РАЗУМ И РАССУДОК
РАССУДОК И РАЗУМ
уровни мыслительной деятельности. Рассудок - способность строго оперировать понятиями, приводить знание в определенную систему. Разум - раскрытие сущности действительности, основывающееся на понятиях рассудка.
Рассудок и Разум
философские категории, выражающие два уровня мыслительной деятельности. Разум ставит цели познания и деятельности, а рассудок ищет способы их реализации. Первый отвечает на вопрос «во имя чего?», второй – на вопрос «как?».
Рассудок и разум
два взаимосвязанных понятия, характеризующих разные сферы логического мышления. Зона действия рассудка — сложившиеся знания, представления, понятия о предмете, то есть общезначимый круг суждений, действия мышления как «духовного автомата» (Спиноза). Разум — выход из обычных представлений и поиск новых форм знаний, познавательных целей высшего уровня.
Источник: История и философия науки
РАЗУМ И РАССУДОК
концепты многих философских систем, в рамках которых анализировались проблемы познания. При этом разум рассматривался как высшая, а рассудок в качестве низшей способности к осмыслению и пониманию проблем. Так, в диалектическом материализме (см.) прерогативой разума считалось творчество, а рассудку отводилась роль оперирования готовым знанием. В наши дни концепты Р. и р. утратили свою былую теоретическую респектабельность. Считается, что ментальность человека имеет множество уровней, о содержательности которых свидетельствует концептуальное богатство соответствующих теорий. Изменился способ анализа научных проблем. Теперь не теории объясняют как проявления Р. и р., а они сами, при необходимости их характеристики, рассматриваются как овладение теориями.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
РАССУДОК и РАЗУМ
филос. категории, означающие два уровня мыслительной деятельности. Различение Р. и Р. как двух «способностей души» намечается уже в антич. философии: если рассудок — способность рассуждения — познает все относительное, земное и конечное, то разуму, сущность к-рого заключается в целеполагании, открывается абсолютное, возвышенное и бесконечное. У Николая Кузанского, Бруно, Якоби, Шеллинга и др. сложилось представление о разуме как высшей по сравнению с рассудком способности познания: разум непосредственно схватывает единство противоположностей, к-рые рассудок разводит в стороны. Разум, след-но, синтетичен, рассудок — аналитичен. Кант определял рассудок как способность к систематизации, упорядочиванию чувственного материала, к образованию понятий, суждений, правил, а разум — как способность образования метафиз. идей, не ограниченных рамками конечного опыта. Однако разум, по Канту, не достигает своей цели, впадает в противоречия — антиномии. Диалектика Р. и Р. развита Гегелем: на стадии разума мышление делает своим предметом собств. формы, наличные определения мысли и, преодолевая их абстрактность и односторонность, вырабатывает «разумное», или конкретно-диалектич., понимание. Вместе с тем, Гегель отмечал и безосновательность самого по себе разума: разум без рассудка — ничто, а рассудок и без разума — нечто. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Разум и рассудок
два уровня мышления, которые, начиная с античности и вплоть до Канта, связывались с познанием конечного и относительного (рассудок) и бесконечного – абсолютного (разум). Кант показал, что претензии разума приводят к антиномиям. Гегель представил разум как самосознание и саморазвитие духа. В диалектическом материализме характеристика саморазвития была применена к человеческому мышлению. Рассудок был понят как упорядочивающая, систематизирующая деятельность, а разум - как деятельность творческая, осознающая развитие и сама порождающая новые идеи.
С позиций философии развивающейся гармонии рациональное мышление способно познавать и устойчивое и изменяющееся, в той мере, в какой оно может быть представлено через устойчивое (например, движение через его график). Но само становление, как это показал А.Бергсон, не схватывается ни рассудком, ни разумом. Разум остается в сфере рационального мышления и выполняет функции самосознания (рефлексии) идеальной деятельности человека в её целостности и осознания структуры бытия с позиций основного вопроса философии (см.:Введение). Те компоненты названных предметов, которые не поддаются рациональному познанию, разум характеризует с точки зрения их вклада в целое (так сказать, по функции «на выходе») и соотносит их с другими способами идеального освоения.
Ист.: Сагатовский В.Н. Дух и разум // Экология разума. Тюмень; его же. Диалектическая логика или алогическое становление? // Credo new. 2011. № 2 (См. также: http://vasagatovskij.narod.ru).
