ОРГАНИЗМ
Организм
любая система, в которой реализовано существование законов Жизни. Он состоит из частей, соединяющихся в единое целое особыми свойствам Жизни и условиями самоорганизации.
Источник: Краткий критериологический словарь
Организм
всякое живое тело, живое существо, реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее свойствами; происходит от одного зачатка и индивидуально подвержен факторам эволюции и экологическим воздействиям. Это любая биокосная система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующих как единое целое (система).
Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН
Организм
гр. орудие, инструмент) — 1) всякое живое тело, живое существо, реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее свойствами; происходит от одного зачатка и индивидуально подвержен факторам эволюции и экологическим воздействиям; 2) стройное целое, обобщающее понятие для популяции, вида; 3) индивидуализированное понятие — «мой организм». (См. Вещество живое, Жизнь).
Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
Организм
см. Организация) — 1) любое живое существо; 2) отдельность живого как индивид с характерными для него симбионтами; 3) биохимическая отдельность как составляющее живого вещества биосферы согласно концепции Вернадского; 4) любая биологическая и биокосная система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующих как единое целое (от индивидов до популяций и биогеоценозов).
ОРГАНИЗМ
от позднелат. organizmo - устраиваю, сообщаю стройный вид) - живое существо; охватывающее обширную сферу самостоятельного материального единства, которое в своей структуре подчинено прежде всего физико-химическим законам. Кроме того, организм как единство множества органов представляет собой определенную форму жизни. Организм связан с органическим миром: поскольку создан др. бытием, он связан с прошлым, а поскольку сам создает др. бытие, он вступает в будущее. С неорганическим миром он связан посредством обмена веществ. Ввиду того что организм является ярким примером динамически упорядоченного (см. Порядок) целого, часто в переносном смысле организмами называют также и духовные, исторические, политические и метафизические образования. Следовательно, понятие организма применяется по отношению к народам и культурам, к строю жизни (государство, право, экономика, общество), к языку, искусству, философии, т.е. по отношению ко всей действительности, а не только материально-пространственному миру. И всюду, где встречаются с целостным, окончательным, неразложимым далее единством, аналогия с организмом довольно часто оказывается плодотворной. Органический - одушевленный, образующий организм или относящийся к нему, свойственный организму. Органическая природа - мир живых существ или организмов. В том случае, когда имеют дело с рассмотрением всего мира в целом в свете закономерностей, присущих организмам, говорят об "органическом" мировоззрении.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ОРГАНИЗМ
(Organismus) — живое существо; охватывающее обширную сферу самостоятельное материальное единство, которое в своей структуре подчинено прежде всего физико-химическим законам. Кроме того, организм как целостное единство множества органов представляет собой определенную форму жизни. Организм связан с органическим миром; поскольку создан другим бытием, он связан с прошлым, а поскольку сам создает другое бытие, он вступает в будущее. С неорганическим миром он связан посредством обмена веществ. Так как организм является ярким примером динамически упорядоченного (см. Порядок) целого, то часто в переносном смысле организмами называют также психические, духовные, исторические, политические и метафизические образования. Следовательно, понятие организма применяется по отношению к народам и культурам, к строю жизни (государство, право, экономика, общество), к языку, искусству, философии, т. е. по отношению ко всей действительности, а не только материально-пространственному миру. И всюду, где встречаются с целостным, окончательным, неразложимым далее единством, аналогия с организмом довольно часто оказывается плодотворной. В своей «Общей теории систем» Берталанфи пытается представить организм как обширную категорию, применимую также в социологии и антропологии.
Н. Driesch. Philos, des Organischen, 1909; M. Hartmann. Allg. Biologie, 1925; L. v. Bertalanffy. Das biolog. Weltbild, 1949; T. Ballauff. Die Wiss. vom Leben, I, 1954; H. Jonas. О. u. Freiheit, 1973; F. Burwick (ed.). Approaches to Organic Form. Dordrecht, 1987; M. Ewers. Elemente organism, Naturphilos., 1988.
