Т.Мор, Т.Кампанелла) и др. Л и т.: Платон. Государство // Платон. Соч. в 3 т. Т. 3 (1). М.: Мысль, 1972; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М.: Искусство, 1974; Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1. М.: Феникс, 1992; O'Brien M. Virtue, Knowledge and the Thymoeides. A Study in Platonic Ethics. Princeton: Princeton U.P., 1956.
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001
В Средние века процесс возникновения государства стали рассматривать в рамках религиозного мировоззрения как учреждение института земной власти, установленной Богом. Современный католицизм считает своим официальным учением о государстве взгляды Фомы Аквинского, который призывал людей к повиновению государственной власти, связанной «божественными законами». С теократическими концепциями тесно связаны этические теории, рассматривающие государство в виде воплощения моральной идеи, всеобщего закона. По Г. В. Ф. Гегелю, государство представляет собой высшую ступень в развитии «объективного духа», которая означает восстановление единства, нарушенного в гражданском обществе борьбой индивидов и групп.
В Новое время получила широкое распространение договорная теория происхождения государства (см. Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс, Договор общественный). Согласно последней, люди, пребывавшие первоначально в естественном, догосударственном состоянии, решили сознательно создать государство (заключить договор), чтобы надежно обеспечить для всех основные права и свободы. На реалистический подход в объяснении государственной власти претендует также «теория завоевания» (Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер), описывающая процесс возникновения классов и государства как результат завоевания одного племени другим.
Марксистская теория рассматривает государство как политическую организацию экономически господствующего класса, предназначенную для подавления сопротивления его классовых противников. Согласно марксистской социологии, государство возникло на определенном уровне развития производительных сил, когда общественное разделение труда привело к возникновению частной собственности, имущественного неравенства людей и расколу общества на антагонистические классы.
Некоторые теоретики пытаются объяснить происхождение и существование государства психологическими факторами, подчеркивая, что выдающиеся личности являются творцами государства благодаря «гипнотическому влиянию» на ищущую чужого руководства толпу (М. Ковалевский, Ж. Бюрдо).
В современной политической науке в целом возобладала синтетическая точка зрения, учитывающая в процессе возникновения государства социально-экономические, религиозные, моральные, военные и психологические факторы. Само по себе государство как средство политического управления не является ни абсолютным благом, ни абсолютным злом. История показала, что форма государственного устройства, характер применяемых средств и методов управления зависят от общего уровня развития конкретного сообщества, от сложившейся в этом социуме политической культуры, от преобладающих религиозно-философских воззрений, потребностей экономического развития и многих др. факторов.
Признаками государства являются: публичная власть, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения (армия, полиция, суд); территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (право производить суд); система права — совокупность обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается органами власти.
Государственная власть носит универсальный характер, поскольку она распространяется на всех граждан, на все организации и учреждения страны. Государственный суверенитет предполагает полную независимость во внутренних делах и внешних сношениях, т. е. над властью государства, признаваемой суверенной, не стоит никакая иная власть, способная подчинить его себе или воспрепятствовать ему в осуществлении его воли. В международной сфере суверенитет государства выражается в его праве самостоятельно, независимо от др. государств, решать все свои внутренние вопросы и вступать в международные соглашения. Уважение суверенитета является основным принципом международного права, закрепленным Уставом ООН.
Государство выполняет целый ряд важных внутренних и внешних функций. Основная внутренняя функциядостижение социально-политической стабильности в обществе, служение общему благу. Государство стремится выступать в качестве главного арбитра при столкновении политических интересов, не допускать обострения социальных конфликтов и разрешать их мирными средствами. Экономические функции предполагают координирование и регулирование экономических процессов; социальные — обеспечивают систему социального страхования, общественных компенсаций, социальной опеки, развитие здравоохранения; культурно-образовательные — выступают гарантом сохранения и преумножения национальной науки и культуры, развития системы народного образования; экологические—отвечают за охрану окружающей среды на своей территории. Внешние функции государства направлены на реализацию его интересов и целей на международной арене. Главными среди них являются: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отношениях, развитие взаимовыгодного сотрудничества, участие в решении глобальных проблем.
Лит.: Аристотель. Политика.— В кн.: Он же. Соч. в 4 т., т. 4. M., 1980; Гегель Г. В. Ф. Философия права.—В кн.: Он же. Соч. в 10 т., т. 8. M., 1935; Гоббс Т. Левиафан.—В кн.: Он же. Избр. соч. в 2 т., т. 2. M., 1991; Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.—В кн.: Они же. Соч., т. 3. M., 1955; ТоквильА. Демократия в Америке. М., 1992; Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, ФРГ, Франция, Германия. М., 1998.
И. А. Василенко
Источник: Новая философская энциклопедия
(начальные этапы формирования). Первые гос-ва бронзового века на территории Индии относятся к XXIII—XVIII вв. до н. э. (т. н. Индская цивилизация или Хараппская культура). В эпоху составления "Ригведы" арии, по всей видимости, не знали государственности, хотя имели племенных вождт-царей (раджей) и родовых старейшин (вишпати). Территориальные Г. джанапада складываются в Сев. Индии в поздневедийский период, когда была освоена долина Ранги. Во главе каждого из них обычно стоял царь из знатного рода кшатриев (ведийские тексты называют его "первый среди своих или наилучший среди равных"). Он опирался на дружину и имел укрепленную резиденцию (дурга, пура). Царю оказывали помощь (а нередко и ограничивали его власть племенные жрецы-Брахманы). Народ (виш, вайшья) в лице своих старейшин на первых порах принимал активное участие в политич. Жизни (иногда даже способствуя изгнанию царя). Государств, администрации практически не было; в кач-ве приближенных к царю фигурируют его личные слуги, выполняющие те или иные поручения. Выделяются носители придворных рангов (ратнины), статус к-рых зависел от выполнения ритуальных функций. Наименования рангов связаны с царской колесницей, пиром, игрой в кости. Обладание колесницей означало тогда принадлежность к знати, близость к радже устанавливалась по месту, занимаемому во время пира, добыча делилась по жребию во время игры в кости. Ведийские цари с дружиной совершали постоянные объезды своей территории, собирая с народа бали — подношения ритуального характера. Бали в значит, мере предназначались для жертвоприношений и раздач. Устройством пышных ритуалов и празднеств цари стремились обеспечить себе поддержку богов и славу среди народа. Крупные племенные объединения в ведийский период были непрочны и имели характер чисто военных (или религиозных) союзов. Новый период (сер. I тыс. до н. э.) характеризуется процессами урбанизации и формирования крупных Г. Область Магадха (совр. Бихар) становится центром общеинд. державы при династиях Нандов и Маурьев (IV—III вв. до н. э.). Традиция говорит, что магадхские цари истребляли кшатрийскую аристократию, она даже отказывает Нандам и Маурьям в знатности происхождения. Правители этих династий оказывали поддержку новым религ. течениям — буддизму и джайнизму, — не связанным со старинными племенными культами. Маурьи не довольствовались формальным признанием своей верховной власти и ритуальными подношениями. Они старались поставить в покоренных областях представителей магадхской знати. Содержание огромной армии требовало взимания регулярных налогов (не менее 1/6 доходов).
