В клас.-антагонистич. об-ве Г. - осн. орудие политич. власти. В наше время оно использует в интересах монополистич. буржуазии целую систему обществ. взглядов и идей, в т. ч. религию. Р., будучи идеалистич. мировоззрением, противостоящим науч.-материалистич., является одним из элементов соц. структуры, идеологией буржуазии, выступает в качестве защитника существующего строя, неприкосновенности «св. частной собственности», сохранения клас. неравенства и эксплуатации человека человеком. Р. обладает способностью приспосабливаться к изменяющейся действительности, к обществ.-историч. сдвигам, к разным типам гос-ва: абсолютист, монархии, конститу-ционно-монархич-, бурж.-республикан., тоталитарно-фашист. Так, «социальные принципы христианства, - отмечал К. Маркс, -оправдывали античное рабство, превозносили средневековое крепостничество и умеют также, в случае нужды, защищать, хотя и с жалкими ужимками, угнетение пролетариата» (т. 4, с. 204). Однако религия - это не только идеология, но и орг-ция — церковь, к-рая находится в определенных отношениях с гос-вом. В бурж. об-ве Р. и церковь являются опорой и орудием господств, классов, средством духовного порабощения трудящихся. С т. зр. правового положения религии и церкви в об-ве в наст. вр. имеются 3 категории бурж. гос-в: гос-ва, где есть гос. офиц. или господств. религия и церковь (в Англии -англиканская, в Испании, Боливии, Италии и др. - католическая, во мн. странах Бл. и Ср. Востока (Иран, Кувейт и др.) -ислам, в Таиланде - буддизм, и т. д.); гос-ва, к-рые ограничиваются признанием формального равенства религий и церквей без отделения церкви от гос-ва (ФРГ, Австрия, Перу, Япония и др.); гос-ва, в к-рых церковь формально отделена от гос-ва (США, Франция и др.). Отношения между совр. гос-вами и церковью имеют сложный характер. Они не всегда сводятся к открытому и безусловному подчинению последней первому. Мн. церкви за последние годы модифицировали свои соц. доктрины, пытаются демонстрировать свою независимость от гос. власти. Да и сами бурж. гос-ва по-разному относятся к релит. орг-циям, декларируя порой свою эмансипацию от церкви. Открытый, а в нек-рых странах скрытый союз гос-ва и церкви обусловлен рядом обстоятельств: самой сущностью бурж. строч, нуждающегося, как писал В. И. Ленин, в выполнении 2 функций: функции палача, к-рую выполняет особый гос. аппарат принуждения, и функции попа, оправдывающего, как это обычно делают релит, орг-ции, эксплуатат. порядки; общностью экономнч., политич. и идеологич. интересов гос-ва и церкви; связью клас. интересов совр. монопо-листич. капитала с релит, орг-циями. Совр. церковь, хотя и потеряла многие свои привилегии и особые права, но, связанная с господств. классами и поныне, выполняет важные политич., правовые и идеологич. функции, поддерживает бурж. Г. в его усилиях по укреплению диктатуры монопо-листич. капитала, активно участвует в антикоммунистич. и антисов. пропаганде. В СССР церковь отделена от гос-ва, а школа от церкви. Церковь осуществляет лишь релит. функции в духе своего вероучения, канонич. требований и традиций, учитывая при этом требования законодательства сов. о культах.