С позиций философии развивающейся гармонии рациональное мышление способно познавать и устойчивое и изменяющееся, в той мере, в какой оно может быть представлено через устойчивое (например, движение через его график). Но само становление, как это показал А.Бергсон, не схватывается ни рассудком, ни разумом. Разум остается в сфере рационального мышления и выполняет функции самосознания (рефлексии) идеальной деятельности человека в её целостности и осознания структуры бытия с позиций основного вопроса философии (см.:Введение). Те компоненты названных предметов, которые не поддаются рациональному познанию, разум характеризует с точки зрения их вклада в целое (так сказать, по функции «на выходе») и соотносит их с другими способами идеального освоения.
Ист.: Сагатовский В.Н. Дух и разум // Экология разума. Тюмень; его же. Диалектическая логика или алогическое становление? // Credo new. 2011. № 2 (См. также: http://vasagatovskij.narod.ru).
РАЗУМ И РАССУДОК
понятия, выражающие две взаимно необходимые стороны развития научного познания, а также нравственного и художественного мышления, две взаимно помогающие друг другу способности. Рассудочная способность отличается тем, что в ее пределах понятия не находятся в процессе преобразования и сохраняют устойчивую форму; они выступают как готовые теоретические “мерила” для эмпирического материала, для конструирования результатов. Отсюда — отвлеченный характер рассудочных операций и результатов, дающий почву для культа абстракций и формализмов, для приписывания им самодовлеющей созидательной роли. Вооруженный одним лишь Рас., человек и самую свою жизнь делает все более рассудочной — сферой утилитарной рациональности. Разумная способность отличается, напротив, тем, что здесь понятия ввергаются в процесс преобразования. Гл. отличие Раз. в том, что он не чужд нравственной и художественной культуре, а устремлен к соединению с ними познания ради развития самого субъекта. Если научное исследование, основанное лишь на рассудочной способности, резко расходится с нравственностью и искусством, Раз. создает атмосферу их содружества. Проблема Р. и р. пронизывает всю европейскую историю философии, переходя от их различения у Платона и Аристотеля к пониманию их как ступеней познания у Николая Кузанского, Бруно и Спинозы. Через Лейбница она становится предметом рассмотрения нем. классической философии. У Канта Раз. ограничен лишь “регулятивными” функциями, Фихте делал упор на Раз. как на творческую “полагающую способность”; Шеллинг же его эстетизировал. Гегель глубоко критиковал недостатки Рас., но лишь ради обожествления Раз. Нигилистическая критика Рас. — излюбленная тема иррационализма. Маркс использовал в теоретическом исследовании диалектически разумный способ, метод восхождения от абстрактного к конкретному (“Капитал”). В марксизме проблема Р. и р. решается на основе понимания человека в его целостности, единстве многообразных проявлений его деятельности.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Рассудок и разум
ступени или способы мышления, выделяемые в некоторых системах домарксистской философии. Под рассудком чаще всего понимают способность правильно рассуждать, умозаключать, последовательно излагать свои мысли. Под разумом — способность находить причины и сущность явлений, рассматривать их всесторонне, вскрывать единство противоположностей. Зачатки такого деления имеются уже у Платона, Аристотеля, Николая Кузанского. Особое место они занимают в философии Канта и Гегеля. По Канту, ощущения, возникающие благодаря действию непознаваемой «вещи в себе» на органы чувств, упорядочиваются при помощи априорных форм чувственности (пространства и времени) и рассудка (категорий единства, множества, причинности, возможности, необходимости и др.). Рассудок придает форму чувственному содержанию и потому познает вещи не как " они суть, а как они являются. Дальнейшее движение познания возможно с помощью разума, формами синтеза к-рого являются идеи души, мира и бога. Пытаясь познать предметы этих идей, человеческий ум впадает в неразрешимые противоречия (антиномии). Путь в мир «вещей в себе» закрыт и для теоретического разума. Остается прибегнуть к «практическому разуму» и расширить мировоззрение за счет веры. По Гегелю, рассудок не идет дальше неподвижной определенности, абстрактного тождества, абстрактной всеобщности, застывших, отделенных друг от друга противоположностей (сущности и явления, необходимости и случайности, жизни и смерти и т. д.). Рассудочного мышления, однако, недостаточно, оно есть лишь необходимая ступень, позволяющая подняться выше, к разумным формам познания. Диалектическая отрицательно-разумная сторона мышления есть снятие односторонними и ограниченными определениями самих себя и переход их в свою противоположность. Спекулятивная положительно-разумная сторона мышления содержит в себе снятыми те противоположности, дальше Ктрых рассудок не идет, и именно этим обнаруживает себя как конкретное и целостность. Отвергая идеализм Гегеля, марксизм высоко ценят критику метафизики и диалектику, содержащиеся в его учении о Р. и р.