В центре власть царя ограничивал мантрипаришад, о к-ром античные авторы говорят как о "советниках, заседающих вместе" с царем. Местное управление строилось по-семейному: отдельные области страны считались владениями братьев и сестер мага дхского царя. Принцы царской крови (кумара, арьяпутра) получали в свое распоряжение обширные провинции (с центрами в старинных столицах племенных княжеств — джанапад: таких, как Таксила, Уджаини и др.). Строились и новые города как форпосты на завоеванных территориях. Главы провинций периодич. объезжали свои земли, демонстрируя власть над каждым регионом. Государств, служащие рассматривались как "домашние слуги" (аматья) царя, и между ними и господином устанавливались отношения личной зависимости и подчинения. По расположению многочисл. надписей крупнейшего из маурийских царей, Ашоки, можно составить представление о границах его державы, охватывавшей всю Индию за искл. крайнего юга. В то же время из содержания этих надписей следует, что единой бюрократич. системы в этом Г. не было. На территории его (как и других "мировых держав" — напр., Ахеменидов) находились и зависимые княжества, и олигархия, республики, и варварские племена. Ашока не в состоянии был контролировать повседневную деятельность местной администрации. Он и рассматривал себя прежде всего как царя наследственных земель Маурьев — Магадхи. В то же время его обращение к подданным как к "детям" (праджа) свидетельствует о том, что он требовал признания своей власти не только от местных князей, но и от всего населения державы. Его проповедь благочестия призвана создать образ царя дхармы, к-рый имеет все основания быть признанным в кач-ве мирового владыки. К этому Ашока склонял и правителей эллинистич. гос-в, к к-рым направлял специальные миссии. Создание обширной державы стимулировало социально-политич. развитие на всей территории Индии, и как только местная элита сочла свое положение достаточно прочным, она добилась освобождения от власти царей Магадхи. В кон. III — нач. II в. до н. э. возникли самостоятельные Г. во всех осн. районах Индии — как Северной, так и Декана. Нач. н. э. характеризуется бурным развитием городов как центров ремесла и торговли, нередко они были также средоточием администрации и политич. власти, столицами мелких независимых Г. Город этого времени резко отличался от сельской местности как по своей структуре, так и по культуре. Есть многочисл. свидетельства о городском самоуправлении, купеческих гильдиях и ремесленных корпорациях. Традиционное деревенское самоуправление (панчаяты) сохраняло ограниченные функции — одной из осн. являлось обеспечение коллективной ответственности за уплату податей. Выделялись т. наз. господа деревень (грамасвамины) — представители местной знати, состоятельные землевладельцы, подчинявшие себе односельчан. Отдельные деревни или целые районы передавались Г. в "кормление" (бхукти), иногда пожизненное или даже наследственное. Религ. орг-ции, храмы и монастыри, а также отдельные брахманы получали земли в вечную собственность, свободную от уплаты налогов (брахмадея). Постепенно складывалась иерархия землевладения и власти, к-рая отражалась и в политич. орг-ции, и в титулатуре правителей гуптской и послегуптской эпохи (сер. — кон. I тыс. н. э.). Формировалась обширная категория местной знати, претендовавшей на происхождение от эпич. кшатриев — раджи, махараджи и раджадхираджи. Эта знать господствовала на местах, из ее состава выдвигались и представители центрального управления в крупных державах средневековья. Роль образованных бюрократов при дворах махарадж выполняли брахманы и т. н. писцы (каястха).
А. Вигасин
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Источник: Философский словарь
фам принадлежит вся власть в гос-ве, но о ней нельзя сказать, что она является неограниченной: их управ- ление является коллективным, выше всего они ставят благо гос-ва.
Основные особенности совершенного гос-ва такс- вы: единая для всего гос-ва цель, проводимая с жест- кой последовательностью и стоящая неизмеримо выше целей и интересов отдельных групп и тем более индивидов; строгое разделение на социальные груп- пы, с ясным отграничением правящей группы от иных групп; отождествление судьбы гос-ва с судьбой правя- шей группы, призванной руководить реализацией сто- ящей перед гос-вом цели; борьба с частной собствен- ностью; преобразование семьи с намерением ограни- чить ее роль в обществе; обеспечение единообразия взглядов и даже чувств членов общества; твердость и неизменность той доктрины, которой руководствуется общество и которая определяет и обосновывает его глобальную цель; постоянная цензура убеждений, чувств и действий граждан, непрерывная пропаганда, формирующая их сознание по единому образцу; уста- новление “железного занавеса”, ограждающего инди- видов совершенного гос-ва от разлагающего влияния извне. Простое перечисление основных черт совер- шейного гос-ва показывает, что теория Платона явля- ется первой ясной, последовательной и хорошо аргу- ментированной концепцией коллективистического общества, ставящего коллективные ценности неизмеримо выше индивидуальных. Основ- ная максима такого общества: “Все общее”. Должны быть обобществлены не только собственность и семья, но даже чувства и мысли индивидов. “По одним и тем же причинам все будут радоваться и огорчаться, а законы по мере сил как можно более объединять государство” (Платон. Законы, 739 с.). Благодаря совершенному гос-ву человеческая душа научится ничего не уметь делать отдельно от др. людей и перестанет даже понимать, как это возможно.
