УМ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

УМ
способность мышления и понимания; то же, что разум.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Ум
та часть сознания человека, которая связывает его с критериальным природным пространством.

Источник: Краткий критериологический словарь

Ум
в древнегреческом языке он нус, в латинском — интеллект) — способность мышления и понимания. В истории философии — то же, что разум, дух.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Ум
способность мышления и понимания. В истории философии то же, что разум, дух; в древнегреческом языке этому понятию соответствует нус, в латинском - интеллект.

Источник: Тематический глоссарий по философии

УМ
характеристика способности мышления и понимания. В истории философии - то же, что разум, дух; славянский перевод др.-греч. филос. понятия нус (латинский интеллект). В индийской философии - манас, читта.

Источник: Советский философский словарь

УМ
(в философии В. С. Соловьева) – сущее как субъект представления и носитель истины, а вследствие этого также субъект воли, блага и чувства красоты; выражает собою теоретическую, познавательную способность субъекта, преобладающую у него над способностями к воле и чувствованию; его важнейшее достоинство – способность к постоянному совершенствованию, к выдвижению и решению все более и более сложных задач.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

Ум
общее название высшей мыслительной и познавательной способности. В то время как рассудок обнаруживается в метком разграничении вещей и их соотношений, ум направлен больше к широким обобщениям, к завершению знания, к систематическому выводу и к примирению всех отраслей знания как физического, так и нравственного мира. В настоящее время вместо слова ум в философии чаще употребляется слово более определенное — разум (см. Разум).

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Ум
(ratio, νους), общее название высшей мыслительной и познавательной способности. В то время как рассудок обнаруживается в метком разграничении вещей и их соотношений, ум направлен больше к широким обобщениям, к завершению знания, к систематическому выводу и к примирению всех отраслей знания как физического, так и нравственного мира. В настоящее время вместо слова ум в философии чаще употребляется слово более определенное — разум (см. Разум).

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

УМ
способность понимать, умение схватывать.отношения. Понимание может быть более или менее быстрым и более или менее глубоким: как правило, быстрое понимание будет поверхностным, а неспешное – глубоким. Одним словом, существует не некий единый ум, а различные формы ума. Задача «профессиональной ориентации» – раскрыть умственные способности каждого, дать им возможность преуспеть в выбранной специальности. Успешность, как правило, является доказательством ума. С практической точки зрения, ум можно определить как способность к адаптации, умение быстро приспособиться к новым ситуациям, проблемам. Умственные способности определяются при помощи тестов (направленных, нднример, на механические сочетания, элементарныи счет, решение головоломок за определенный промежуток времени). Не следует путать человеческий ум с памятью или судить о нем в связи с развитостью или мощью страстей индивида, или с силой его воли. Каждый может развивать свой ум путем самообразования, а также учась рассуждать и судить. Важнейшее достоинство ума его способность к постоянному совершенствованию, к выдвижению и решению все более и более сложных задач.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Ум
Способность мыслить, направленная на реальное, универсальное или смешное.
В этом смысле слово «ум» всегда употребляется в единственном числе (ср. с выражением «брожение умов», в котором очевиден иронический оттенок). Дело здесь в том, что истина в мере своей постижимости всегда одна для всех. Именно поэтому она свободна (не подчинена ничему, даже мозгу, в котором происходит процесс мышления) и способна нести свободу. Вот эта свобода, которая является не свободой субъекта, но свободой разума, и есть ум.
Заблуждение считать ум субстанцией, но не меньшее заблуждение видеть в нем чистое ничто. Ум не гипотетическая данность, писал Ален, – ведь тот факт, что мы мыслим, неоспорим. Но это и не субстанция, ибо он не может существовать сам по себе. Скажем лучше, что ум – это тело в действии, в той мере, в какой он обладает истиной в потенции.
В потенции, но не в действии. Ни один ум не равнозначен истине; ни одна истина не равнозначна уму (это был бы Бог). Вот почему ум сомневается во всем, в том числе в себе самом. Он знает, что он не знает или знает слишком мало. Иногда это его тревожит, иногда – смешит. Это два способа (размышление и смех) сохранить верность себе, не впадая в самоуверенность. Судя по всему, ум, существующий в этих двух формах, является свойством, присущим человеку. Одновременно ум является и добродетелью, ибо помогает преодолеть фанатизм и глупость.

Источник: Философский словарь.

УМ
способность понимать, умение схватывать отношения. Понимание может быть более или менее быстрым и более или менее глубоким: как правило, быстрое понимание будет поверхностным, а неспешное — глубоким. Одним словом, существует не некий единый ум, а различные формы ума. Задача «профессиональной ориентации» — раскрыть умственные способности каждого, дать им возможность преуспеть в выбранной специальности. Успешность, как правило, является доказательством ума (Spearmann). С практической точки зрения, ум можно определить как способность к адаптации (Клапаред); умение быстро приспособиться к новым ситуациям или проблемам. Умственные способности определяются при помощи тестов (направленных, например, на механические сочетания, элементарный счет, решение головоломок за определенный промежуток времени). Ум животного ограничивается его способностью к уверткам («поведение уверток») ради достижения определенного результата (например, обезьяна иногда способна достать фрукты при помощи палки). У ребенка развитие умственных способностей связано с развитием языка: в 10 месяцев его ум соответствует умственному развитию макаки, но затем он быстро превышает данную степень развития. Не следует путать человеческий ум с памятью или судить о нем в связи с развитостью или мощью страстей индивида, или с силой его воли. Каждый может развивать свой ум путем самообразования, а также учась рассуждать и судить.

Источник: Философский словарь