ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Правовое государство
государство, ограниченное в своих действиях правом, в котором существует верховенство законов и равенство всех перед законом, который защищает свободу личности и общества.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Правовое Государство
нем. "Rechtsstaat") - термин вошел в обиход в немецкой литературе в первой трети ХIХ века (в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), сама теория была разработана намного раньше.

Источник: Философия политики: глоссарий

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) точно соблюдают существующие законы.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
это форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, характеризующаяся следующими признаками: верховенство закона, реальность прав и свобод личности, организация и функционирование государства на основе конституционного принципа разделения властей, правовая форма взаимоотношений индивида, общества и государства.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
(Rechtsstaat) — государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) точно соблюдают существующие законы, как и гарантируемые ими свободы. Это государство, в котором каждый публичный акт (правительственный, высший, государственный, управленческий) может быть опротестован оппозиционными партиями, средствами общественного мнения и т. п. и рассмотрен независимым судом. См. Диктатура.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Правовое государство
правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как носителями основных прав и свобод; политическая организация общества, ограничивающая произвол и насилие аппарата власти, обеспечивающая реализацию прав и свобод  человека и гражданина.
Сущность П.Г. состоит в конституционно-правовой защите основных прав и свобод, чести и достоинства от любых форм насилия и произвола.
Фундаментальные принципы П.Г.: 1) верховенство права над законом; 2) решение любого спора о праве в суде, между кем бы он ни происходил; 3) правовое равенство всех субъектов права – граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, любых государственных органов и их должностных лиц; 4) разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов; 5) подчиненность П.Г. гражданскому обществу; 6) приоритет норм международного права над нормами национального законодательства.

Источник: Философия права, словарь-минимум

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
механизм управления жизнедеятельностью общества, позволяющий системе права надежно защищать граждан, их жизнь, свободу, собственность и личное достоинство от любых форм произвола. Чем эффективнее такая защита, тем выше степень цивилизованности П.г. Таких степеней может быть достаточно много, что позволяет говорить о философско-юридической модели П.г. не как о некой константе, но как о переменной социокультурной величине, изменяющейся в социальном времени и пространстве. П.г. в качестве внутренне сбалансированной сопиальной системы предполагает приоритет права над властью, приоритет личности перед государством. Если в неправовом государстве на первом месте стоят интересы самого государства, а интересы гражданского общества и отдельной личности для властей как бы не существуют, то в П.г. преобладает совершенно иная система приоритетов. Доминирующее положение естественно-правовых норм и ценностей заставляет систему позитивного права целенаправленно проводить стратегию взаимного адаптирования и уравновешивания между собой всех трех групп интересов, идущих от государства, гражданского общества и личности. Данные типы волевых импульсов приводятся в состояние динамического равновесия и связываются узами моральной и юридической ответственности.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Правовое государство
последовательное воплощение мечты большевиков о создании такого общества, в котором управлять государством сможет любая кухарка. В истинно правовом государстве управляет даже не кухарка, а бумага - так называемый закон. Подобная химера возможна только в раз и навсегда заданном порядке ведения хозяйства, то есть в абсолютно застывшем обществе, когда все предусмотрено законом. Естественно, что такого быть не может, в связи с чем идея правового государства является лишь декларацией, напоминающей идею коммунизма, и служит в основном для решения частных политических задач.
Очевидно, что любое государство правовое. Вопрос в другом: какие в нем права, каково само право и соблюдаются ли эти вещи? Нам необходимо не правовое государство, а законопослушная государственная власть, и необходим механизм создания законов, направленных на интересы народа и государства (в смысле - страны). При этом необходимо сразу отметить, что создание качественных законов является сложной задачей, требующей наличия научно обоснованных системообразующих факторов. В нашем государстве
развитие шло эволюционным путем под знаменем марксизма-ленинизма. В связи с тем, что такое развитие всегда медленно, говорить о неудачном варианте построения социализма можно, только исходя из каких-либо политических целей, но не научного анализа.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Правовое государство

/D/ Rechtsstaat/E/ Rule of law; /F/ Etat de Droit; /Esp./ Estado derecho.