Платон полагает, что его гос-во, называемое им “наилучшим”, а потом даже “божественным”, даст счастье и блаженство своим жителям, исцелив их и вернув к изначальной человеческой природе. Средством должно служить установление справедливости. Ее обсуждение — центральная тема диалога, подзаголовком которого традиционно считаются слова “О справедливости”.
Платон начинает с обычного для др.-греч. общества индивидуалистического понимания справедливости, а затем с помощью ряда интеллектуальных уловок приходит к прямо противоположному коллективистическому ее истолкованию, как если бы последнее вытекало из исходного понимания. Все, что содействует интересам гос-ва, говорит Платон, есть благо, добродетель и справедливость; все, что ему угрожает, представляет собой зло, порок и несправедливость. Такое, чисто утилитарное истолкование справедливости делает интересы гос-ва основным и единственным кри-
терием добра и нравственности. Все ценности, о которых говорит Платон (благо, справедливость, счастье и др.), имеют у него подчеркнуто коллективистский характер. Не случайно план коллективистского переустройства общества, предлагавшийся в “Г.”, не имел никакого успеха в др.-греч. обществе. И когда в конце жизни Платон писал “Законы”, развивавшие некоторые идеи “Г.”, он уже осознавал, что его проект совершенного гос-ва является описанием “идеального гос-ва”, “образцом”, не имеющим никаких надежд на свою реализацию.
В теории совершенного гос-ва Платона очень сложно переплетаются мотивы, свойственные всякому коллективизму, с мотивами, характерными для антич. его понимания. Платон формулирует свой проект так, как если бы последний был обращен не ко всем гражданам совершенного гос-ва, а лишь к его правящей элите. Проект предполагает создание антич. по своему типу города-гос-ва, которое ни в коем случае не должно разрастаться. Выдвижение в качестве единой для всего гос-ва цели — не допустить никаких перемен и обеспечить неограниченно долгую стабильность и тем самым справедливость — носит на себе печать тех антич. представлений, согласно которым справедливость означает пребывание на своем месте, а рассудительность — довольство этим местом.
Платоновский проект совершенного города — архетип коллективистической утопии на все времена. Вместе с тем было бы неисторичным представлять, как это делает К. Поппер, социальную утопию Платона как тоталитаристскую. Большим упрощением является также истолкование данной утопии как первой “теории социализма” (И.Р. Шафаревич). Социализм (и тоталитаризм как его крайняя версия) утвердился в социальной практике только в 20 в., его идейные истоки не выходят за рамки индустриального общества.
Историк Л. Мэмфорд высказал идею, что социальная фантазия Платона имела точный географический адрес и исторический прецедент. Путешествуя по Египту и Месопотамии, Платон увидел руины величественных сооружений, познакомился с папирусами, изображавшими слаженный коллективный труд одинаковых во всем людей. Его воображение, уязвленное хаосом, беспутствами, постоянными переменами окружающей жизни и жаждущее стабильности, гармонии и порядка, подобных космическим, нарисовало себе древнюю живую машину, в которой каждый винтик чувствует себя частью Высшего порядка. Он увидел мир, отделенный стеной от хаоса и подконтрольный высшим силам. Так возникла идея совершенного города-гос-ва (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Государство; Законы // Соч.: В 4 т. М., 1990—1994. Т.4.
О Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории // Есть ли у России будущее? М., 1991; Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1; Ивин А.А. Фило-
софия истории. М., 1999; Mumford L. Utopia: The City and the Machine // Deadalus. Boston, 1965. № 1.
А.А. Ивин
Источник: Философия: энциклопедический словарь
Потребность в Г. возникает как побочный результат стремления людей к объединению, существенно выходящему за рамки локальных миров. Г. необходимо связано с тем, что личность. ее культура в большом обществе в значительной степени продолжает сохранять идеалы древнего локального мира, т.е. она оказывается, по крайней мере частично, неспособной воспроизводить большое общество. Отсюда необходимость специализированного аппарата, профессиональной деятельности бюрократии, пытающейся разными методами компенсировать ограниченность массовых ценностей большого общества, государственности.
Г. возникает как экстраполяция ценностей, менталитета локальных миров на большое общество. Воспроизводство Г. на этой основе позволяет говорить о "внутреннем, более или менее одинаковом устройстве общественной жизни на всех ступенях общества" (Беляев И.Д. Судьба земщины и выборного начала на Руси. - Н., 1905. - C. 13), вплоть до осмысления общества как больной локальной общины. Потомy государственность возможно, если она рассматривается на массовом уровне как модификация древних форм жизни, на основе соответствующих культурных форм. Например, первое лицо должно оцениваться как тотем или его потомок.
Князья на Руси назывались "даждьбожьими внуками", т.е. потомками божества-солнца. Первое лицо могло быть батюшкой, например, "царь-батюшка", Сталина называли "отцом народа" и т.д. Это касалось и всех иных сторон жизни государства, хотя некоторых с отрицательным знаком, например, начальство.
Эта ограниченная культурная база государственности неизбежно ведет к росту социокультурных противоречий, так как в действительности реальная государственность отлична от социальных отношений локального мира.
Для уменьшения этой опасности развивается интерпретация, преодолевающая ограниченность экстраполяции, которая выявляет и легализует специфику и ценность большого общества и государственности. Эта способность является результатом развития медиации, без определенного уровня которой невозможна государственность.
Интерпретация государственности - длительный процесс, который может периодически, циклически поворачивать вспять, теряя через антимедиацию позитивное значение, более сложные и современные институты. Кроме того, интерпретация протекает неравномерно в разных социальных группах. Она относительно более быстро идет в правящей элите и медленнее на уровне массового сознания, которое часто пытается удержать древние представления.
