РАЗУМ И РАССУДОК

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РАССУДОК И РАЗУМ
уровни мыслительной деятельности. Рассудок - способность строго оперировать понятиями, приводить знание в определенную систему. Разум - раскрытие сущности действительности, основывающееся на понятиях рассудка.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Рассудок и Разум
философские категории, выражающие два уровня мыслительной деятельности. Разум ставит цели познания и деятельности, а рассудок ищет способы их реализации. Первый отвечает на вопрос «во имя чего?», второй – на вопрос «как?».

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Рассудок и разум
два взаимосвязанных понятия, характеризующих разные сферы логического мышления. Зона действия рассудка — сложившиеся знания, представления, понятия о предмете, то есть общезначимый круг суждений, действия мышления как «духовного автомата» (Спиноза). Разум — выход из обычных представлений и поиск новых форм знаний, познавательных целей высшего уровня.

Источник: История и философия науки

РАЗУМ И РАССУДОК
концепты многих философских систем, в рамках которых анализировались проблемы познания. При этом разум рассматривался как высшая, а рассудок в качестве низшей способности к осмыслению и пониманию проблем. Так, в диалектическом материализме (см.) прерогативой разума считалось творчество, а рассудку отводилась роль оперирования готовым знанием. В наши дни концепты Р. и р. утратили свою былую теоретическую респектабельность. Считается, что ментальность человека имеет множество уровней, о содержательности которых свидетельствует концептуальное богатство соответствующих теорий. Изменился способ анализа научных проблем. Теперь не теории объясняют как проявления Р. и р., а они сами, при необходимости их характеристики, рассматриваются как овладение теориями.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

РАССУДОК и РАЗУМ
филос. категории, означающие два уровня мыслительной деятельности. Различение Р. и Р. как двух «способностей души» намечается уже в антич. философии: если рассудок — способность рассуждения — познает все относительное, земное и конечное, то разуму, сущность к-рого заключается в целеполагании, открывается абсолютное, возвышенное и бесконечное. У Николая Кузанского, Бруно, Якоби, Шеллинга и др. сложилось представление о разуме как высшей по сравнению с рассудком способности познания: разум непосредственно схватывает единство противоположностей, к-рые рассудок разводит в стороны. Разум, след-но, синтетичен, рассудок — аналитичен. Кант определял рассудок как способность к систематизации, упорядочиванию чувственного материала, к образованию понятий, суждений, правил, а разум — как способность образования метафиз. идей, не ограниченных рамками конечного опыта. Однако разум, по Канту, не достигает своей цели, впадает в противоречия — антиномии. Диалектика Р. и Р. развита Гегелем: на стадии разума мышление делает своим предметом собств. формы, наличные определения мысли и, преодолевая их абстрактность и односторонность, вырабатывает «разумное», или конкретно-диалектич., понимание. Вместе с тем, Гегель отмечал и безосновательность самого по себе разума: разум без рассудка — ничто, а рассудок и без разума — нечто. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Разум и рассудок
два уровня мышления, которые, начиная с античности и вплоть до Канта, связывались с познанием конечного и относительного (рассудок) и бесконечного – абсолютного (разум). Кант показал, что претензии разума приводят к антиномиям. Гегель представил разум как самосознание и саморазвитие духа. В диалектическом материализме характеристика саморазвития была применена к человеческому мышлению. Рассудок был понят как упорядочивающая, систематизирующая деятельность, а разум - как деятельность творческая, осознающая развитие и сама порождающая новые идеи.
С позиций философии развивающейся гармонии рациональное мышление способно познавать и устойчивое и изменяющееся, в той мере, в какой оно может быть представлено через устойчивое (например, движение через его график). Но само становление, как это показал А.Бергсон, не схватывается ни рассудком, ни разумом. Разум остается в сфере рационального мышления и выполняет функции самосознания (рефлексии) идеальной деятельности человека в её целостности и осознания структуры бытия с позиций основного вопроса философии (см.:Введение). Те компоненты названных предметов, которые не поддаются рациональному познанию, разум характеризует с точки зрения их вклада в целое (так сказать, по функции «на выходе») и соотносит их с другими способами идеального освоения.
Ист.: Сагатовский В.Н. Дух и разум // Экология разума. Тюмень; его же. Диалектическая логика или алогическое становление? // Credo new. 2011. № 2 (См. также: http://vasagatovskij.narod.ru).