Особый тип государственного устройства, в основу которого положен принцип верховенства права над властью, независимости каждого гражданина, его способности быть господином самому себе, где нравственные убеждение, идеалы и цели не подлежат властно-законодательному определению.
Правовое государство обеспечивает права человека, запрещает сословные привилегии и их социальные аналоги, законодательно гарантирует демократические права - права активного гражданства.
Правовой порядок может существовать в таком обществе, которое независимо от государства располагает средствами и санкциями, достаточными, чтобы привести индивида к признанию и соблюдению общекультурных, нравственных норм.
Идея права своим источником имеет не стремление народа к власти, а стремление личности к свободе от власти.
Оптимальное сочетание демократии и права возможно посредством представительной демократии, когда народ осуществляет свое право на власть через свободно выбранных представителей, действующих в рамках законов.
В правовом государстве нуждается общество, состоящее из граждан-собственников, где каждому что-то принадлежит: средства производства, капитал, рабочая сила, интеллектуальная собственность и т. д., где каждый имеет право на собственное дело.
Одним из важных признаков правовой демократии является политический профессионализм. Политикой должны интересоваться все, участвовать в выборах тоже, но работать в ней должны профессионалы, имеющие способности, талант, призвание, образование и практический опыт.

Источник: Философия, практическое руководство

Правовое государство
этот термин сформировался значительно позже (в середине 19 века), нежели основные принципы и идеалы, наполняющие данное понятие смысловым содержанием. Первыми, кто выдвинул идею государства, признающего верховенство закона и прав человека во всех сферах общественной и политической жизни, были просветители. Именно они выдвинули требование «строгого права», которое бы в равной степени распространялось как на рядовых граждан, так и на представителей власти, не исключая и преступников, «имеющих право на карательное воздаяние, примиряющее их с обществом и с самими собой». Такая трактовка государственного права противопоставлялась «традиционному» пониманию права, которое нашло выражение в законодательных системах докапиталистических государств с абсолютным монархическим режимом и отождествлялось с государственным указом, изложенным в форме «единого уложения о наказании». Главная идея просветителей заключалась в том, что любым государственным указам, запретам, советам должно предшествовать признание неотъемлемых прав и свобод человека, таких, как право на жизнь, неприкосновенность, достойное существование, право на приобретение и распоряжение собственностью, на равенство с другими гражданами, на свободу совести, слова, печати, перемещений и т.д. Все эти требования легли в основу французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.) и нашли отражение в конституциях большинства европейских государств. Идея правового государства не сводится к признанию автономии личности по отношению к государству, но предполагает защиту прав личности со стороны государства и гарантию осуществления принципа «карательной справедливости», равного для каждого гражданина, что возможно только при условии, во-первых, разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, во-вторых, при наличии развитого гражданского общества, осознающего свои права и использующего демократические механизмы выражения своих интересов.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. П. г.— это государство, где господствует право. Сам термин “П. r.” (Rechtsstaat) утвердился в нем. юридической литературе в 1-й трети 19 в. (в работах К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение в ряде стран Европы, в т. ч. в России. В англоязычной литературе этот термин не используется; в известной мере его эквивалентом является “правление права” (англ.— Rule of Law). Уже античными мыслителями был разработан ряд положений, значимых для последующих представлений о П. г., в т. ч. о роли права в организации справедливой и устойчивой формы государства, о праве как регулирующей норме политического общения (Аристотель), о государстве (республике) как “деле народа” и “общем правопорядке” (Цицерон.), о свободном индивиде как субъекте частного и публичного права (римские юристы) и т. д. В новое время формирование представлении о П. г. шло в русле утверждения доктрины естественного права, возникновения и укрепления светского юридического мировоззрения, критики феодального произвола, абсолютистских и. полицейских порядков, признания свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых форм, средств и механизмов противодействия монополизации политической власти в руках отдельных лиц, слоев и организаций, становления концепции разделения (их взаимодействия, взаимных сдержек и противовесов) властей на законодательную, исполнительную