Мозг

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Мозг
центральный отдел нервной системы животных и человека. Состоит из нервной ткани: серого вещества и белого вещества (см. Головной мозг).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

МОЗГ
центральный отдел нервной системы человека и животного, состоящий из нервных тканей - серого и белого вещества. Сознание - это продукт деятельности мозга.

Источник: Тематический философский словарь

Мозг
центральный отдел нервной системы, орган мышления, сознания. Психика человека является продуктом деятельности головного мозга, при посредстве которого человек осваивает объективную реальность, познает отражаемый мир фиксируя его состояния средствами знаково-символьных и образных представлений. Человеческое мышление, сознание, будучи свойством высокоорганизованной материи - мозга, являясь продуктом его деятельности, развилось на основе общественно-исторической практики человечества, его трудовой деятельности. Головной мозг в качестве операциональной системы имеет свой оператор, который преобразует объективную реальность в "картинку", обладающую информационным содержанием. Таким функциональным преобразующим средством, разделяющим головной мозг и внешний мир, служит операция логарифмирования. Известный закон Вебера-Фехнера, исчисление количества информации по Хартли это вполне подтверждают: мозг логарифмирует воспринимаемый участок действительности прежде чем превратит его в некую информационную "кальку", или матрицу.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

МОЗГ
центральный отдел нервной системы, включает спинной и головной М. Высшие отделы головного М. непосредственно связаны с психической жизнью животных и человека, являются органом управления, т. е. системой, согласующей деятельность различных органов между собой и регулирующей с помощью психического отражения взаимоотношение организма с внешней средой. На протяжении всей истории философии и истории наук о человеке шла борьба материалистического и идеалистического направлений вокруг вопроса о природе психики, сознания человека. Успехи естествознания в изучении строения и деятельности центральной нервной системы, и головного М. в особенности, способствовали победе материалистических позиций в этом вопросе. Особенно велика роль идей и работ Сеченова и Павлова, доказавших рефлекторную природу психической деятельности животных и человека. У человека, доказали они, помимо общей с животными первой сигнальной системы отражения действительности образовалась вторая, речевая сигнальная система, связанная со словесным абстрактным мышлением. Если видовой опыт у животных передается по наследству в форме инстинктов, то у людей усвоение исторически сложившихся форм деятельности происходит в процессе индивидуального развития человека. Поэтому такие специально человеческие способности, как речевой и музыкальный слух, способность к абстрактному мышлению и др., являются функциями гл. обр. не морфологических, а нейродинамических мозговых структур. Прогресс психической деятельности людей связан не с морфологической эволюцией М., как у животных, а с развитием форм человеческого опыта, его хранения, передачи и переработки вплоть до создания автоматических устройств, облегчающих умственный труд и повышающих творческие возможности человека. Благодаря кибернетическому подходу изучение деятельности головного М. кроме классических методов физиологии высшей нервной деятельности и электрофизиологии дополнилось методом моделирования (Кибернетика).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Мозг
центральный отдел нервной системы. Высшие отделы головного М. непосредственно связаны с психической жизнью животных и человека. У человека большие полушария головного М. являются органом речи и словесного абстрактного мышления. Головной М. возник на таком уровне жизни животных, когда стали насущными дополнительные приспособительные реакции-поиски необходимых условий существования в сложной изменчивой среде. Центральная нервная система и ее высший отдел — головной М. являются органом управления, т. е. системой, согласующей деятельность различных органов между собой и регулирующей с помощью психического отражения взаимоотношение организма с внешней средой. На протяжении всей истории философии и истории наук о человеке шла борьба материалистического и идеалистического направлений вокруг проблемы о природе психики, сознания человека. Однако успехи естествознания в изучении строения и деятельности центральной нервной системы, и М. в особенности, способствовали победе материалистических позиций в этом вопросе. Особенно велика роль идей и работ Сеченова и Павлова, доказавших рефлекторную природу психической деятельности животных и человека, т. е. ее детерминированный характер. У человека помимо общей с животными первой сигнальной системы действительности образовалась вторая, речевая сигнальная система (Сигнальные системы), связанная со словесным абстрактным мышлением. В головном М. имеются специальные центры по восприятию (слуховой и зрительный) и произношению речи. Глубоко общественная природа человека нашла свое выражение не только в образовании новых, по сравнению с животными, морфологических структур, обеспечивающих речевое общение и словесное мышление. Специфическая форма существования и усвоения прошлого опыта человечества связана также с выработкой новых мозговых механизмов. Если видовой опыт у животных передается по наследству в форме инстинктов, то у людей усвоение исторически сложившихся форм деятельности происходит в ходе индивидуального развития человека. Поэтому такие специально человеческие способности, как речевой и музыкальный слух, способность к абстрактному мышлению и др., являются функциями не морфологических, а нейродинамических мозговых структур, обладающих относительной устойчивостью. Прогресс психической деятельности людей происходил не за счет морфологической эволюции М., что имело место в истории животного мира, а за счет совершенствования его функциональных возможностей. Это совершенствование связано с развитием форм человеческого опыта, его хранения, передачи и переработки вплоть до создания автоматических устройств, облегчающих умственный труд и повышающих творческие возможности человека. Благодаря широкому кибернетическому подходу изучение деятельности головного М. кроме классических методов физиологии высшей нервной деятельности и электрофизиологии дополнилось методом моделей (Кибернетика, Моделирование). Моделирование деятельности головного М. идет по двум основным направлениям: 1) моделирование отдельных сторон деятельности М. и 2) моделирование формальной структуры конечных продуктов психической деятельности.

Источник: Философский словарь. 1963

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
313.27 кб

Субъективная реальность и мозг: два вопроса, требующих теоретического решения

Дубровский Давид Израилевич
Показано, что явления субъективной реальности связаны с мозговыми процессами, как информация со своим носителем, представляющим определенную нейродинамическую систему.
Читать PDF
252.32 кб

«Человек», «Сознание», «Мозг» с точки зрения теории лакунарности

Данильченко Татьяна Юрьевна
Рассмотрена традиционная проблематика сущности человека и сознания в современной западной философской антропологии. Анализ точек зрения предпринят с оригинальной позиции теории лакунарности.
Читать PDF
107.90 кб

Проблема «Сознание и мозг»: информационный подход

Дубровский Давид Израилевич
Статья представляет собой текст доклада на Пятой международной научной конференции «Фундаментальные основы информационной науки» (FIS-2013), проходившей 21–23 мая 2013 г. в Московском гуманитарном университете.
Читать PDF
329.54 кб

Мозг как операционально замкнутая система в концепции автопоэза

Овчинников В. В.
В статье исследуется понятие автопоэза у У. Матураны и Ф. Варелы. Анализируются критические высказывания отдельных авторов, обвиняющих данную концепцию в солипсизме.
Читать PDF
1.27 мб

Мозг как компьютер, культура как программа

Рорти Ричард
Читать PDF
273.56 кб

Мозг, сознание и свобода воли

Алишев Булат Салямович
Существующие теории сознания имеют недостатки, но позволяют сформулировать некоторые предположения о его сущности. 1.
Читать PDF
368.99 кб

Проблема референциальных характеристик высказываний в теоретической модели «Мозг в бочке» Х. Патнэма

Гау Анастасия Сергеевна
Статья посвящена анализу проблемы референциальных характеристик высказываний в рамках мысленного эксперимента Х.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ГОЛОВНОЙ МОЗГ

    см. Психофизический уровень.
  • Задний мозг

    часть ствола головного мозга: нижняя часть заднего мозга — варолиев мост, верхняя — мозжечок.