ГОЛОВА

Найдено 1 определение
ГОЛОВА
Голова пользовалась у кельтских племен особым почитанием. Для них она имела куда большее значение, чем сердце, столь ценимое в других архаических цивилизациях. Кельты считали голову обиталищем души и полагали даже, что голова способна существовать сама по себе, без всего остального тела. По-видимому, именно этим объясняется тот факт, что кельты, по свидетельству древних источников, непременно стремились обезглавить врагов, убитых ими на поле боя, и часто привязывали их отрубленные головы к шеям своих коней. Затем они насаживали эти головы на колья изгородей вокруг своих поселений или даже на крыши собственных домов, подобно тому как некоторые охотники до сих пор любят вешать на стены оленьи головы - излюбленные охотничьи трофеи. Чем знатнее и влиятельнее был хозяин отрубленной головы, тем больше чести это приносило воину-кельту, чьим трофеем она стала. По некоторым сведениям, кельты иногда очень долго сохраняли головы наиболее прославленных врагов, бальзамируя их кедровым маслом и держа в особых сундучках. Явные свидетельства того, что кельты любили отрубать врагам головы, используя их в качестве трофеев, были найдены римлянами, которые в одном из походов разгромили кельтское племя салиев. Изумленные римляне обнаружили святилище, устроенное салиями в Антремоне, Прованс, которое было посвящено... культу отрубленных голов. Там были и резные деревянные головы, и останки настоящих человеческих голов. Человеческие черепа и набальзамированные головы были также найдены на каменных столпах (колоннах) в окрестностях Рокепертюза в Бушес-дю-Рон. Вполне естественно, что голова, которой кельты придавали столь важное значение, часто встречается в кельтской мифологии. Так, в одной из легенд, связанных с образом Кухулина, герой вступает в бой сразу с двенадцатью врагами, тем не менее побеждает их всех и отрезает им головы. Затем он воздвигает двенадцать больших камней и возлагает на каждый камень по голове. Другие легенды отражают предполагаемую способность некоторых голов существовать отдельно от тела. Так, например, в валлийской легенде о Бране Благословенном рассказывается о том, что, когда Бран был смертельно ранен в бою с войском Матолвха, короля Ирландии, он сам попросил своих друзей отрубить ему голову и отвести ее на родину, а не предавать земле в Ирландии. На всем протяжении долгого обратного пути голова, по легенде, сохраняла способность есть, пить и даже разговаривать, совсем как тогда, когда она была живой и венчала собою могучее тело Брана (см. главу 20). В более поздние, цивилизованные времена, когда кельты отказались от мрачной практики обезглавливать врагов, культ головы по-прежнему сохранял у них большое значение. Это со всей ясностью показывают многочисленные резные каменные рельефы и изваяния, обнаруженные во многих местах, где в древности процветали очаги цивилизации кельтов. Некоторые из таких изваяний находились в святилищах - храмах, возле жертвенников или священных источников, покровителем и защитницей которых и должна была служить резная голова. Изображение головы использовалось и для украшения куда более прозаических бытовых предметов. В археологических раскопках в самых разных местах были найдены сосуды и чаши с изображениями человеческих голов, выполнявших роль ручек.

Источник: Энциклопедия. Кельтская мифология.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF

Скорбь и гнев охотников за головами

Ренато Росальдо
Перевод с английского Алексея Евтягина и Сергея Мохова.
Читать PDF

Звездное небо над головой? (к вопросу о смыслах известного изречения И. Канта)

Зенец Н.Г., Максименко Л.А., Мироненко Т.В.
В статье авторы обращаются к известному высказыванию И. Канта о звездном небе, которым философ завершает «Критику практического разума». Как и почему изменялось отношение к идее, заключенной в кантовском афоризме?
Читать PDF

Цена свободы (опыт этического анализа фильма А. Хичкока «Головокружение»)

Давыдова Ольга Сергеевна
В статье в рамках анализа фильма А.
Читать PDF

2006. 04. 001. Юлина Н. С. Головоломки проблемы сознания: концепция Дэниела Деннета. - М. : канон+,

Боброва Л. А.
Читать PDF

Устройство философской головоломки по Витгенштейну (кембриджские лекции по основаниям математики)

Родин Кирилл Александрович
Разбирается устройство философской головоломки по Витгенштейну.
Читать PDF

Сакральное без головы [Рец. На: Зенкин С. Н. Небожественное сакральное: теория и художественная прак

Гришин А. А.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • БЕЛАЯ ГОЛОВА

    По-еврейски Реша Хивра, эпитет, данный Сефире, высшей из Сефиротов, чей череп "выделяет росу, которая призовет умерших снова к жизни".
  • Голова, Главенство

    (Head, Head ship). Голова (евр.ro s, греч. kephale), основная и важнейшая часть тела, часто служит в Св. Писании олицетворением самого человека (Быт 49:26; 2Цар 15:30; Ис 43:4, Септ.; Деян 18:6). Как образное выражение, слово эт
  • ГОЛОВА ВСЕХ ГОЛОВ

    Кабб.) Употребляется для обозначения "Старца Старцев", Аттика Д&аттикин, который есть "Сокрытое из Сокрытого Сокровенное из Сокровенного". В этом черепе "Белой Головы", Реша Хивра, "каждый день обит
  • Головин, Ф. А

    председатель II Государственной Думы. Был членом союза "Освобождение" и постоянным участником земских съездов. Один из организаторов кадетской партии. В 1904 г. был председателем Московской губернск
  • Головин, К. Ф

    1843 - 1903) - беллетрист консервативного направления, напечатавший под псевдонимом "Орловский", множество романов и повестей в реакционном "Русском Вестнике". Позднее стал печататься в "Русском Обозре
  • Полушария головного мозга

    Внешний слой головного мозга человека (cerebrum) включает в себя кору (cortex) головного мозга, которая выполняет мыслительную функцию, отвечает за память, зрение, речь и другие высшие функции Головной мо
  • ГОЛОВНОЙ МОЗГ

    см. Психофизический уровень.
  • ГОЛОВОЛОМКА

    концепт философии науки американского философа, прагматиста Т. Куна. Он предпочитал рассуждать не о научных проблемах, а о Г., способных привести к разрушению нормальной науки. Г. — это экстраордин
  • ОКРОПЛЕНИЕ ГОЛОВЫ

    церемония окропления водой головы монаха, имеющая сакральное значение. Вода символизировала мудрость Будды, а прошедший церемонию монах обретал высокий статус «ачарья» — учитель. А. Н. Игнатович