и судебную, развития теории и практики конституционализма. Существенный вклад в разработку этих положений внесли Г. Гроций, Спиноза, Локк, Монтескье, Д. Адаме, Д. Мэдисон и др. Философское обоснование П. г. (без использования самого термина) дано Кантом, в учении к-рого реализация требований категорического императива в политической сфере предстает как республика — правовая форма организации государственности с разделением властей. Республике Кант противопоставлял деспотизм, где отсутствуют право и разделение властей. В систематическом виде философия государства как правовой организации (государство как идея и “система права”, царство реализованной свободы) разработана Гегелем. К числу осн. отличительных признаков П. г. относятся: верховенство правового закона, реальность прав и свобод личности, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе конституционно-правовой регламентации принципа разделения властей, правовая форма (взаимность прав и обязанностей) взаимоотношений индивида, об-ва и государства. Будучи концентрированным выражением достижений прогрессивной политико-правовой мысли и практики, П. г. относится к общечеловеческим ценностям и, как правовая форма организации политической власти, сохраняет свое значение также и при социализме. Признание в условиях перестройки идеи и необходимости формирования социалистического П. г. существенно обновляет традиционные представления о политико-правовой надстройке нового об-ва и обозначает принципиально новую и плодотворную перспективу ее радикального преобразования и развития. Движение к социалистическому П. г. возможно лишь на путях полного преодоления сложившейся административно-командной формы организации и осуществления политической власти. Реальной базой социалистического П. г. может стать лишь независимое от политической власти и контролирующее ее гражданское общество, все члены к-рого обладают экономической и юридической свободой и самостоятельностью. Правовая регуляция деятельности индивидов и их объединений должна осуществляться по принципу: разрешено все, что не запрещено законом (презумпция правомерности незапрещенного), а деятельность органов власти и должностных лиц — по принципу: запрещено все, что не разрешено законом. Определяющее значение для формирования социалистического П. г. в СССР имеет обеспечение верховенства представительных органов — системы Советов, к-рая должна стать суверенно-властным гарантом учреждения и нормального функционирования институтов, норм и процедур П. г.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
государство, способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права граждан (см. Право).
В основе прав граждан лежат представления о естественном нраве, об отсутствии природного подчинения людей во внеобщественном состоянии, о моральном равенстве. Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы, регулируемую правом. Предоставление прав и обеспечение безопасности — сфера деятельности государства.
Гражданские права — неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни самими индивидами, ни государством. Они трактуются как защита индивида от государства. Всеобщая декларация прав человека была принята ООН 10 декабря 1948. Это документ, ориентирующий все государства мира на выполнение основных прав человека. Права мыслятся в этом документе в соответствии с западной либеральной моделью, где универсальным субъектом права выступает индивид. Даже в тех статьях, где речь идет о состоянии общества и приемлемом социальном порядке (напр., ст. 28,29), подход не меняется — порядок оценивается по отношению к правам индивида в обществе.
Сегодня юридическая практика западных стран, особенно США, совершила радикальный сдвиг к признанию групповых прав.Права групп начали трактоваться как неотъемлемая часть гражданских прав. Этот поворот объясняет чувствительность к тем нарушениям прав индивида, которые вытекают из его положения и статуса в группе. Вместе с тем идея прав группы лишена той универсальности, которая характерна для прав индивида. Она является предметом дискуссий, в итоге которых признается необходимость прав группы, но приоритет по-прежнему остается за правами индивида. Так, групповые права афроамериканцев в США обеспечиваются аффирмативными (поддерживающими) акциями, включающими льготы и квоты, напр. при поступлении в университеты. Только в Калифорнии на референдуме такая политика и новая юридическая практика были отвергнуты. Это не значит, что здесь нет способа пресечь расовую дискриминацию. Каждый афроамериканец может обжаловать в суде факт расовой дискриминации при поступлении в университет или на работу—и будет защищен судом при подтверждении этого факта. Неясность границ группы, чьи права защищаются, попытка использовать понятие групповых прав для оправдания трайболистских традиций, крайностей феминизма и пр. делает дискуссию незавершенной и требование защиты прав индивида основополагающим.
