РАССУДОК

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Рассудок
форма человеческого мышления, относящаяся к сфере обыденного, повседневного сознания, ограниченного рамками «здравого смысла».

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

РАССУДОК
способность к мыслительной деятельности, в пределах которой понятия не находятся в процессе преобразования и сохраняют устойчивую форму.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Рассудок
психическая деятельность, дающая материал для разума путем образования понятий, суждений, путем умозаключений. (См. также Интеллект, разим).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Рассудок
тип мыслительной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций, применением сетки этих абстракций для освоения мышлением изучаемого предмета, упорядочиванием и систематизацией информации об этом предмете.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Рассудок
способность оперировать готовым знанием, образования понятий, суждений, правил; низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению, являющаяся предварительным условием высшего, "разумного", конкретно-диалектического понимания.

Источник: Тематический глоссарий по философии

РАССУДОК
сфера сознания, ориентированная на систематизацию и понятийное моделирование результатов персептивного (чувственного) познания бытия. Основными средствами такого моделирования являются законы и правила (формальной) логики. (См. сознание, познание, логика, мышление).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Рассудок
Скромный и трудолюбивый разум, отвергающий как искушения интуиции и диалектики, так и соблазны абсолюта, тем самым определяя собственные средства познания. Способность к пониманию в ее конечной и определенной форме; наш специфический (т. е. человеческий) доступ к универсальному. Слабая сторона рассудка заключается в его стремлении во всем видеть порядок – из страха «потерять голову».

Источник: Философский словарь.

РАССУДОК
психическая деятельность, дающая материал для разума путем образования понятий, суждений, путем умозаключений (см. Интеллект). Рассудок является "мыслящей душой", способностью мыслить предметы и их связи посредством понятий (Вундт). Он представляет собой способность образования понятий, суждений и правил (Кант). Однако рассудок может быть без понятий и понятия бывают без рассудка.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РАССУДОК
способность субъекта познания последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, систематизировать факты и классифицировать их. Рассудок – исходный уровень мышления, где оперирование абстракциями происходит на основе стандарта. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление явлений, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Рассудок характерен обыденному, повседневному, «житейскому» мышлению, здравому смыслу. Логикой рассудка является формальная логика. Абсолютизация рассудка неизбежно ведет к метафизике.

Источник: Философия науки и техники: словарь

РАССУДОК
разум, способность к познанию. Отличается от суждения, применяющего абстрактные знания рассудка к конкретным жизненным ситуациям. Картезианские философы противопоставляют рассудок (способность к познанию) воле (способности судить и действовать). У Спинозы рассудок обозначает способность понимать истину и стоит выше разума — умения спорить и аргументировать; по Канту, наоборот, рассудок расположен ниже разума: это способность понимать отношения объектов реального мира, тогда как разум совпадает с нашими устремлениями к бесконечному, с моральным чувством долга.

Источник: Философский словарь

Рассудок
(intellectus) — деятельность мыслящего сознания или, как обыкновенно говорят, способность души, состоящая в точном разграничении понятий и представлений и в исследовании их соотношений. Как для чувственного сознания были своего рода единицы и их соединения в чувственных перцепциях; как для представляющего сознания были единицы в мысленных образах и их сочетания в ассоциации идей, так и для мыслящего сознания образуются логические единицы в понятиях, которые потом то же мыслящее сознание будет различно соединять, разделять и ставить в основание различных выводов силою суждения.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

РАССУДОК

- рассуждающий разум, стремящийся дойти до истины, выявляя и собирая различные исходные элементы какой-либо вещи и затем связывая их во единое целое. Схоласты и более поздние религиозные философы признавали рассудок не способным к богопознанию, т.к. он познает известное, сравнивая его с неизвестным, что и обрекает его двигаться в кругу только тварных вещей, а путь к Творцу остается закрыт. В философии начиная с Нового времени признается, что рассудок ограничен понятийным знанием и ему, в отличие от разума, непосильно смысловое понимание Высшего бытия, мира в целом, смысла истории, назначения человека и пр.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

РАССУДОК
(Verstand) — духовная деятельность, дающая материал для разума путем образования понятий, суждений, путем умозаключений; см. Интеллект. Рассудок является «мыслящей душой», способностью «мыслить предметы и их связи посредством понятий» (Вундт). Он представляет собой способность образования понятий, суждений и правил (Кант). Однако рассудок может быть без понятий и понятия без рассудка. Надежность рассудка как внушающего доверие инструмента познания мира — в противоположность к нередко преувеличиваемому значению так называемых иррациональных знаний имеет своим следствием возникновение учения о «здравом человеческом рассудке». D. Hume. Enquiry Concerning Human Understanding. London, 1758.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

