ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Эволюционизм
см. Эволюция) — теория, понимающая развитие только как постепенное количественное изменение, отрицающее скачкообразные переходы.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Эволюционизм
направление в изучении культур, первая теория культур. В центре внимания - эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса.

Источник: Культорология. Антропологические теории культур. Словарь понятий и терминов

Эволюционизм
от лат. evolutio – развертывание) – вульгарный, плоский эволюционизм – социально-политическая теория, настаивающая на постепенном, а не революционном характере модернизации общества, обоснованно усматривающая возможную опасность во взрывных социальных процессах.  

Источник: Словарь по культурологии

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
общефилософское понятие, означающее мировоззрение, которое все рассматривает с точки зрения эволюции, постепенного экстенсивного или интенсивного развития, т. e. с точки зрения необратимого и направленного изменения, перехода от одного состояния кдр., связанного с увеличением уже имеющегося или возникновением качественно нового.
Элементы такого мировоззрения можно обнаружить еще в древности. Однако в современном понимании эволюционизм проникает в европейское естественно-научное и гуманитарное сознание только в 18 в., благодаря трудам Ж. Л. Бюффона, И. Канта, И. Г. Гердера. А его торжество, когда эволюционизм становится почти обязательным компонентом научных воззрений, относится к следующему 19 в., чему способствовали прежде всего философия Г. В. Ф. Гегеля (его учение о всеобщих формах развития), теория происхождения видов Ч. Дарвина и эволюционные психология и этика Г. Спенсера. См. также Прогресс.
А. Л. Субботин

Источник: Новая философская энциклопедия

Эволюционизм
направление в этнографии, социальной антропологии, культурологии, социологии, объяснявшее развитие культуры и общества исключительно внутренними свойствами и законами роста по обязательным стадиям органической эволюции. Рассматривает динамику культуры как последовательную цепь непрерывных изменений, учитывая скачки в развитии, также использует метод сравнительного анализа для сопоставления современной культуры с предшествующей, получил распространение в ХIХв.
-Представители:
- Тэйлор Э.Б. – английский этнограф, автор анимистической теории возникновения религии, автор работы «Первобытная культура». Считает, что эволюция культуры происходит постепенно, один слой культуры накладывается на другой, новшества вплетаются в существующую ткань культурной жизни, все народы и культуры соединены в единый прогрессивный ряд эволюции. Анализирует эволюцию элементов культуры вне связи друг с другом, использует для реконструкции древних этапов развития культуры метод пережитков,
- Маркс К. – немецкий философ, автор материалистической диалектики – история духовной жизни есть отражение истории материального порядка, которой свойственно поступательное развитие, анализирует категорию отчуждения – над человеком господствуют способ производства и производные от него формы общения людей,
- Спенсер Г. – английский философ и социолог-позитивист, положил в основу социологии идею эволюции – прогресс общества и культуры определяется как внешними факторами (географическая среда, соседние культуры), так и внутренними (физическая природа человека, расовые различия и т.п.),
- Фрэзер Д. Д.– английский антрополог, фольклорист и историк религии, представитель эволюционного направления, предложивший сравнительный метод для исследования мифов, обрядов и пр., который он применил при изучении текстов Ветхого завета,
- Леви-Брюль Л. – французский этнограф и психолог, создатель теории господства «дологического мышления» в общественном сознании первобытной эпохи.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
теория, согласно которой различные виды животного Мира возникают и изменяются просто в ходе движения эволюции (например, человек произошел от обезьяны). Эта теория, горячими защитниками которой были Ламарк (1744-1829) и Дарвин (1809-1882), сегодня уже почти не пользуется доверием. Она оставляет между видами пробелы, которые антропология и палеонтология, по всей видимости, не могут заполнить. Вместо всеобщего эволюционизма мы признаем параллелизм видов, не контактирующих между собой, но эволюционирующих независимо друг от друга в довольно узких рамках. Например, вид обезьян может эволюционировать, но такая эволюция всегда даст лишь обезьяну и мы никогда не найдем здесь посредника между обезьяной и человеком. Среди передовых гипотез, объясняющих эволюцию индивидов и видов, важнейшими являются «ламаркизм» (влияние среды), «дарвинизм» (естественный отбор), «мутационизм» (творчество новых видов посредством резких генетических модификаций), «неодарвинизм» (отрицающий наследственность приобретенных качеств и связывающий эволюцию видов с генетическими мутациями, отличающимися неупорядоченностью). Самые последние биологические исследования сочетают несколько идей одновременно: по всей видимости, действительно имеет место эволюция одних видов из других; но эта эволюция является прерывистой, она осуществляется скачками, мутациями, не связанными напрямую с биологическим строением. Так же, как мы строим дом не миллиметр за миллиметром, но камень за камнем или даже иногда по целым частям, которые изменяют общий вид, так же и молекулярные структуры — «камни жизни» — предполагают прерывистость. Недостающие звенья эволюции в действительности, видимо, никогда и не существовали. С другой стороны, американские исследователи показали, что естественный отбор объясняет далеко не все и что среда (в виде - бактерий) может вызвать генетические мутации, являющиеся адаптационными реакциями на частный случай («The origin of Mutants», журнал «Nature», сентябрь, 1988). Теории эволюции меняются и обогащаются вместе с прогрессом в наблюдении за фактами.