Институты государства начали поддерживать права групп, решая проблему соотношения свобод и блага. Понятие прав человека связано с идеей свободы — фундаментальной ценностью для западных обществ. До Д. Макиавелли большинство социальных и политических концепций строилось на приоритете блага над свободой. Ключевыми в них были представления о всеобщем характере блага и равенства людей. Начиная с Макиавелли, центральным становится понятие свободы. Возможны разные представления о благе, и каждый может достичь того, что он считает благом, обладая свободами и правами. Однако сегодня встает вопрос о правовом характере экономического уровня жизни граждан и его юридической защите. В западных странах выработалась традиция относить экономические запросы граждан к благам, а не к правам. В концепции прав группы как раз учитывается дефицит экономических благ для отдельных групп населения, которые не в состоянии использовать предоставленные им свободу и права себе во благо. Социальная помощь, жилищные и медицинские программы, аффирмативные акции государства в той или иной мере обеспечивают необходимый минимум социальных и природных благ наиболее ущемленным группам населения. Сегодня, после опыта посткоммунистической трансформации ряда стран Европы, где большинство населения не просто оказалось не способным воспользоваться новыми для себя условиями свободы, но и не получило экономических свобод из-за монопольного контроля ряда групп, включая криминальные, над рынком, не имело денег для начала самостоятельного хозяйствования, не получало зарплат за проделанную на бюджетных предприятиях работу, проблема блага и свободы встает по-новому Проблема правовых гарантий и защиты минимума материальных благ оказывается решающей для правового государства. Именно она обсуждается представителями либерализма. Дж. Роулз, в частности, использует понятие первичных благ. Отрицая возможность достижения справедливости, понимаемой как равенство благ, и выбирая в качестве фундаментального принципа свободу личности и права индивида, Роулз делает уступку концепции блага, называя в качестве первичных социальных благ классы вещей, необходимых для реализации любого рационального жизненного плана. К их числу относятся как основные права и свободы, так и доход, благосостояние, возможность реализовать себя, социальные предпосылки самоуважения людей. Все эти блага распределяются социальными институтами. Р. Дворкин дополняет данный список набором первичных природных благ — здоровье, умственные способности, энергия, способность воображения и др. Социальные институты не распределяют эти блага, хотя их наличие может зависеть от общества. От социальных институтов, в частности института страхования, зависят компенсации, выравнивающие исходное несправедливое неравенство. Социальные условия посткоммунистических обществ и поиски либерализмом справедливости ставят вопрос о неотъемлемости экономических прав индивида. Это обусловлено отсутствием гражданского общества, невыполнением государством своих обязательств по предоставлению гражданам свобод и прав и обеспечению их безопасности. Построение правового государства — важнейшая цель реформ в тех странах, которые выбрали путь модернизации, в т. ч. и модернизации политической.
Лит.: Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948.— В кн.: Международная зашита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990; Современный либерализм. М., 1998; Федотова В. Г. Хорошее общество (права человека в свете современного и постсовременного научного дискурса).— «Философские науки», 1998, № 4; Held D. Models f Democracy. Stanford, 1987; Kymlicka W. Right of Group. Oxf„ 1996; Pelcy/HskiZ. A. The State and Civil Society. N. Y, 1984.