РАССУДОК
(древ.‑рус. разсудокъ) – способность мышления образовывать, формулировать, различать понятия, суждения и умозаключения, оперировать ими, систематизировать, классифицировать и упорядочивать существующие знания, последовательно излагать свои мысли. Будучи этапом движения мысли к истине, Р. оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно установленным правилам, стандартам, нормам, алгоритмам, что придаёт ему не творческий характер. Не имея собственной цели, Р. подчиняется заранее заданной цели, обеспечивает успешную адаптацию субъекта к привычным для него познавательным ситуациям при решении обыденных, утилитарных задач. Ограниченность Р. заключается в негибкости, категоричности, неспособности выйти за пределы анализируемого содержания, в отсутствии внутренних противоречий. Р. следует отличать от здравого смысла.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

Рассудок

(Verstand - нем.)
В кантовской философии - обозначение одной из главнейших
познавательных способностей. В широком смысле рассудок
отождествляется Кантом со способностью мыслить, противопоставляемой
чувственности как способности восприятия воздействий. Рассудок - одна из
высших познавательных сил. Он олицетворяет активность познавательных
способностей, чувственность - пассивность. Однако человеческий рассудок,
в отличие от гипотетического божественного рассудка, не является
творческим. Он не может порождать содержание своих понятий, а получает
его извне. Поэтому человеческий рассудок дискурсивен: он не созерцает, а
лишь связывает при помощи общих понятий многообразное созерцаний
чувственности. Базисным актом рассудка Кант признает суждение.
Элементарные формы суждения в их предметной направленности суть
категории как основные понятия рассудка. Фундаментом спонтанных
рассудочных действий является трансцендентальное единство апперцепции.
Восприятие явлений в апперцепции подразумевает подчинение
многообразного чувственности категориям. Это придает
законосообразность явлениям и позволяет Канту трактовать рассудок в
качестве способности создания правил. Кант указывает несколько способов
применения рассудка. Он противопоставляет "логическую" и "реальную"
функцию рассудка. Рассудок в его логическом применении реализуется в
аналитических суждениях, реальное же применение рассудка лучше всего
иллюстрируется априорными синтетическими суждениями. "Первое"
применение рассудка к чувственности в рамках реальной функции рассудка
состоит в определении чистым интеллектуальным синтезом сообразно
категориям трансцендентальной функции воображения, и, посредством
воображения, категориальной детерминации явлений. Это "первое"
глубинное и недоступное для непосредственной рефлексии применение
рассудка служит основой для его "эмпирического" применения в
повседневном и научном опыте, когда происходит "вычитывание" в природе
тех самых законов, которые рассудок же в нее и вложил. Фундаментальные
законы рассудочной способности в ее трансцендентальной функции
эксплицируются Кантом в "основоположениях чистого рассудка".

Источник: Термины кантовской философии

Рассудок

- разум (в тесном смысле) - два вида мыслительной деятельности человека, которых различие и взаимное отношение понималось неодинаково в тех или других философских учениях. Независимо от этого, необходимо установить точный основной смысл терминов, что без произвола может быть сделано лишь на почве этимологии и общего сознания. Так как наши понятия в самостоятельной форме существительных легко поддаются нежелательному гипостазированию, т. е. невольному представлению действий и функций человеческого мышления как особых сил или сущностей, то следует более держаться форм глагольных и отглагольных. Существенное различие двух рассматриваемых понятий видно уже из того, что разумение бывает и без рассуждения; можно прямо воспринимать (vernehmen, откуда Vernunft) смысл чего-нибудь, как это бывает, напр., с истинными поэтами, интуитивное разумение которых не только не предполагает, но и исключает рассуждение (в качестве основы их деятельности): о поэтическом произведении, сочиненном по рассудку, говорится только в смысле порицания, как и о научном трактате, внушенном фантазией. С другой стороны, несомненно, что можно рассуждать без разумения. Вообще мы рассуждаем о каком-нибудь предмете для того, чтобы уразуметь его истинный смысл; следовательно, такое разумение, как действительное состояние мысли, является лишь в конце, а не в начале рассуждения. Различается таким образом двоякое разумение: интуитивное (присущее непосредственному сознанию и возвышаемое поэтическим и всяким другим вдохновением), не основанное на рассуждении, но могущее, а для полноты и ясности долженствующее им сопровождаться - разумение дискурсивное, добываемое посредством рассуждения. Нормальный мыслительный процесс исходит, таким образом, из данного в той или другой форме (во всяком случае - в форме человеческого слова) прямого разумения, где некоторое мысленное содержание берется в своей слитности, - проходит затем через рассуждение, т. е. намеренное разделение и противопоставление мысленных элементов, и приходит к их сознательному и отчетливому соединению или внутреннему сложению (синтезу). Отношение рассуждения к разумению всего точнее и полнее представлено в философии Гегеля, тогда как у Канта оно затемнено его односторонним субъективизмом и разными искусственными построениями, а у Шеллинга недостаточно выяснено и оценено значение рассудочной стороны мышления. Шопенгауэр придает терминам Vernunft и Verstand значение обратное общепринятому.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