Источник: Философский словарь. 1963
РАССУДОК И РАЗУМ
категории, сформировавшиеся в домарксистской философии и выражающие определенные способы, ступени мышления. Деление мышления на Р. и р. наметилось уже в философии Аристотеля (пассивный и активный разум), Николая Кузанского (рассудок и интеллект), Дж. Бруно (разум и интеллект). Но наиболее подробно эти категории рассматриваются в философии Канта и Гегеля. Кант считал, что познание складывается из трех ступеней: чувственности, Р. и р. Органы чувств доставляют нам бессвязный, разрозненный поток ощущений, восприятий. Этот поток упорядочивается, систематизируется с помощью создаваемых рассудком понятий (категорий), устанавливается сходство и различие между ощущениями, необходимые и случайные связи, отношения причины и следствия и т. д. Но рассудок имеет дело лишь с нашим чувственным опытом, с материалом, поступающим от органов чувств. Выйти за пределы этого опыта и постигнуть сущность вещей, понять их такими, какими они существуют сами по себе, независимо от нас, он не может. На смену рассудку приходит разум. Его задача — привести знание к абсолютному, окончательному единству. С этой целью разум создает три идеи: о душе, о мире и о боге. Но попытки разума постигнуть мир «вещей в себе», познать причины всего существующего оказываются иллюзорными. Пытаясь, напр., получить завершенное знание о мире в целом, он впадает в неразрешимые противоречия с самим собой (Антиномия). Таким образом, Кант резко разделил функции Р. и р. и противопоставил их: сфера рассудка—конечное, ограниченное, сфера разума — бесконечное, абсолютное. Все это служит ему для обоснования агностицизма — принципиальной непознаваемости сущности предметов. «Повышаясь от рассудка... к разуму... Кант понижает значение мышления, отрицая за ним способность «достигнуть завершенной истины»» (Ленин). Гегель сделал попытку постигнуть категории Р. и р. в их диалектическом единстве. Рассудок, по Гегелю,— это низшая ступень мышления. Он способен давать только односторонние, застывшие определения, расчленять объекты на части, фиксировать их противоположные стороны (необходимость и случайность, сущность и явление, конечное и бесконечное и т. д.). В то же время Гегель подчеркивал правомерность и необходимость рассудочного мышления. Он писал, что «как в теоретической, так и в практической области нельзя достигнуть твердости и определенности без помощи рассудка». В разумном мышлении фиксируемые рассудком односторонние, абстрактные понятия выступают как подвижные, переходящие друг в друга. Разум постигает глубокое внутреннее единство противоположных сторон и, таким образом, делает возможным познание объектов в их конкретности и целостности. Энгельс писал, что гегелевское различение Р. и р., согласно к-рому только диалектическое мышление разумно, «имеет известный смысл». В современном научном познании под рассудочной стороной мышления обычно понимают умение правильно классифицировать факты и явления, способность последовательно рассуждать и умозаключать, приводить наши знания в определенную систему, подчиненную строгим логическим законам и правилам. С разумом связывают активный характер мышления. Благодаря открытию новых фактов в науке разум обнаруживает противоречия в старой системе знаний, выдвигает новые идеи и создает новую систему знаний. Так путем перехода от одной системы знаний к другой происходит дальнейшее движение познания.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
РАССУДОК И РАЗУМ
филос. категории, сформировавшиеся в домарксистской философии и выражающие два уровня мыслит. деятельности. Различение Р. и р. как двух «способностей души» намечается уже в антич. философии: если рассудок - способность рассуждения - познает все относительное, земное и конечное, то разум, сущность к-рого состоит в целеполагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное. У Николая Кузанского, Бруно, Якоби, Шеллинга и др. сложилось представление о разуме как высшей по сравнению с рассудком способности познания: разум непосредственно «схватывает» единство противоположностей, к-рые рассудок разводит в стороны.
Детальная разработка представления о двух уровнях. мыслит. деятельности - Р. и р. принадлежит Канту. «Всякое наше знание начинает с чувств. переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше ко
торого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления». Осн. функция рассудка в познании мыслит_упорядочение, систематизация явлений, материала чувственности. Рассудок, по Канту, привносит форму в знание, содержание к-рого есть результат чувств. созерцания. Рассудок всегда носит конечный, ограниченный характер, поскольку конечно и ограничено содержание, порождаемое чувств. познанием. Вместе с тем, согласно Канту, мышлению свойственно стремление к выходу за пределы этой конечности, к поиску безусловных оснований, не ограниченных рамками конечного опыта. Таким мышлением является разум, стремящийся найти бесконечное, безусловное и абсолютное. Однако разум не достигает этой цели и впадает в неразрешимые противоречия - антиномии.