В. Г. Федотова

Источник: Новая философская энциклопедия

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
политико-правовая концепция, генетически восходящая к западноевропейским доктринам естественного права и договорного происхождения государства, содержащая положения о связанности власти правом, правовой ответственности государства; развивалась в рамках рус. философии права. Естественно-правовые идеи в России начинают впервые использоваться в последней трети XVIII в. в среде либерального дворянства (А. Р. Воронцов, Е. Р. Дашкова, Голицын, П. И. и Н. И. Панины) и просветителей (Козельский, Н. Г. Курганов, Новиков, А. Я. Поленов, И. А. Третьяков, Фонвизин), где поднимаются вопросы демократизации общественной и государственной жизни, защиты прав человека. Такой компонент естественно-правовой теории, как право народа на восстание, получает завершенность у Радищева. Научно-педагогическая деятельность рус. ученых-юристов (Десницкий, В. Т. Золотницкий, Куницын, И. Б. Щад, Г. И. Солнцев, П. П. Лодий, В. С. Филимонов) в кон. XVIII - нач. XIX в. способствовала изучению и популяризации идей естественно-правовой философии. Так, Куницын, оказавший влияние на мн. декабристов, выступал за господство правовых начал в деятельности государства, допускал возможность расторжения или изменения заключенного между властителем и народом договора, отстаивал неотъемлемость прав человека. Движение декабристов, конституционные проекты Пестеля и Н. М. Муравьева стали одним из кульминационных пунктов в развитии естественного права в России. В либерально-консервативных воззрениях Сперанского отразилось стремление ввести отдельные западные демократические институты, умеренно ограничив самодержавие правом. Дальнейшее развитие идей П. г. связано с оформлением в 40-50-х гг. XIX в. рус. либерализма в его западническом (Анненков, Бабст, И. В. Вернадский, Грановский, Кавелин, Чичерин, Редкий) и отчасти славянофильском (К. С. Аксаков, Киреевский, Самарин, Хомяков) вариантах. На формирование рус. либеральной философско-правовой мысли оказали влияние взгляды Герцена, отличавшиеся в целом общедемократической направленностью (требования народовластия и республиканской формы правления). Одним из истоков становления либерального правопонимания в России явилась философско-правовая концепция Чичерина, рассматривающая государство как духовный союз людей, основанный на метафизическом личностном начале. При этом верховная власть, олицетворяя высшее единство всех элементов об-ва, не вправе вмешиваться в дела др. социальных союзов (семья, гражданское об-во, церковь). Государство призвано охранять индивидуальную свободу как источник свободы об-ва в целом. Оно должно руководствоваться законом, к-рый, регулируя отношения власти и подвластных, объединяет общий интерес с личной свободой, нравственный закон с правом. Следовательно, государство, делает вывод Чичерин, является нравственным настолько, насколько оно управляется законом. В эволюции идей П. г. видную роль сыграла философия В. С. Соловьева. Хотя право и государство в системе его воззрений занимают подчиненное место, выступают средством осуществления идеала абсолютного добра, нравственная организация об-ва, считал он, обусловлена действием права, воплощаемого в государстве. Лишь сделав своим принципом идею права, об-во способно решать нравственные задачи. Формами мировоззрения, в рамках к-рого складывался правовой идеал либерализма, начиная с 80-х гг., стали юридический и социологический позитивизм. При этом представители социологического позитивизма (Ковалевский, С. А. Муромцев, Коркунов) в большей мере, чем сторонники догматической юриспруденции, были ориентированы на разработку принципов П. г. По Ковалевскому, право непосредственно вытекает из факта общественной солидарности, "замиренной среды", и потому обязательно для государства. В учении Муромцева возможность создания права помимо или даже вопреки государству обусловлена противопоставлением формальной юридической нормы живому правоотношению (реальному праву). Коркунов в своей психологической концепции власти отстаивал тезис о том, что власть базируется не на воле властвующего, а на сознании зависимости подвластного - истинном источнике как государства, так и права. Поэтому государство не может произвольно творить право, его законодательная деятельность ограничена запросами общественного правосознания. Близкой идеям