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

РАЗУМ И РАССУДОК
понятия, выражающие две взаимно необходимые стороны развития научного познания, а также нравственного и художественного мышления, две взаимно помогающие друг другу способности. Рассудочная способность отличается тем, что в ее пределах понятия не находятся в процессе преобразования и сохраняют устойчивую форму; они выступают как готовые теоретические “мерила” для эмпирического материала, для конструирования результатов. Отсюда — отвлеченный характер рассудочных операций и результатов, дающий почву для культа абстракций и формализмов, для приписывания им самодовлеющей созидательной роли. Вооруженный одним лишь Рас., человек и самую свою жизнь делает все более рассудочной — сферой утилитарной рациональности. Разумная способность отличается, напротив, тем, что здесь понятия ввергаются в процесс преобразования. Гл. отличие Раз. в том, что он не чужд нравственной и художественной культуре, а устремлен к соединению с ними познания ради развития самого субъекта. Если научное исследование, основанное лишь на рассудочной способности, резко расходится с нравственностью и искусством, Раз. создает атмосферу их содружества. Проблема Р. и р. пронизывает всю европейскую историю философии, переходя от их различения у Платона и Аристотеля к пониманию их как ступеней познания у Николая Кузанского, Бруно и Спинозы. Через Лейбница она становится предметом рассмотрения нем. классической философии. У Канта Раз. ограничен лишь “регулятивными” функциями, Фихте делал упор на Раз. как на творческую “полагающую способность”; Шеллинг же его эстетизировал. Гегель глубоко критиковал недостатки Рас., но лишь ради обожествления Раз. Нигилистическая критика Рас. — излюбленная тема иррационализма. Маркс использовал в теоретическом исследовании диалектически разумный способ, метод восхождения от абстрактного к конкретному (“Капитал”). В марксизме проблема Р. и р. решается на основе понимания человека в его целостности, единстве многообразных проявлений его деятельности.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Рассудок и разум
ступени или способы мышления, выделяемые в некоторых системах домарксистской философии. Под рассудком чаще всего понимают способность правильно рассуждать, умозаключать, последовательно излагать свои мысли. Под разумом — способность находить причины и сущность явлений, рассматривать их всесторонне, вскрывать единство противоположностей. Зачатки такого деления имеются уже у Платона, Аристотеля, Николая Кузанского. Особое место они занимают в философии Канта и Гегеля. По Канту, ощущения, возникающие благодаря действию непознаваемой «вещи в себе» на органы чувств, упорядочиваются при помощи априорных форм чувственности (пространства и времени) и рассудка (категорий единства, множества, причинности, возможности, необходимости и др.). Рассудок придает форму чувственному содержанию и потому познает вещи не как " они суть, а как они являются. Дальнейшее движение познания возможно с помощью разума, формами синтеза к-рого являются идеи души, мира и бога. Пытаясь познать предметы этих идей, человеческий ум впадает в неразрешимые противоречия (антиномии). Путь в мир «вещей в себе» закрыт и для теоретического разума. Остается прибегнуть к «практическому разуму» и расширить мировоззрение за счет веры. По Гегелю, рассудок не идет дальше неподвижной определенности, абстрактного тождества, абстрактной всеобщности, застывших, отделенных друг от друга противоположностей (сущности и явления, необходимости и случайности, жизни и смерти и т. д.). Рассудочного мышления, однако, недостаточно, оно есть лишь необходимая ступень, позволяющая подняться выше, к разумным формам познания. Диалектическая отрицательно-разумная сторона мышления есть снятие односторонними и ограниченными определениями самих себя и переход их в свою противоположность. Спекулятивная положительно-разумная сторона мышления содержит в себе снятыми те противоположности, дальше Ктрых рассудок не идет, и именно этим обнаруживает себя как конкретное и целостность. Отвергая идеализм Гегеля, марксизм высоко ценят критику метафизики и диалектику, содержащиеся в его учении о Р. и р.

Источник: Философский словарь. 1963

РАССУДОК И РАЗУМ
категории, сформировавшиеся в домарксистской философии и выражающие определенные способы, ступени мышления. Деление мышления на Р. и р. наметилось уже в философии Аристотеля (пассивный и активный разум), Николая Кузанского (рассудок и интеллект), Дж. Бруно (разум и интеллект). Но наиболее подробно эти категории рассматриваются в философии Канта и Гегеля. Кант считал, что познание складывается из трех ступеней: чувственности, Р. и р. Органы чувств доставляют нам бессвязный, разрозненный поток ощущений, восприятий. Этот поток упорядочивается, систематизируется с помощью создаваемых рассудком понятий (категорий), устанавливается сходство и различие между ощущениями, необходимые и случайные связи, отношения причины и следствия и т. д. Но рассудок имеет дело лишь с нашим чувственным опытом, с материалом, поступающим от органов чувств. Выйти за пределы этого опыта и постигнуть сущность вещей, понять их такими, какими они существуют сами по себе, независимо от нас, он не может. На смену рассудку приходит разум. Его задача — привести знание к абсолютному, окончательному единству. С этой целью разум создает три идеи: о душе, о мире и о боге. Но попытки разума постигнуть мир «вещей в себе», познать причины всего существующего оказываются иллюзорными. Пытаясь, напр., получить завершенное знание о мире в целом, он впадает в неразрешимые противоречия с самим собой (Антиномия). Таким образом, Кант резко разделил функции Р. и р. и противопоставил их: сфера рассудка—конечное, ограниченное, сфера разума — бесконечное, абсолютное. Все это служит ему для обоснования агностицизма — принципиальной непознаваемости сущности предметов. «Повышаясь от рассудка... к разуму... Кант понижает значение мышления, отрицая за ним способность «достигнуть завершенной истины»» (Ленин). Гегель сделал попытку постигнуть категории Р. и р. в их диалектическом единстве. Рассудок, по Гегелю,— это низшая ступень мышления. Он способен давать только односторонние, застывшие определения, расчленять объекты на части, фиксировать их противоположные стороны (необходимость и случайность, сущность и явление, конечное и бесконечное и т. д.). В то же время Гегель подчеркивал правомерность и необходимость рассудочного мышления. Он писал, что «как в теоретической, так и в практической области нельзя достигнуть твердости и определенности без помощи рассудка». В разумном мышлении фиксируемые рассудком односторонние, абстрактные понятия выступают как подвижные, переходящие друг в друга. Разум постигает глубокое внутреннее единство противоположных сторон и, таким образом, делает возможным познание объектов в их конкретности и целостности. Энгельс писал, что гегелевское различение Р. и р., согласно к-рому только диалектическое мышление разумно, «имеет известный смысл». В современном научном познании под рассудочной стороной мышления обычно понимают умение правильно классифицировать факты и явления, способность последовательно рассуждать и умозаключать, приводить наши знания в определенную систему, подчиненную строгим логическим законам и правилам. С разумом связывают активный характер мышления. Благодаря открытию новых фактов в науке разум обнаруживает противоречия в старой системе знаний, выдвигает новые идеи и создает новую систему знаний. Так путем перехода от одной системы знаний к другой происходит дальнейшее движение познания.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