Государственность невозможно понять, игнорируя развитие культурной основы, противоречивое единство экстраполяции и интерпретации.
Государственность, возникшую на культурной основе древних синкретических локальных представлений, связывают с идеей Маркса о существовании "азиатского способа производства", или "государственного способа производства" (Л.С.Васильев), а также и "политарного" общества. Можно говорить о синкретической государственности, так как на нее экстраполируется синкретизм локальных сообществ. Такая Г. несет в себе постоянное стремление к синкретизму как к идеалу, т.е. к слиянию всех функций общества, к идеалу все во всем. Оно не отличает себя от общества, своих функций от функций общества. Это наиболее ярко воплощается в стремлении первого лица воплощать в себе нерасчлененное единство власти, собственности и жреческоидеологических функций, в общем стремлении не расчленять общество, государство, личность, растворять личность в целом, что проявляется в крепостничестве. Отношение народа и власти в условиях синкретической государственности не сводится к упрощенной формуле "угнетения". Такая государственность может полностью господствовать в хозяйственной жизни, например, в Древнем Египте, преобладать при существовании и другого сектора (Вавилон, Элам) и т.д. Могущественные древние империи обеспечивали принудительную циркуляцию как продуктов труда, так и рабочей силы, что естественно при отсутствии рынка.
Воспроизводство Г. на основе древней массовой культуры выступает в трех основных формах. Во-первых, на основе экстраполяции авторитарного аспекта культуры древних локальных миров, т.е. власти, авторитета первого лица, отца-батюшки-тотема и т.д. Это создает культурную основу для государственности, основанной на авторитарном нравственном идеале.
Во-вторых, противоположная интерпретация абсолютизирует локальные миры в их противостоянии авторитаризму, что дает соборный нравственный идеал, на основе которого формируется государственность по аналогии с сельским сходом, т.е. собранием глав крестьянских семей, съездом князей, представителей всех локальных миров, возможно, вотчинного типа, съездом советов и т.
Здесь в качестве тотема выступает (псевдо) синкретическое сообщество.
Третья форма интерпретации связана с попыткой довести государственность до среднего уровня, замкнуть ее на вотчины, ведомства, на среднее между государственностью и локальными мирами звено (см. феодализм). Эти три варианта при всех своих различиях культурно однородны и составляют разновидности синкретической Г. ..Историк Н.П.Павлов-Сильванский (Феодализм в России. М., 1988. С.149) считал, что с ХП до XIX в. ..в России последовательно сменяли друг друга "в качестве основных, преобладающих над другими, элементов порядка три учреждения: 1) мир, 2) боярщина, 3) государство". Сложные коллизии, которые возникают между этими тремя формами сообществ, соответствующих субкультур, составляют важнейшую скрытую основу истории синкретической государственности. Развитие общества, существование глобальных периодов, смена этапов показывают, что история страны представляет собой сложный процесс перехода одной формы интерпретации нравственных оснований государственности в другую. Положение еще больше осложняется в связи с развитием в обществе утилитаризма, а затем и либерализма, которые в конечном итоге противостоят всем формам синкретической государственности, соответствующим нравственным идеалам, постепенно формируют основу для иного типа большого общества и государственности, основанных на отрицании синкретизма, разделении властей, господстве права, свободы личности, рынка, товарно-денежных отношений, науки, менталитета, ориентированного на прогресс и т.д., т.е. для гражданского общества и правового государства. Все три версии синкретической государственности по своей сути совместно противостоят этой государственности, основанной на качественно иных нравственных принципах, ином менталитете.
Господство синкретической государственности, стремящейся к синкретической нерасчлененности общества и государства, может характеризоваться политическим фетишизмом, стремлением быть субъектом вместо общества вплоть до имитации рынка, всех форм социальной активности, включая народные волеизъявления и т.
Истоки любой идеологии, на которую опирается синкретическое Г., уходят корнями в тотемизм, синкретизм. Она включает представление о носителях зла, антитотеме, который постоянно разлагает синкретизм, стимулирует отпадение, расчленение, распад, что должно убедить всех, что невозможно существовать без государства-тотема, гарантирующего от зла.
Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта
Вероятно, первая из десяти книг «Государства» была написана намного раньше остальных; по характеру она мало отличается от ранних сократических диалогов Платона: Сократ предлагает собеседникам выяснить, что такое справедливость сама по себе как индивидуальная добродетель. В споре опровергаются ложные мнения о том, что справедливость есть воздаяние каждому должного или право сильнейшего или что счастлив может быть только несправедливый человек. Истинное понятие справедливости не выясняется; достигается лишь согласие, что справедливый будет счастлив, поскольку обладает достоинством души, даже при отсутствии успеха, богатства и прочих внешних благ. Определения справедливости как таковой предлагается искать путем аналогии—исследования справедливости в государстве (полисе, т. е. гражданской общине). Во II ! книгах рассматривается наилучшее из всех мыслимых общественное устройство. Оказывается, что справедливость в таком обществе — это гармония составляющих его сословий («целое», 433а): «заниматься каждому своим делом и не вмешиваться в чужие — это и будет справедливостью» (там же). Таких сословий, или классов, в правильно /строенном государстве должно быть три: ремесленники (крестьяне, собственно ремесленники, торговцы, всяческие посредники и сфера обслуживания); стражи (воины, аристократия) и правители (философы). Общественная справедливость заключается в том, чтобы каждое низшее сословие (и каждый гражданин в нем) повиновалось руководству высшего, не стремясь занять несвойственное ему место. Индивидуальная справедливость (искомое первой книги) заключается в том же применительно к частям души. Ибо членение человеческой души аналогично членению общества: высшему философскому сословию в душе соответствует разум; он должен править. Второму — аристократическому сословию стражей — соответствует аффективная часть души, «яростный дух» , или чувство чести, обеспечивающий, в частности, такие добродетели, как мужество, или способность оказать сопротивление, и кротость, или способность повиноваться. Третья часть души, аналог низшего сословия демиургов, обеспечивающего удовлетворение материальных потребностей общества,—вожделеющее начало . Если аффективное начало в человеке повинуется разумному, а вожделения подчиняются двум высшим—разуму и чести, то человек добр, справедлив и счастлив; если же одно из низших начал будет проявлять своеволие и претендовать на власть, человек будет порочен и несчастлив, в конечном счете душевно болен, ибо в государстве его души воцарится мятеж и смута. Такому тройственному членению человеческой души и общества отчасти соответствует в философии Платона и строение большого мира, космоса: вверху разумный идеальный умопостигаемый космос. Ум как таковой, венчающийся Идеей блага, или Богом; ниже—мировая душа, состоящая из рациональной и иррациональной части (см. «Тимей» и «Законы»); еще ниже—управляемый ими и существующий благодаря им телесный космос, прекрасный и упорядоченный, пока не выходит из повиновения. Поэтому-то управлять наилучшим государством и должен философ, т. е. тот, кто способен непосредственно созерцать устройство умопостигаемого мира и видеть, как правит им верховное Благо, чтобы затем переносить те же законы в жизнь своего общества: хороший правитель должен созерцать звездное небо.