Источник: Философский словарь

Эволюционизм
(лат. evolutio – развитие) – 1. В философии: взгляды, согласно которым изменения, происходящие в действительности, являются постепенным, непрерывным, однонаправленным процессом ее трансформации, переформирования. Разнообразные доктрины стремятся показать, что развитие мира природы и социума являются объективным процессом. В XIX в. Г. Гегель интерпретировал изменчивость действительности как результат развития Абсолютной идеи. В неклассической философии идеи эволюционизма стали существенной частью позитивистской философии, сциентизма и марксизма. 2. Эволюционизмом называется концепция социальной философии Г. Спенсера, который высоко ценил учение Ч. Дарвина. Дарвинизм провозглашает, что главными причинами развития являются: изменчивость организмов; естественный от бор, позволяющий выживать наиболее сильным организмам, лучшим образом приспосабливающимся к изменяющейся среде обитания; наследование приобретенных свойств, позволяющее передавать последующим поколениям свойства, необходимые для выживания. Эти же условия и закономерности перенесены Г. Спенсером и на понимание процесса развития человека от человекообразных обезьян до homo sapiens. По его мнению, этот процесс осуществился благодаря борьбе за существование, следствием чего стало развитие разума, изготовление орудий труда, достижение господства над животным и растительным миром и т. д. Эволюционные законы развития Г. Спенсер адаптировал для интерпретации всей действительности, включая развитие культуры. Мир, по его представлениям, носил характер природный, натуральный, подчиняющийся исключительно законам природы, и развивался путем эволюции. В социальной философии эволюционизм существует в двух формах. С одной стороны, под влиянием дарвиновской концепции борьбы за существование, он пессимистически рассматривает развитие общества как арену постоянной борьбы за существование (социал-дарвинизм). С другой стороны, эволюционизм подчеркивает длительный прямолинейный процесс общественного развития. Принимая в качестве фундаментальной ценности приспособление к жизни, эволюционизм приобретает вид концепции нравственного прогресса: человек действует тем лучше, чем более высокий уровень его эволюционного развития. 3. В версии Т. де Шардена (она включает рефлексии Бога, как инициатора процесса развития и как определяющего цели эволюции) предпринята попытка соединения эволюционизма с религией.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
исторически первое теоретическое направление в развитии антропологии. Э. стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса, сформировавшихся в конце 18 - первой половине 19 вв. в рамках геологии (Ч. Лайел), биологии (Ж.-Б. Ламарк, Дарвин), философии (Дидро, Тюрго, Фергюссон) и социологии (Конт, Спенсер). В основе Э. лежали представления о закономерной дифференциации общих форм и о трансформации простых явлений в сложные. В антропологическом контексте это означало постулирование биологического и психического единства человечества. Из этого положения вытекала концепция однолинейного единообразия развития культуры от простых форм к сложным. Культурные различия между народами объяснялись их принадлежностью к различным стадиям исторического прогресса. Целью антропологии объявлялась систематизация культурных явлений в виде эволюционных рядов. Базовым приемом проведения таких построений становился сравнительно-исторический метод. Он основывался на представлении о том, что социокультурные системы настоящего в различной степени содержат в себе элементы прошлых стадий развития. Применение сравнительного метода означало выделение этих элементов и построение их в последовательности от простого к сложному. Э. сформировался преимущественно в Великобритании и США, позднее приобрел популярность в большинстве европейских стран. Общепризнанным лидером британского Э. стал Тайлор, сформулировавший базовые теоретические положения направления и его методологию, в частности концепцию "пережитков" и периодизацию стадий развития религии. Последней проблемой занимался и Д. Леббок, предложивший боле детализированную, чем у Тайлора, схему: от первобытного атеизма через фетишизм, тотемизм и шаманизм к идолопоклонству и антропоморфизму. Еще одним представителем британского Э.-Д. Мак-Ленаном была разработана гипотеза о происхождении брачных отношений, в том числе дано объяснение таких феноменов, как экзогамия, полиандрия, женский счет родства, табу инцеста и т.д. Эта гипотеза была подвергнута критике со стороны крупнейшего представителя американского Э. Моргана, предложившего собственную периодизацию развития брачно-семейных отношений, а также - наиболее подробную схему развития человеческой культуры, основанную на выделении скачков в развитии технологии. В последней трети 19 в. идеи Э. приобрели большую популярность во Франции (Ш. Летурно), Германии (О. Пешель, Ю. Липперт), России (Ковалевский, Н. Миклуха-Маклай, Н. Харузин). На Беларуси интерпретацией этнографических материалов с позиций методологии Э. занимались М. Довнар-Запольский и А. Богданович. На рубеже 19-20 вв. Э. постепенно утрачивает позиции ведущего теоретического направления в антропологии. Причиной этого стали предельная схематизация и упрощение концепции культурно-исторического процесса, которая не была подтверждена конкретными этнографическими материалами. В начале 20 в. теории Э. придерживались лишь отдельные исследователи, в том числе Фрезер. Под влиянием разработанной Боасом и его учениками в начале 20 в. концепции культурного релятивизма на несколько десятилетий в антропологии утвердилось крайне негативное отношение к теории раннего Э., преодоленное только в 1960-1970-х в связи с развитием неоэволюционизма в США.
П.В. Терешкович