РАССУДОК
тип мыслительной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения мышлением предмета. Выступая как необходимое условие работы мышления, его нормативного характера, рассудок осуществляет прежде всего упорядочивающую, систематизирующую функцию по отношению к предмету познавательной деятельности. В то же время абсолютизация в рассудке определенности и устойчивости форм мысли и их упорядочивающей функции приводит к известной скованности рассудочного мышления, опасности его догматизации, необходимости коррекции этих недостатков в реальном, живом познании многообразия действительности. В философской традиции рассудок как начальная, низшая стадия мышления противопоставлялась разуму как более высокой познавательной способности. Наиболее детально типология рассудка и разума была проанализирована в немецкой классической философии у Канта и Гегеля. Они исходят из того, что рассудок выступает как мыслительная деятельность в рамках определенных фиксированных мыслительных структур, «конечных определений мысли», по выражению Гегеля, Основная функция рассужа в процессе этой деятельности — упорядочивание, структуризация внешнего материала, заданного чувственностью, способностью созерцания. По Канту, все определения рассудка как спонтанности знания (в противоположность восприимчивости, чувственности), как способности мыслить и образовывать понятая или суждения сводятся к одному. — способности рассудка давать правила (Кант И. Соч. в 6 т., т. 3, с. 716—717). Осуществляя нормативно-ассимиляционную функцию по отношению к материалу чувственности, рассудок привносит форму в знание, содержание которого задается чувственным созерцанием. При этом Кант считает, что применение правил рассудка в реальном познании должно обязательно опосредствоваться т. н. способностью суждения — возможностью живого человеческого сознания применять общее нормативное правило в конкретной ситуации.
В своей концепции рассудка как нормативно-ассимиляционной функции мышления Кант по существу фиксирует специфику работы мышления в режиме «закрытой рациональности», предполагающей познание в рамках заданной системы предпосылок. В отличие от Гегеля, признавшего, хотя и с значительными оговорками, роль рассудка в познании, но настаивавшего на том, что мышление в наибольшей степени реализует свой творческий потенциал в разуме. Кант ограничивал познавательные возможности мышления только деятельностью рассудка на основе выделенных им в «Критике чистого разума» неизменных априорных предпосылок, представлявших канонизацию традиционной системы философских категорий и исходных основоположений современной ему научной картины мира. Признавая за Кантом несомненную заслугу выявления особой функции исходных предпосылок познавательных систем (научных картин мира, парадигм, исследовательских программ и пр.), современная методология науки в то же время отвергает абсолютизацию любых таких исходных посылок в духе кантовского априоризма, предусматривая возможности их совершенствования или даже отбрасывания. Т. о., «закрытость» мысли как рассудка должна рассматриваться в более широких контекстах и перспективах ее «открытости».
В. С. Швырев