Н. Driesch. Philos, des Organischen, 1909; M. Hartmann. Allg. Biologie, 1925; L. v. Bertalanffy. Das biolog. Weltbild, 1949; T. Ballauff. Die Wiss. vom Leben, I, 1954; H. Jonas. О. u. Freiheit, 1973; F. Burwick (ed.). Approaches to Organic Form. Dordrecht, 1987; M. Ewers. Elemente organism, Naturphilos., 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Организм
(όργανον член, орудие). Организмом вообще называют такое целое составное существо, которое слагается не из частей внешне или механически соединенных, наподобие частей стола или часов, но из членов, из коих каждый и содействует своим внутренним отправлением делу других членов и целого организма, и вместе получает от них потребное влияние для его жизни. На которой бы из двух сторон, спорящих об основании существенного различия между органическими и неорганическими телами, ни был перевес внутренней силы, не подлежит сомнению, что клеточку, как основание организма, нельзя произвести никакими искусственными средствами, что организму постоянно присущ свойственный ему тип, что организм постепенно развивается и в своем развитии осуществляет свой тип, как присущую ему цель, и этому типу до некоторой степени подчиняет способ действия общих физических и химических сил. В органических произведениях появляется нечто высшее в сравнении с элементарной природой, нечто относительно самосущее, в чем целесообразно действующее начало обнаруживается совместно с физическими и химическими силами и неизвестным нам образом пользуется ими для своего самосохранения и развития. Растительные организмы отличаются от животных: животному организму свойственны ощущение и произвольное движение; ни того, ни другого не замечаем в организмах растительных. Название организма применяют иногда и к таким целостным системам, в которых хотя и нет чувственного сочетания видимых членов, как в телесном организме, но предполагается внутренняя связь и последовательность во всех отправлениях, из которых слагается как вся наша внутренняя жизнь, так и каждая отрасль ее. В таком смысле иногда называют организмом государство, гражданское общество, науку, всю систему наук и даже весь состав душевной жизни.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
организм
ОРГАНИЗМ (от позднелат. organizo — устраиваю, сообщаю стройный вид) — одна из основных форм организации живого (Вернадский, Завадский); любое живое существо, обладающее всеми основными свойствами (атрибутами) жизни: специфическим составом и строением (морфология), обменом веществ и самовоспроизведением (физиология и биохимия). Существенными свойствами всякого О. являются закономерное строение (организация) его субстратов и процессов, их динамическая взаимосвязь. Многообразие О. проявляется в их молекулярном, клеточном и анатомическом строении, в многообразии форм и типов обмена веществ, а также специфики их физиологии. В современной науке различают две формы развития О. — онтогенез и филогенез. Наряду с основными формами бытия живых существ выделяют основные уровни организации живых систем (молекулярный, клеточный, органный, организменный, популя-ционный, биоценотический, биосферный). Каждый из таких уровней наряду с общими для всех них особенностями характеризуется специфическими закономерностями строения, функционирования и развития (жизнь леса или болота не сводится к жизни отдельных живых существ, населяющих их). Вплоть до 19 в. биология развивалась преимущественно как наука об отдельных О. Это накладывало на нее черты известной ограниченности («за деревьями не видели леса»), получившей название организмоцентризма. Эта ограниченность сохранялась в биологии долгое время вопреки натуралистическим исследованиям многих ученых до Ч. Дарвина. И лишь формирование экологии и биоценологии в конце 19 в. и в 20 в., а также создание учения о биосфере существенно способствовали преодолению ограниченно-стей организмоцентризма и редукционизма в биологии. Организмические метафоры широко распространены в эпистемологии и философии науки 20 в. (К. Лоренц, К. Поппер, С. Тулмин). А.С. Мамзин
ОРГАНИЗМ