Аналогия или, скорее, тождество структуры общества и отдельной человеческой души означает, что благополучие (справедливость) государства непосредственно обусловлено нравственным благополучием (добродетелью) составляющих его граждан. Следовательно, первейшая задача государственного строительства—создание наилучших граждан, т. е. воспитание и, более того,—выведение их породы. Философ-правитель должен отбирать наиболее перспективных производителей мужского и женского пола, составлять самые подходящие пары и соединять их в наиболее благоприятные (астрономически вычисленные) сроки для производства наилучшего потомства. Из этого потомства позднее отбираются младенцы с лучшими задатками, и только к ним будет применяться во всей полноте система воспитания, разработанная Платоном в VI и VII книгах диалога. Именно их будут обучать, помимо обычных гимнастики, военного искусства и т. п., специальным курсам геометрии, арифметики, музыки и диалектики, и из них будут пополняться сословия правителей и стражей. Именно для них будет установлен строгий распорядок жизни: общность имущества (точнее, запрет на собственность), общность жен и детей (точнее, запрет на половую жизнь вне строгого распорядка по приказу сверху и запрет распоряжаться своими детьми). Здесь должно будет царить равноправие полов и дух состязательности и всеобщей дружбы одновременно. Именно они должны быть ограждены от торговли и поэзии (за исключением строжайше проверенной и специально для них составленной философами) как двух источников растления. При этом следует помнить, что самая многочисленная часть идеального платоновского государства—«ремесленники»—живет вне этого строгого и экстравагантного порядка, сообразуясь со своими привычками и желаниями (диктуемыми природой низшей, «вожделеющей» части души—т. е. с собственностью, семьей, торговлей, развлекающей поэзией и возбуждающей чувственность музыкой).
С другой стороны, однако, должное воспитание граждан обусловлено правильным устройством государства, в котором они растут. Здесь возникает порочный круг: дурные люди составляют дурное общество, в котором воспроизводятся дурно воспитанные люди. Именно поэтому создание справедливого государства—дело невероятно трудное, если вообще возможное.
В VII I и IX книгах Платон рассматривает виды государственного устройства и соответствующие им типы людей («ибо у различных людей непременно бывает столько же видов духовного склада, сколько существует видов государственного устройства... которые рождаются именно от нравов» 544d). Видов государственного устройства пять: аристократия («правление лучших»; это описанное Платоном наилучшее государство) и четыре типа «выродившегося» общества (реально существующие в платоновское время политические системы): тимократия («власть чести» — спартанский строй, «общество людей, соперничающих между собой и честолюбивых» — 545а, прежде всего в военной области); олигархия («правление немногих», прежде всего богатых), демократия («народовластие», где вопросы решаются большинством голосов под влиянием демагогов) и тирания (где правит не закон, а произвол одного; естественное завершение всякой демократии, по Платону). Платон подробно разбирает душевный склад «тимократического», «олигархического», «демократического» и «тиранического человекам—условия, в которых может сложиться соответствующий характер, его воспитание, образ мыслей, действий и жизни, его ценности и потребности. Эта часть «Государства», благодаря превосходному анализу реальных общественных явлений, всегда читалась как в высшей степени злободневная—от Фомы Аквинского до Карла Поппера.
В заключительной книге Платон рассматривает природу искусства (прежде всего поэзии) и его роль в совершенном обществе. Искусство имеет дело лишь с низменным началом души, помогая ему возобладать над разумом, и потому поэтов из государства следует изгонять, допуская поэзию лишь в виде гимнов богам и хвалы добродетельным людям. Далее в виде мифа Платон описывает посмертную судьбу души, суд и загробное воздаяние. Этот миф перекликается с двумя другими знаменитыми образами платоновского «Государства»: образом Солнца-Блага (VI кн., 504е-509с) и пещеры (VII кн., 514а-517а).
Рус. пер. М. Пахомова (1789), В. Н. Карпова (1863), А. Н. Егунова
(1971).
Лит.: Асмус В. Ф. Государство.— В кн.: Платой. Собр. соч., т. 3. M., 1994, с. 529—560; Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1: Чары Платона. М., 1992; Reverdin О. La religion de la cite platonicienne. P., 1945; Cross A. C., WiozIeyA. D. Platos A Philosophical Commentary. L., 1964; Fritz. K. von. Platon in Sizilien und das Problem der Philosophenherrschaft, 1968; White N. P. A Companion to Platos Republic. Indianapolis, 1979; Annas J. An Introduction to Platos Republic. Oxf„ 1981; ReeveC. D. C. Philosopher-Kings: The Argument of Platos Republic. Princeton, 1988; Irwin T. H. Platos Ethics. Oxf.. 1995.
T. Ю. Бородой
Источник: Новая философская энциклопедия
B.C. Тарасов
Источник: Новейший философский словарь
Г. обладает монополией на принуждение всего населения в рамках определ. территории, правом на осуществление от имени всего общества внутр. и внеш. политики, исключит. правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.