Источник: Новая философская энциклопедия

РАССУДОК
форма мышления, в к-рой его всеобщая диалектич. природа осуществляется и проявляется превращенно – как специфически субъективная способность логически обрабатывать материал познания, придавая ему определенность, организованность и строгость, а также как дискурсивное движение в нем. Р., в противоположность интуиции, представляется лишенным творч. функций, хотя на деле они лишь не находят в Р. явного выражения. Следует отличать Р. как филос. категорию от обыденного Р. (см. Здравый смысл). В пределах Р. абстракции наделяются самостоят., самодовлеющим значением. Поэтому мышление, становясь рассудочным, выступает как якобы лишь абстрактное в противовес чувственности, к-рая представляется монополизирующей конкретность. Отсюда – характернейшие черты Р.: ориентация на абстрактное тождество, абстрактную всеобщность и т.п. Поскольку Р. выносит характеристики мышления как творч. процесса вне себя, он фиксирует лишь р е з у л ь т а т ы разрешения всякого диалектич. противоречия, безотносительно к самому противоречию. Такие результаты неизбежно получают форму разрозненных фрагментов, замкнутых в себе "систем готового знания", не поддающихся никакому рацион. синтезу друг с другом средствами Р. Р. разрывает эмпирич. и собственно теоретич. способы применения мышления и превращает их в самостоят. "типы", из к-рых второй якобы не глубже проникает в предмет, а воспаряет над ним в абстракции. Для Р. характерны рядоположность, внешняя рефлексия. В особенности Р. свойственно гипертрофирование категории различия: с его т. зр. дистинкция есть высший символ научности. Языковое выражение, к-рое никогда не может быть единств. способом опредмечивания мыслит. деятельности, фетишизируется (знаковый фетишизм). Поэтому специфич. законам языковых операций процесса рассуждения придается значение законов будто бы самого познающего мышления. Отсюда иллюзия, будто логикой мышления должна быть не содержательная, а формальная логика. Р. гасит в знании, взятом как внешний результат, его собств. характер генетич. процесса, подменяя строгость понимания строгостью изложения. Тем самым Р. придает понятию форму, "лишенную понятия" (см. К. Marx, Das Kapital, Bd 1, В., 1960, S. 106; Bd 3, В., 1960, S. 197, 225, 382, 387, 428, 435, 869). P. свойственна иллюзия, будто возможна алгоритмизация мышления, его машинизация. На деле к движению по алгоритму не сводимо также и рассудочное мышление, ибо и здесь оно остается содержательным и подчиняется содержательной логике, хотя и в превращенной форме. Именно Р. выступает как "огрубляющее" мышление, ставящее созданную субъективной рефлексией связь на место явно предметной связи. Марксизм объясняет Р. как превращенную форму на пути анализа его с т. зр. социальной природы познания. Р. как самостоят. форма, не снятая разумом, а противостоящая ему, есть не вечная, а исторически преходящая форма, порожденная разделением деятельности, ее отчуждением. Особенность Р. и его предмета всецело определяется этими особенностями деятельности. Р. есть способ мышления, позволяющий использовать в формально-присвоенной, но творчески не освоенной форме гораздо большую теоретич. культуру, чем та, к-рая стала достоянием способностей использующего ее индивида. Однако посредством Р. все же совершается положит. работа мысли. Поэтому науч. критика Р. должна обнаруживать в нем превращенные формы познающего мышления, в противовес нигилистич. отрицанию Р. иррационализмом, алогизмом. Р. не способен отстоять науку от субъективистско-идеологич. элемента, напротив, он мирно уживается с ним, даже придавая ему респектабельный, наукообразный вид. Так, вульгарная политич. экономия, оставаясь в плену "отчужденных по отношению к внутренней связи форм проявления", "лишь вносит известный рассудочный порядок" в воспроизводящие их представления (см. тамже, Bd 3, S. 829, 885). Вульгарная т. зр. принимает формальную организованность фрагментарного знания за рациональность познания, а его универс. целостность и творч. характер – за нечто "иррациональное". Уже Гегель понял, что эта мнимая рациональность "...принадлежит на деле области рассудка", а это мнимое "и р р а ц и о н а л ь н о е" есть "начало и след р а з у м н о с т и" (Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 336). Подчеркнув правоту этой мысли Гегеля (см. К. Маркс, в кн.; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 340–41), Маркс показал, что превращенные формы, фрагментарные и "лишенные понятия", суть объективно существующие иррациональные формы (см. тамже, с. 389). "Рассудок нисколько не спотыкается о них" именно потому, что сам он – столь же превращенная, полная иррациональности форма познания (см. К. Marx, Das Kapital, Bd 3, S. 829). Поэтому анализ Р. – ключ к критике иррационализма, как такой реакции на Р., к-рая, находясь в негативной зависимости от него, еще не способна его преодолеть. Р. есть несуверенное мышление, заведомо подчиненное внешней целесообразности. Р. – носитель стандартности, слепой нормативности. С подлинно филос. проблематикой Р. не справляется и сдает ее враждебным разуму силам. В сов. филос. лит-ре развивается и иная т. зр. на Р. (П. В. Копнин), согласно к-рой Р. есть низшая, нетворч. форма всякого теоретич. мышления, общая человеку с нек-рыми животными и информац. машинами. Историко-филос. очерк и лит. см. при ст. Разум. Г. Батищев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
2.59 мб