РАССУДОК И РАЗУМ
филос. категории, сформировавшиеся в домарксистской философии и выражающие два уровня мыслит. деятельности. Различение Р. и р. как двух «способностей души» намечается уже в антич. философии: если рассудок - способность рассужде­ния - познает все относительное, земное и конечное, то разум, сущность к-рого состоит в целеполагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное. У Николая Кузанского, Бруно, Якоби, Шеллинга и др. сложилось представление о разуме как высшей по сравнению с рассудком способности познания: разум непосредственно «схватывает» единство противополож­ностей, к-рые рассудок разводит в стороны.
Детальная разработка представления о двух уровнях. мыслит. деятельности - Р. и р. принадлежит Канту. «Всякое наше знание начинает с чувств. переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше ко
торого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления». Осн. функция рассудка в познании мыслит_упорядочение, систематизация явлений, материала чувст­венности. Рассудок, по Канту, привносит форму в знание, содержание к-рого есть результат чувств. со­зерцания. Рассудок всегда носит конечный, ограничен­ный характер, поскольку конечно и ограничено содер­жание, порождаемое чувств. познанием. Вместе с тем, согласно Канту, мышлению свойственно стремление к выходу за пределы этой конечности, к поиску безуслов­ных оснований, не ограниченных рамками конечного опыта. Таким мышлением является разум, стремящийся найти бесконечное, безусловное и абсолютное. Однако разум не достигает этой цели и впадает в нераз­решимые противоречия - антиномии.
Продолжая кантовскую традицию различения Р. и р. как двух ступеней рационального познания, Гегель противопоставляет разум (как «бесконечное» мышление) рассудку (как «конечному» мышлению). Конечность рассудка обусловлена тем, что он, фиксируя ограничен­ные определения мысли, не способен выйти за пределы их содержания. Однако устойчивость, определенность и конечность рассудка лежит, согласно Гегелю, в основе систематизирующей деятельности мышления, упорядо­чивания доставляемого восприятием материала. При­знавая правомерность рассудка, Гегель вместе с тем подчеркивал, что возможности мышления не исчер­пываются рассудочной деятельностью. В отличие от Канта, Гегель признавал способность разума выполнять в познании конструктивную функцию. Достигнув ста­дии разума, мышление выступает как свободная, не связанная к.-л. внеш. ограничениями спонтанная ак­тивность духа. На стадии разума мышление делает своим предметом собств. формы, наличные определения мысли и, преодолевая их абстрактность и односторон­ность, вырабатывает «разумное», или «конкретное», понятие. В разуме находит выражение диалектика по­знания: Гегель рассматривал деятельность мышления на стадии разума как развитие, конкретизацию его понятийного содержания. Однако он мистифицировал этот процесс, представив его как саморазвитие поня­тия. Ф. Энгельс отмечал, что «... гегелевское различе­ние (Р. и р. - Ред.), согласно которому только диалек­тическое мышление разумно, имеет известный смысл»; он указывал также что «... диалектическое мышление... имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 20, с. 537-38).
С т. зр. диалектич. материализма процесс развития теоретич. мышления предполагает взаимосвязь Р. и р._ С рассудком связана способность строго оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определ. систему. Опи­раясь на рассудок, разум выступает как творч. познават. деятельность, раскрывающая сущность действи­тельности. Посредством разума мышление синтезирует результаты познания, создает новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания. См. также Теория.

Источник: Советский философский словарь