в узком смысле биологич. индивид, целостная живая система, упорядоченная в пространстве и времени, способная поддерживать самостоят. существование благодаря приспособит. взаимодействию со средой; в широком смысле – система, по способу организации подобная живому О. Классич. биология рассматривала О. (а позже вид) как центр. единицу, осн. "кирпич" живой природы. Важнейшей была проблема разнообразия и целесообразности О. И то, и другое исследовалось гл. обр. в морфологич. и морфофизиологич. плане. В таком контексте О. понимался как совокупность морфологич., физиологич., а позже биохимич., генетич. и др. признаков, по совокупности к-рых осуществлялась классификация О. на множество дискретных групп – видов. Позднее такое представление было дополнено динамич. картиной эволюции О. в рамках вида. Изучение изменений О. с необходимостью поставило вопрос о взаимоотношении О. и среды. Зависимость О. от среды была осознана еще додарвиновской биологией, Дарвин же сознательно положил эту идею в основу теории эволюции. По этой теории среда является осн. источником изменений О. (в своем большинстве неадаптивных). Взаимодействие со средой, ведущее к адаптации в процессе естеств. отбора, проявляется в "сопоставлении" вновь возникших признаков с окружающей средой. Однако внешняя среда представлялась тогда не упорядоченным целым, а лишь простой суммой действующих на О. факторов. С развитием биологии существенно изменились представления как о самом О., так и о его отношениях со средой. Прежде всего в ряде отраслей биологии сам О. начал рассматриваться как целостная система, вне принадлежности к тому или иному виду. Идея целостности возникла как естеств. реакция на механистич. тенденции предшеств. периода. Стало ясно, что составляющие О. не подчиняются аддитивному сложению (эту мысль четко выражал еще Энгельс в "Диалектике природы" – см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 528–29). Однако еще не был найден реальный принцип, позволяющий выразить эту неаддитивность и целостность. Поэтому целостность объяснялась идеалистич. принципами (жизненная сила, энтелехия и т.п.). Эта неспособность увидеть динамич. основы целостной организации была гл. причиной ошибочной интерпретации виталистами и холистами таких св-в О., как устойчивость в условиях изменяющейся среды, способность к восстановит. процессам и сложным формам поведения, включая мышление. Стремление преодолеть ошибки как механицизма, так и холизма привело (начиная со 2-й четверти 20 в.) к ряду попыток объяснить те специфич. стороны О., к-рые делают его организованной, целостной системой. Среди этих попыток наиболее интересна концепция, связанная с именем австр. биолога Л. Берталанфи (см. "Общая теория систем"), пытавшегося построить теорию биологич. организации и делавшего акцент на том, что любой О. построен на внутр. взаимодействии составляющих его "частей" (структур); оно и обусловливает те св-ва О. (устойчивость, регенерация, поведение и т.д.), к-рые не могла объяснить аналитич. биология, расчленявшая О. на отд. составляющие. Идея целостности получила дальнейшее развитие в концепции О. как открытой динамич. системы, находящейся в подвижном равновесии с окружающей средой. На этой основе наметилось сближение биологии с термодинамикой, привлечение к биологич. исследованию идей и методов физики, химии, математики и кибернетики. Анализ О. с т. зр. понятий и методов кибернетики показал, что в основе динамич. организации О. лежат принципиально те же схемы обратных связей, что и в любых кибернетич. устройствах; внутр. (биохимич., физиологич.) механизмы аффективно описываются при помощи кибернетич. понятия управления и управляющих систем. Такой подход открыл принципиальную возможность технич. моделирования мн. функций О. и положил начало новой синтетич. науке – бионике. Совр. биология сделала предметом детального анализа и различные стороны взаимодействия О. со средой. Роль внешних и внутр. факторов в наследственности и изменчивости изучается гл. обр. генетикой. Участие тех и др. факторов в "работе" О. рассматривается биохимией, физиологией, биокибернетикой и т.д. Особое место принадлежит экологии, анализирующей специфич. аспект внешних связей О. и среды. Для нее О. выступает как элемент более сложных природных систем. Напр., дерево может анализироваться и как состоящее из клеток, тканей, химич. веществ, и как часть леса, и как часть биосферы. Как часть леса оно взаимодействует с другими О. и является элементом сообщества, т.