Разум и рассудок: новый взгляд на старую проблему

Булычев И. И.
The article looks at the concepts «intellect» and «reason» and discusses the philosophical problem of discriminating between them.
Читать PDF
247.76 кб

Рассудок и разум в контексте развития культуры

Кошлаков Дмитрий Михайлович
Показана актуальность проблемы соотношения рассудка и разума в мировоззрении и культуре.
Читать PDF
65.17 кб

Трансценденталии человеческого бытия в философии Иммануила Канта: рассудок и разум

Кротикова Т. И.
В статье анализируется концепция трансценденталий человеческого бытия в философии И. Канта.
Читать PDF
81.45 кб

Рассудок и предрассудок

Габдуллин Ильдар Рустамович
Статья затрагивает логико гносеологические и когнитивно ценностные аспекты философского анализа проблемы предрассудка как элемента человеческого сознания.
Читать PDF
402.98 кб

Рациональность обыденного познания: здравый смысл и рассудок

Колмакова Е.А.
В статье исследуется обыденное познание с позиции феноменологического подхода как один из равноправных видов познания наряду с научным, мифологическим, религиозным, художественным и др.
Читать PDF
27.67 мб

Концепты рассудок, Разум, ум и Мудрость в поле русского сознания

Колесов Владимир Викторович
В статье представлено описание русских концептов Рассудок, Разум, Ум и Мудрость. Изложение ведётся методом конструирования концептуального поля сознания, обоснованным автором на базе концептологии.
Читать PDF
221.95 кб

Трансцендентальная экономика И. Канта: свободный баланс чувственного предложения и рассудочного спро

Кошмило Олег Константинович
В статье говорится о принципиальном значении трансцендентальной философии Иммануила Канта для формирования экономических парадигм эпохи Модерна.
Читать PDF
168.01 кб

Творческий акт как соединение чувственного и рассудочного в теоретических работах Р. Вагнера

Тимшин В.А.
По мнению Вагнера, главным движущим стимулом, побуждающим художника творить, является нужда. Непроизвольная и необходимая потребность вызывает чувственную деятельность, что может стать предметом мышления и знания.
Читать PDF
8.22 мб

Парадокс шахматной программы: к вопросу о пределах рассудочной формы мышления

Бойко Павел Евгеньевич, Буланов Станислав Леонидович
Исследованы пределы рассудочной формы мышления на примере компьютеризации современного мира. Путём постановки мысленного эксперимента доказывается, что данная форма мышления имеет онтологический изъян и приходит к самоотрицанию.
Читать PDF
174.45 кб

О проявлении любви в разумном, интеллектуальном и рассудочном мышлении (философско-теософический асп

Сухарев С. И.
В статье рассматриваются три основных типа мышления: рассудочное, интеллектуальное и разумное мышление.
Читать PDF
506.83 кб

Соотношение визуальности и рассудочности в процессе обучения: инновации и традиции

Козырьков В. П.
Анализируется развитие соотношения визуальности и рассудочности в прошлом и в современной культуре. Показаны особенности использования элементов интеррогативной (вопросной) логики в обучении.
Читать PDF
4.87 мб

Противопоставление рассудочности и разумности в эпистемологических взглядах славянофилов

Крочак Юстина
В статье делается попытка истолкования эпистемологии старших славянофилов в рамках предложенного ими отношения рассудочности (рационализма) к разумности (мудрости).

Похожие термины:

  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАССУДОК, ЗДРАВЫЙ

    см. Common sense, Здравый смысл, Шотландская школа.
  • Решение, постановление, ум, рассудок, разум, сознание, дух

    Философский смысл термина: Ум, знание, понимание (Софокл); знание (Платон); мнение, убеждение, замысел (Геродот, Фукидид); разум, здравый смысл (Аристотель); изречение, гнома (Аристотель); побуждение, же
  • РАЗУМ И РАССУДОК

    уровни мыслительной деятельности. Рассудок - способность строго оперировать понятиями, приводить знание в определенную систему. Разум - раскрытие сущности действительности, основывающееся на по
  • Мышление, рассудок

    Философский смысл термина: Представление, воспоминание, ум, мысль, мышление (Цицерон); душевный склад, душа (Цицерон); сознание, совесть (Вергилий).