Вскрыв социально-классовую природу Г., К. Маркс и Ф. Энгельс заложили основы подлинной науки о Г. Энгельс подчеркивал, что Г. «...по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 171). Но указывая на классовый характер Г., Маркс и Энгельс отмечали, что оно представляет собой и форму организации всего общества в целом. Маркс писал, что деятельность Г. «...охватывает два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами» (там же, т. 25, ч. 1, с. 422).
В отличие от бурж. социологии, классики марксизма-ленинизма подчеркивали, что Г. не вечно, а представ
ляет собой социальное явление, ограниченное определ. историч. рамками. Первобытнообщинный строи не знал Г. Оно возникло в результате обществ. разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы. Осн. признаками Г. являются: 1) наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции гос. власти; 2) наличие права, закрепляющего определ. систему норм, санкционированных Г.; 3) наличие определ. территории, на к-рую распространяется юрисдикция данного Г.
Г. обусловлено в конечном счете характером производств. отношений и способом произ-ва в целом, оно является надстройкой над экономич. базисом. Вне этой зависимости не могут быть поняты генезис Г., переход от одного историч. типа Г. к другому. В ходе истории Г. приобретает по отношению к базису значит., хотя и относит, самостоятельность. Его самостоят. воздействие на осн. сферы жизни общества (в т. ч. на экономику) весьма существенно и может способствовать развитию общественных отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно организованного общества роль этого воздействия возрастает.
Типология Г., как существовавших в прошлом, так и современных, опирается на марксистское учение об общественноэкономич. формациях. Тип Г. определяется тем, какому классу (или классам) оно служит, а значит.
в конечном счете - экономич. базисом данного общества. Истории известны след. осн. социально-классовые типы Г.: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. В то же время на этапах перехода от одной формации к другой существовали и существуют Г. исторически переходного типа. Наряду с осн. типами Г. существуют неосновные типы. В совр. мире существуют два осн. типа Г.: капиталистические и социалистические, а также большая группа Г. неосновных типов в развивающихся странах, к-рые придерживаются либо капиталистич., либо социаллстич. ориентации.
Г. различаются по формам правления и устройства осн. институтов политич. власти. Под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником. При монархич. форме правления формальным источником гос. власти является одно лицо - монарх. При респ. форме по закону источником власти является нар. большинство.
Ст. зр. гос. устройства Г. подразделяются на унитарные (единое гос. образование); федерации (союз юридически относительно самостоят. гос. образований: штатов, кантонов, земель, союзных республик и т. п.); конфедерации (гос.-правовые объединения).
Подчеркивая, что главным является различение типов Г., Ленин писал: «...И самодержавие, и конституционная монархия, и республика суть лишь разные формы классовой борьбы, причем диалектика истории такова, что, с одной стороны, каждая из этих форм проходит через различные этапы ее классового содержания, а с другой стороны, переход от одной формы к другой нисколько не устраняет (сам по себе) господства прежних эксплуататорских классов при иной оболочке» (ПСС, т. 17, с. 346).
Важное значение имеет различение Г. с т. зр. существующего в них политич. режима, под к-рым понимают систему методов осуществления гос. власти, степень реализации демократич. прав и свобод личности, отношение гос. власти к правовым основам собств. деятельности, соотношение официальных конституц. и правовых форм с реальной политич. жизнью. Для совр. бурж. Г. характерны парламентский, авторитарный, военно-диктаторский, фашистский, полуфашистский и нек-рые др. политич. режимы. С т. зр. политич. динамики (общего направления политики) можно различать агрессивные, миролюбивые, нейтралистские Г., а также консервативные, либеральные и т. и.
Осн. функции совр. Г. принято разделять на внутренние и внешние. К внутр. функциям относятся: защита существующего способа произ-ва, экономич. и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противоположными интересами); управление экономикой (в странах социализма) либо регулирование хозяйств, деятельности (в калиталистич. странах); охрана обществ. порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитат., идеологич. деятельность и т. п. Внешние функции составляют: защита интересов данного Г. в его взаимоотношениях с др. Г. на междунар. арене, обеспечение обороны страны либо воен. и политич. экспансии в отношении др. Г. (агрессивные Г.); развитие нормальных отношений с др. Г., развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования Г. с различным социальным строем. Для Г. социалистнч. типа к внеш. функциям добавляется развитие социалистич. интеграции и участие в междунар. социалистич. разделении труда, всестороннее сотрудничество на основе принципов интернационализма.
Осн. тенденции эволюции совр. империалистич. Г. сводятся к расширению их экономич. функций и функций принуждения, а также к росту идеологич. активности внутри и вне страны. Одновременно происходит все более полное сращивание монополий с верхушкой гос. аппарата, возникает единый механизм, деятельность к-рого направлена на спасение капиталистич. строя, обогащение монополий, подавление рабочего движения и нац.-освободит. борьбы. Это сопровождается дальнейшим сужением бурж. демократии, стремлением к ограничению демократич. прав и свобод граждан и орг-ций.
В результате социалистич. революций сложились и развиваются социалистич. Г. рабочего класса, в союзе с к-рым выступают др. трудящиеся классы и слои. Маркс и Энгельс выдвинули идею диктатуры пролетариата и определили наиболее существ, задачи Г. на первонач. этапе социалистич. революции, когда происходит экспроприация буржуазии и закладываются основы нового строя. Развивая их учение, Ленин открыл сов. власть как форму диктатуры пролетариата, выдвинул идею федерации сов. социалистич. республик, обосновал принципы взаимоотношений СССР с бурж. Г.
Страны мировой социалистич. системы находятся на разных этапах своего развития, во многом различны и формы Г. в них. Но все они представляют собой Г. нового, социалистич. типа. Ленин отметил осн. отличие власти рабочего класса от всех прежде существовавших Г., к-рое состоит в том, что насилие по отношению к классовым противникам не является в ней главным. Опираясь на свое Г., рабочий класс руководит хоз.-организаторской, культурно-воспитат. и идеологич. работой по созданию нового социалистич. общества. Он организует и ведет за собой массы крестьянства, вовлекает в строительство новой жизни интеллигенцию, отд. группы к-рой находятся в начальный период под определ. влиянием буржуазии. В ходе социалистич. преобразований в результате глубокого воздействия передового мировоззрения рабочего класса все трудящиеся слои населения постепенно переходят на позиции рабочего класса, убеждаются, что социализм отвечает их коренным интересам. В этом самая глубокая основа подлинного демократизма новой власти как власти большинства трудящихся.