е. целостной организации более высокого по сравнению с О. ранга. В свою очередь, сообщество является элементом системы еще более высокого ранга – биогеоценоза (или экосистемы). Совокупность биогеоценозов образует биосферу Земли. Каждая из этих макросистем характеризуется специфич. для нее внутр. связями. Напр., в рамках сообществ это т.н. трофич. цепи (цепи питания); низшие О. объединены метаболическими, меж-организменными связями; в сообществах высших животных развиты связи "хищник – жертва" и сенсорные системы связи. В рамках биогеоценоза О. включены в общий биологич. круговорот веществ и энергии. Т.о., совр. экология указывает рабочее место О. как индивида в системе функциональных связей живой природы. Успехи, достигнутые биологией на суборганизменном и на супраорганизменном уровнях изучения жизни, привели к тому, что наряду с понятием О. появился целый ряд аналогичных по смыслу понятий, отражающих, соответственно, суборганизменные и супраорганизменные уровни в иерархии биологич. индивидов. В таких условиях биология встала перед альтернативой: либо расширить понятие О., включив в него как макромолекулярные индивиды, так и сообщества О., либо принять, что О. – лишь один из этапов, уровней развития биологич. индивидуальности. Практика показала, что принятие первой т. зр. с неизбежностью приводит к отрицанию науч. реальности таких понятий, как сообщество, биогеоценоз и т.д. Попытки включить в понятие О. условия его существования (предпринимавшиеся, в частности, Лысенко) не позволяют выявить специфику каждого из уровней биологич. организации. Подавляющее большинство биологов стало на путь отказа от "организмоцентризма", свойственного биологии классич. периода. С филос. и методологич. т. зр. крушение "организмоцентризма" существенно расширяет всю картину живой природы, ставит вопрос о выявлении специфики каждого из уровней организации живой материи, требует новой постановки проблемы эволюции жизни (см. Эволюционная теория в биологии). В более широком смысле понятие О. в науке прошлого использовалось гл. обр. философами и социологами в качестве своеобразного эталона уровня организации и органич. единства частей, составляющих целое. Так, Гегель противопоставлял О. механизму и химизму. Начиная с Платона и кончая Спенсером существовали многочисл. попытки рассматривать гос-во и др. социальные образования как организмические, т.е. состоящие из дополняющих друг друга органов. Но лишь создание понятия формации общественно-экономической подвело науч. базу под "организмический" подход к анализу общества, т.е. под выявление строения общества как сложной системы в ее целостности и в многообразии ее реальных связей. В совр. науч. исследованиях, особенно в области теоретич. и технич. кибернетики, понятие О. употребляется как аналог соответств. биологич. понятия. Его широкое употребление связано с двумя осн. классами задач – конструированием искусств, систем, построенных по принципу О., и исследованием специфики функционирования и развития сложных объектов, каждый из к-рых образует органическое целое. В первом случае речь идет о теоретич. и технич. моделировании тех или иных функций природного О., т.е. построении искусств, аналогов (гл. обр. частичных) О. Во втором случае понятие О. употребляется в значении органич. целого, обладающего имманентным функционированием и развитием. Такое употребление понятия О. опирается не только и не столько на биологич. аналогию, сколько на совр. представления о функцион. описании и расчленении объекта, о типах связей объекта, о специфич. механизмах, обеспечивающих жизнь сложных объектов. Лит.: Шмальгаузен И. И., О., как целое в индивидуальном и историч. развитии, М.–Л., 1942; его же, Факторы эволюции, М.–Л., 1946; Сукачев В. Н., основы теории биогеоценологии, в кн.: Юбилейный сборник, посвященный тридцатилетию Великой ?кт. социалистам, революции, ч. 2, М., 1947; Завадовский М. М., Динамика развития О., [М.], 1931; Оdum ?. P., Fundamentals of ecology, Phil.–L., 1954; Bertalanffy L., Problems of life, N. Y., 1960. К. Хайлов. Севастополь.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.