диалог Платона, состоящий из 10 книг. Большая часть кн. 1 (за исключением введениярамки), по-видимому, представляет собой диалог раннего периода, называемый иногда «Фрасимах». Кн. 2-10 относятся к зрелому периоду (написаны после «Федона», но до «Теэтета», завершены к 374 до н. э.). Гл. участники диалога - Сократ, Кефал, Главков, Адимант и Полемарх. Диалог последовательно развивает единую тему - «о справедливости»; с этой т. зр. его можно разделить на шесть частей.
В 1-й ч. (кн. 1) - постановка вопроса о справедливости и невозможность его разрешить методами традиц. сократовского определения понятий. Поэтому во 2-й ч. (кн. 2, 357а-367е) собеседники приходят к необходимости найти особый метод исследования: мысленный эксперимент. Провоцируя Сократа, Главкон предпринимает такое рассуждение: справедливость - условность, с к-рой мирится тот, кто, не имея сил и не смея творить несправедливость, хотел бы по возможности не испытывать зла от чужой несправедливости; если дать полную волю справедливому и несправедливому, они будут вести себя одинаково - несправедливо, при этом за несправедливым - в качестве величайшей несправедливости - следует закрепить славу человека величайшей справедливости, поскольку он пойдет на все, чтобы этой славы добиться; другой, к-рому мысленно оставлена только справедливость, должен быть лишен всего, в т. ч. и славы справедливости. Мысленный опыт Главкона продолжает его брат Адимант: быть справедливым - тяжело и обременительно, а несправедливым - легко и приятно; даже признающие справедливость делают это ввиду пользы, приносимой славою справедливости при жизни и после смерти (мифы о загробных воздаяниях); к тому же, соблюдая поддельные приличия, мы можем обмануть не только людей, но и богов; поэтому нужно определить воздействие справедливости как таковой на душу человека и - независимо от того, как это оценят люди и боги - показать, что она - величайшее благо, а несправедливость - величайшее зло.
3-я ч. (кн. 2, 368а - кн. 4, 445е): поскольку справедливость и несправедливость явственней всего проявляются не в отд. человеке, а в гос-ве, и поскольку гос-во и человеч. душа имеют аналогичное строение, Сократ предлагает очерк идеального гос-ва: побудит. причина создания гос-ва - многообразие материальных нужд человека и невозможность удовлетворить их в одиночку; необходимо защищать гос-во, а для защиты - воспитать особое сословие стражей; средство их воспитания - гимнастика и музыка (поэзия); три сословия граждан - правители, стражи, земледельцы и ремесленники - соответствуют трем частям души - разумной, аффективной и вожделеющей, причем им соответствуют три добродетели - мудрость, мужество и
сдержанность; 4-я добродетель - справедливость - есть выполнение каждым соответствующей ему в гос-ве функции.
4-я ч. (кн. 5-7) - попытка указать средства, позволяющие воплотить идеальное гос-во в жизнь; необходимо установить общность жен и детей у стражей, лишить их собственности, с детства воспитывать в них воинскую доблесть; во главе гос-ва должны стоять философы, от природы способные познавать бытие и истину, достигнуть идеи блага, к-рая, будучи за пределами бытия, так же сияет в мире умопостигаемом, как в мире видимом - солнце; путем сравнения здешнего мира с пещерой Сократ показывает, насколько трудно обратиться к созерцанию идей прекрасного, справедливого и доброго; однако это необходимо правителям гос-ва, и направить их к этому могут искусство счета, геометрия, астрономия, музыка и диалектика.
5-я ч. (кн. 8-9, 576 Ь) посвящена несправедливому обществ. устройству (тимократия, олигархия, демократия, тирания). 6-я ч. (кн. 9, 576 b - кн. 10) показывает, что справедливые счастливее несправедливых, т. к. они получают большее и более подлинное удовольствие и в этой и в загробной жизни (миф о загробном воздаянии - видение Эра).
В «Г.» развито учение Платона об обществе и гос-ве, бытии и познании, изложены этич., психологич. и педагогич. взгляды. Через весь трактат проходит параллель души и гос-ва: глядя на идеальный образец гос-ва, справедливый человек должен задуматься над тем, как ему устроить самого себя (592b). Предлагая каждому в собств. душе построить образцы абс. справедливости и несправедливости, Платон, однако, нарушает заданное им же требование мысленности эксперимента: он не только в самом диалоге рассмотрел возможность осуществления идеального гос-ва, в силу чего с «Г.» оказалась связанной позднейшая традиция новоевроп. утопии, но и попытался осуществить его в действительности (поездка с этой целью в Сицилию), что отличает также его учеников и последователей (ср. Аристотеля - воспитателя Александра Македонского, Цицеронаполитика, Марка Аврелия - философа на троне, Плотина с его проектом Платонополиса, императора Юлиана Отступника, последних афинских неоплатоников, отправившихся во главе с Дамаскием к перс. царю Хосрову).
По образцу «Г.» Платона написано «Г.» Цицерона (видению Эра соответствует сон Сципиона, комментируемый в 5 в. неоплатоником Макробием). Спец. комментарий к «Г.» составил Прокл. На араб. яз. в 9 в. «Г.» перевел Хунайн ибн Исхак. Под влиянием «Г.» написан «Трактат о взглядах жителей добродет. города» Фараби. Комментировал «Г.» Ибн Рушд.