Формы Г., призванного служить орудием строительства социализма, разнообразны. Они отражают специфич. особенности каждой страны и историч. обстоятельства ее перехода к социализму. Ленин писал: «Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни» (там же, т. 30, с. 123).
Истории известны три осн. формы политич. власти рабочего класса: Парижская Коммуна 1871, Сов. власть, нар. демократия. На Парижскую Коммуну как на первое конкретное воплощение диктатуры пролетариата указали Маркс и Энгельс. Сов. форма диктатуры пролетариата возникла в СССР и была всесторонне проанализирована в работах Ленина. Нар. демократия возникла после 2-й мировой войны, ее значение и особенности были теоретически освещены в документах коммунистич. и рабочих партий.
После построения основ социализма европ. социалистич. страны приступили к завершению строительства социалистич. общества и строительству развитого социализма. В СССР построено развитое социалистич. общество, что привело к преобразованию политич. системы- к перерастанию Г. диктатуры пролетариата в общенар. Г. Между общенар. Г. и Г. диктатуры пролетариата существует глубокая преемственность. Социалистич. Г. с момента своего возникновения несет в себе черты общенар. Г., поскольку выражает волю и интересы не только рабочего класса, но и трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции. Общенар. Г. продолжает борьбу за осуществление целей диктатуры пролетариата - построение коммунистич. общества. На междунар. арене оно осуществляет принципы, к-рые были присущи и диктатуре пролетариата - борьба за мир, поддержка и солидарность со всеми революц. силами современной эпохи.
Вместе с тем существует ряд особенностей, присущих общенар. Г. Во-первых, в результате утверждения общенар. Г. еще более расширяется социальная база социалистич. Г., оно выражает интересы и волю рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех наций и народностей страны. Во-вторых, если Г. диктатуры пролетариата решало задачи строительства социализма и развитого социалистич. общества, то общенар. Г. имеет своей непосредств. задачей укрепление развитого социализма и строительство коммунизма. В-третьих, общенар. Г. знаменует новый этап развития социалистич. демократии и политич. системы, к-рые обеспечивают эффективное управление всеми обществ. делами, все более активное участие трудящихся в гос. жизни, расширение реальных прав и свобод человека в сочетании с ответственностью перед обществом. Условием успешного функционирования общенар. Г. является соблюдение принципов демократич. централизма и социалистич. законности. Вчетвертых, общенар. Г. знаменует собой более высокий уровень в области науч. организации и управления на основе качеств. повышения политич. сознания и политич. культуры должностных лиц и самых широких масс и использования достижений научно-технич. революции.
Руководящей и направляющей силой сов. Г., ядром его политич. системы, всех гос. и обществ. орг-ций является КПСС. На основе марксистско-ленинского учения КПСС определяет ген. перспективу развития общества, линию внутр. и внеш. политики СССР, руководит созидат. деятельностью сов. народа, придает планомерный и научно обоснованный характер борьбе за победу коммунизма. Осн. направления развития Г. и всей поаитич. системы сов. общества состоят в дальнейшем развитии социалистич. демократии. Это означает: 1) расширение участия трудящихся в управлении делами общества и Г.; 2) дальнейшую демократизацию гос. аппарата; 3) повышение активности обществ. орг-ций; 4) усиление нар. контроля; 5) укрепление правовой основы гос. и обществ. жизни; 6) расширение гласности, постоянный учет обществ. мнения. В процессе коммунистич. строительства на основе развитого социалистич.
общества осуществляется постепенный переход к общественному самоуправлению коммунистическому.
С т. зр. внутр. условий экономия, предпосылки отмирания Г. заключаются в высоком развитии производит.
сил, осуществлении принципа коммунизма «от каждого по способностям, каждому - по потребностям». Процесс отмирания Г. зависит также и от внеш. условий. Пока остается опасность агрессии со стороны империализма, полностью сохраняется функция обороны страны, к-рая может отмереть лишь тогда, когда социализм окончательно победит в мировом масштабе.