Продолжая кантовскую традицию различения Р. и р. как двух ступеней рационального познания, Гегель противопоставляет разум (как «бесконечное» мышление) рассудку (как «конечному» мышлению). Конечность рассудка обусловлена тем, что он, фиксируя ограниченные определения мысли, не способен выйти за пределы их содержания. Однако устойчивость, определенность и конечность рассудка лежит, согласно Гегелю, в основе систематизирующей деятельности мышления, упорядочивания доставляемого восприятием материала. Признавая правомерность рассудка, Гегель вместе с тем подчеркивал, что возможности мышления не исчерпываются рассудочной деятельностью. В отличие от Канта, Гегель признавал способность разума выполнять в познании конструктивную функцию. Достигнув стадии разума, мышление выступает как свободная, не связанная к.-л. внеш. ограничениями спонтанная активность духа. На стадии разума мышление делает своим предметом собств. формы, наличные определения мысли и, преодолевая их абстрактность и односторонность, вырабатывает «разумное», или «конкретное», понятие. В разуме находит выражение диалектика познания: Гегель рассматривал деятельность мышления на стадии разума как развитие, конкретизацию его понятийного содержания. Однако он мистифицировал этот процесс, представив его как саморазвитие понятия. Ф. Энгельс отмечал, что «... гегелевское различение (Р. и р. - Ред.), согласно которому только диалектическое мышление разумно, имеет известный смысл»; он указывал также что «... диалектическое мышление... имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 20, с. 537-38).
С т. зр. диалектич. материализма процесс развития теоретич. мышления предполагает взаимосвязь Р. и р._ С рассудком связана способность строго оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определ. систему. Опираясь на рассудок, разум выступает как творч. познават. деятельность, раскрывающая сущность действительности. Посредством разума мышление синтезирует результаты познания, создает новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания. См. также Теория.
Детальная разработка представления о двух уровнях. мыслит. деятельности - Р. и р. принадлежит Канту. «Всякое наше знание начинает с чувств. переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше ко
торого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления». Осн. функция рассудка в познании мыслит_упорядочение, систематизация явлений, материала чувственности. Рассудок, по Канту, привносит форму в знание, содержание к-рого есть результат чувств. созерцания. Рассудок всегда носит конечный, ограниченный характер, поскольку конечно и ограничено содержание, порождаемое чувств. познанием. Вместе с тем, согласно Канту, мышлению свойственно стремление к выходу за пределы этой конечности, к поиску безусловных оснований, не ограниченных рамками конечного опыта. Таким мышлением является разум, стремящийся найти бесконечное, безусловное и абсолютное. Однако разум не достигает этой цели и впадает в неразрешимые противоречия - антиномии.
Продолжая кантовскую традицию различения Р. и р. как двух ступеней рационального познания, Гегель противопоставляет разум (как «бесконечное» мышление) рассудку (как «конечному» мышлению). Конечность рассудка обусловлена тем, что он, фиксируя ограниченные определения мысли, не способен выйти за пределы их содержания. Однако устойчивость, определенность и конечность рассудка лежит, согласно Гегелю, в основе систематизирующей деятельности мышления, упорядочивания доставляемого восприятием материала. Признавая правомерность рассудка, Гегель вместе с тем подчеркивал, что возможности мышления не исчерпываются рассудочной деятельностью. В отличие от Канта, Гегель признавал способность разума выполнять в познании конструктивную функцию. Достигнув стадии разума, мышление выступает как свободная, не связанная к.-л. внеш. ограничениями спонтанная активность духа. На стадии разума мышление делает своим предметом собств. формы, наличные определения мысли и, преодолевая их абстрактность и односторонность, вырабатывает «разумное», или «конкретное», понятие. В разуме находит выражение диалектика познания: Гегель рассматривал деятельность мышления на стадии разума как развитие, конкретизацию его понятийного содержания. Однако он мистифицировал этот процесс, представив его как саморазвитие понятия. Ф. Энгельс отмечал, что «... гегелевское различение (Р. и р. - Ред.), согласно которому только диалектическое мышление разумно, имеет известный смысл»; он указывал также что «... диалектическое мышление... имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 20, с. 537-38).
С т. зр. диалектич. материализма процесс развития теоретич. мышления предполагает взаимосвязь Р. и р._ С рассудком связана способность строго оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определ. систему. Опираясь на рассудок, разум выступает как творч. познават. деятельность, раскрывающая сущность действительности. Посредством разума мышление синтезирует результаты познания, создает новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания. См. также Теория.
Источник: Советский философский словарь