Коркунова является философско-правовая теория Петражицкого, видевшего в государстве факт правовой, императивно-атрибутивной психики, к-рой свойственна потребность в силовом обеспечении исполнения долга и обязательств, а также в пресечении правонарушений. Отсюда гражданам принадлежит право использовать власть для охраны своих законных интересов. На рубеже XIX-XX вв., когда усиливается общественное движение в поддержку конституционных реформ, на смену правовому позитивизму приходит "возрожденное" естественное право. Используя идеи естественно-правовой философии, концепцию П. г. в той или иной мере разрабатывали такие рус. правоведы, философы и мыслители, как Бердяев, Булгаков, Вышесавцев, В. М. Гессен, И. А. Ильин, Кистяковский, С. А. Котляревский, Новгородце, И. А. Покровский, П. Б. Струве, Спекторский, Е. Н. и С. Н. Трубецкие, Франк и др. Согласно Новгородцеву, анализирующему идеи П. г. с позиций неокантианства, естественное право выступает своеобразным посредником между государством и нравственностью, устанавливающей нормы, одинаково обязательные для власти и подвластных. Государство призвано лишь юридически закрепить свободу личности, существующую как реальный факт и нравственное требование. По Кистяковскому, в конституционном государстве власть перестает быть фактическим господством людей, становясь господством правовых норм. Законность возможна только в государстве, где граждане, наделенные субъективными публичными правами, могут предъявлять к нему правовые притязания. Государству будущего (социально-справедливому государству) будет присуще соединение идеи права с социалистическими ценностями. Отличается своеобразием философско-правовая концепция Котляревского, полагавшего, что на протяжении всех эпох, в среде разных культур у подвластных всегда появляется духовный запрос на ограничение власти. Его источник коренится в "неисповедимой и трансцендентной воле Божества". В этом смысле П. г., осн. требованием к-рого выступает ограничение власти, есть лишь религиозно-культурная идея, недостижимый идеал, к к-рому стремится человеческий дух. Теория П. г. получает свое развитие в философии права И. А. Ильина, с т. зр. к-рого государство имеет единую и высшую цель - служить делу Божию на земле, используя для этого свою правовую организацию; оно есть правовой союз лиц, имеющий власть для поддержания права. Существование государства подчинено праву, его полномочия и обязанности носят правовой характер, и поэтому властные отношения становятся правоотношениями. Государство, выйдя за пределы права, не сможет поддерживать правопорядок и требовать от граждан повиновения праву. Естественно-правовая философия занимает немаловажное место в воззрениях Франка, рассматривающего государство как внешнее выражение свободного внутреннего, соборного единства об-ва. Государственная власть ограничена наличием самого гражданского об-ва, степенью его свободы. При этом ограничение власти относится не к задаче государства, состоящей в охране свободы, а к его средствам. Философско-религиозные учения Бердяева и Булгакова усматривают в государстве двойственность: с одной стороны, государство отражает греховность мира, с другой - борется с ней. Природа власти темна и в корне порочна; государство в любой его форме стремится перейти свои границы и стать "абсолютной монархией, абсолютной демократией, абсолютным коммунизмом". Поэтому человечество пытается преодолеть власть и прийти к боговластию. На этом пути П. г. есть ступень в движении от относительного к абсолютному, меньшее из зол, где права личности, связанные с "абсолютной правдой", находят определенную защиту. В рамках христианской этики и психоанализа исследует вопросы П. г. Вышеславцев. Власть и право, по его мнению, глубоко антиномичны. Во властных отношениях чужое "я" занимает место в сознании объекта власти, что ведет к потере последним своего "я", превращая его в орудие чужой воли. Право, напротив, есть взаимодействие свободных и равных лиц, не субординация, а координация. Тем не менее власть и право соединяются в законе, происходит сублимация власти, она становится правовой, законной. П. г., утверждает Вышеславцев, имеет своим компонентом автономную (общественное и личностное самоуправление) и гетерономную (власть) формы сознания, строится на христианских ценностях, идее индивидуальной и всеобщей свободы и солидарности.

Источник: Русская философия: словарь