Источник: Советский философский словарь
цветало все государство". Однако подобным образом, по Платону, разрушается до основания все государство. Главное, по его мысли, не благополучие отдельных слоев населения, а "забота о государстве в целом и его процветании". Платон далее подробно описывает размеры идеального государства, его законы и добродетели, характеризует три начала человеческой души, связывая их с делением общества на три сословия и называя это справедливостью в государстве. Даже пять известных тогда типов государственного устройства Платон выводит из соответствующего числа типов душевного склада личности. В пятой книге Платон делает из своего учения об идеях выводы относительно общности жен и детей и подробно описывает роль женщин в идеальном государстве, считая, что они (как и мужчины) способны к исполнению функций воинов-стражей, лишь бы у них были налицо необходимые задатки и соответствующее воспитание. И хотя Платон полагал, что женщины во всем немощнее мужчин, это, по его мысли, не могло быть основанием, чтобы "поручать все мужчинам, а женщинам - ничего". Равняясь на нравы тогдашней Спарты, Платон выстраивает свои рассуждения о семье и браке, считая, что в идеальном государстве речь может идти лишь о кратковременном соединении двух полов, втайне направляемых правителями государства, когда лучшие будут сочетаться с лучшими, а худшие - с себе подобными. Рожая детей, женщины передают их государству; при этом худшие из детей - главным образом, больные и дефективные - обрекаются на гибель. Идея общности жен и детей у стражей государства станет для Платона своего рода воплощением высшей формы единения его граждан, завершая то, что было начато провозглашением идеи общности имуществ. Определенное место в этой части "Г" уделяется также войне и воинскому долгу граждан идеального государства, этнической характеристике государства в связи с вопросом о войне и, наконец, завершают пятую книгу рассуждения Платона о том, почему правителями в идеальном государстве должны быть только философы. Именно они, согласно Платону, это "люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе", - не мнения, а бытие и высшую истину. Их отличает страстное стремление к знанию, правдивость, неприятие лжи, любовь к истине и т.д. По Платону, "самые тщательные" стражи и правители в идеальном государстве - философы: люди, имеющие соответствующие природные задатки, получившие должное воспитание. И достойными быть такими могут оказаться лишь очень и очень немногие. Шестая книга "Г" развивает далее начатый Платоном разговор о роли философов в идеальном государстве, в котором развивается идея главных свойств философской души (прежде всего это охват мыслью целокупного времени и бытия), присущих философу добродетелей, совпадающих с добродетелями идеального государства. Здесь же Платон затрагивает и извечную тему антагонизма философа и толпы. Вновь и вновь возвращаясь к вопросу о природе философа, Платон незаметно переводит разговор в плоскость поиска того самого нужного и самого важного знания, которое необходимо правителям, и это самое важное оказывается даже важнее справедливости и всего того, о чем шла речь до сего фрагмента. Самым важным при решении вопроса о правителях и стражах становится знание блага, или идея ("эйдос") блага, ибо именно ею и "обусловлена пригодность и полезность справедливости и всего остального". Благо - это не то, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это - "причина знания и познаваемости истины". Платон уподоблял благо Солнцу, считая, что все познаваемые вещи могут познаваться "лишь благодаря благу; оно же дает им бытие и существование, хотя само благо не есть существование - оно за пределами существования, превышая его достоинством и силой". Именно здесь, в шестой книге "Г.", Платон в виде мифа излагает свое учение о двух мирах: умопостигаемого и чувственного, деля каждый из них, в свою очередь, на две области - зрительных образов (или "теней") и области, где существуют все живые существа, применительно к сфере видимого мира. В мире же умопостигаемого Платон выделяет область умопостигаемых предметов, которые ищет душа с помощью полученных в мире чувств образов, двигаясь при этом не к началу, а к следствиям умопостигаемого; и - область, которую душа исследует, восходя от предпосылки к беспредпосылочному началу. Эти четыре области постигаемого строго соответствуют у Платона четырем видам познавательной деятельности души - разуму, рассудку, вере и уподоблению. Завершающаяся разумом классификация познавательных способностей, как и концепция беспредпосылочного начала, использованная впоследствии в неоплатонизме, вплотную подводит к собственно платоновскому учению о бытии - его теории "идей", или "эйдосов". В его основе лежит различение двух миров - умопостигаемого и чувственного, а излагается оно в традиционной для Платона форме мифа - аллегории о "пещере", где земная жизнь уподобляется существованию скованных на дне пещеры узников, которые не могут повернуться к выходу и свету от горящего вдалеке огня. Обращенные к нему лишь спиной, они видят не находящуюся между этим огнем и ими самими дорогу, по которой идут люди и несут всяческую утварь, статуи и т.п. Им доступны лишь отбрасываемые огнем на стену пещеры тени от самих себя и от предметов, которые несут
те люди. И эти тени они принимают за настоящее. Платон говорит здесь и о возможности восхождения для узников из мрака к свету самого разума и истины, но путь этот очень долог и предполагает возвышение по ступеням созерцания - идя от теней к отражениям людей и различных предметов на воде и только затем - к самим вещам, к Солнцу со всеми его свойствами как причине всего ранее увиденного в пещере. Философский смысл платоновского мифа о пещере традиционно трактуется так: жизнь в темнице подобна чувственному созерцанию; в свою очередь, восхождение к созерцанию вещей позволяет душе проникнуть в мир умопостигаемого, в котором на самой вершине идей располагается идея блага - причина всего истинного и прекрасного. На нее и следует взирать всем тем, "кто хочет сознательно жить и действовать". В восьмой и девятой книгах "Г." Платон приводит блестящую критику всех известных в его время форм правления, начиная с четырех видов "извращенного государственного устройства" (тимократия, олигархия, демократия и тирания). Каждая из них в сравнении с идеальным государством является своего рода ступенькой на пути к вырождению. Так, в государстве честолюбцев (по образу Спарты) - или тимократии, где присутствует еще ряд достоинств идеального государства, - начинается страсть к обогащению, постепенно перерастающая в господство немногих стяжателей (олигархов), где господствует дух наживы и беззакония, где люди заняты не своим делом и где каждый не является органической частью целого. Олигархия вырождается в демократию, в которой формальное правление свободных граждан фактически являет собой несправедливое уравнивание людей различного достоинства и, как следствие, торжество некомпетентности и пренебрежения к законам, власть толпы и охлократию, которая завершается наихудшей формой правления - тиранией, или властью одного над всеми. Платон выводит тиранию именно из демократии - как сильнейшее рабство из величественной свободы, как все то, что делается слишком или переступает меру, как расплату великой переменой в противоположную сторону. Завершающая десятая книга "Г." посвящена платоновскому учению о круговороте душ. Он возвращается к выяснению места поэзии и искусства в идеальном государстве, развивая свою знаменитую идею об искусстве как подражании подражанию идее (эйдосу), согласно которой поэт творит лишь признаки, а не истинное бытие. Рассуждая о пользе поэзии, Платон много говорит о необходимости строгого отбора правителями произведений лирической поэзии, критерием которого должно выступать их воздействие на чувства граждан в направлении развития таких добродетелей, как мужество, стойкость, самообладание, твердость духа, выносливость к страданиям и т.п. Завершает "Г." учение о вечности (бессмертии) души, ее самотождественности, от которого Платон вновь возвращается к идее справедливости и ее самодовлеющем значении. Итоговым здесь становится призыв Платона соблюдать справедливость вместе с разумностью, дабы не осквернить своей бессмертной души, держаться всегда вышнего пути и быть всегда "друзьями самим себе и богам". По Платону, "а раз мы заслужим себе награду, словно победители на состязаниях, отовсюду собирающие дары, то и здесь, и в том тысячелетнем странствии, которое мы разбирали, нам будет хорошо".
Источник: История Философии: Энциклопедия