Источник: Новейший философский словарь

Эволюционизм
от лат. evolutio – развертывание) – вульгарный, плоский эволюционизм – социально-политическая теория, настаивающая на постепенном, а не революционном характере модернизации общества, обоснованно усматривающая возможную опасность во взрывных социальных процессах. ? направление в культурной антропологии, задающее теор. модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение к-рой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями. В рамках Э. принята концепция эволюции, предложенная еще Спенсером как особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов от относительно неопр. бессвязной гомогенности к относительно более опр. согласованной гетерогенности, происходящих благодаря постепенной дифференциации и интеграции. Человеч. культура в этих теор. рамках рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в об-ва, к их природному окружению. Интерес к понятию “адаптация” устойчиво сохраняется на протяжении всего существования Э. и особенно отчетливо проявляется в настоящее время в эколого-антропол., культурно-материалистич. исследованиях. Интерес к эволюц. идеям в мировой науке об об-ве и культуре не оставался неизменным. После широкого их распространения в к. 19 – нач. 20 в. это направление представлялось чуть ли не единств. универсальной теорией для объяснения социокультурных явлений и процессов. Однако уже в нач. 20 в. накапливаются многочисл. факты, не поддающиеся эволюц. интерпретации. И по мере развития исследований об-ва и культуры их становилось все больше. Э. начал утрачивать научный авторитет и постепенно был вытеснен функционалистскими идеями. Интерес к идеям Э. начал возрождаться в 50-е гг. Все шире распространяются работы, посвященные установлению аналогий и связей между биологией и культурной эволюцией. Этот поворот был обозначен термином “неоэволюционизм” и обозначает весь спектр теор. ориентаций, связанных с изучением необходимых изменений в отношениях человека с окружением, имеющих форму развития. Понятие “эволюция” стало использоваться в Англии 17 в. для обозначения упорядоченной последовательности событий, причем такой, в к-рой выход каким-то образом содержится внутри нее с самого начала. Такое употребление понятия отражало превалирующий филос. взгляд на природу изменения. Начиная с Аристотеля в филос. среде была распространена вера в то, что вещи изменяются в соответствии с внутр. принципом развития, к-рый считался воплощенным в “семени” или “герме”. Эту т.зр. разделяли Лейбниц, Кант, Гегель. Она была ключевой в рац. объяснении динамики форм жизни, начиная с 18 в. В 19 в. эволюц. взгляды укоренились в объяснении существования человеч. об-ва и культуры. Базу социокультурного классич. Э. заложили такие мыслители, как Спенсер, Тайлор, Морган. Они определили и осн. принципы изучения об-ва и культуры. Во-первых, была обоснована возможность социальной науки. Основоположники Э. считали возможным сделать культуру человечества объектом объяснения в терминах научных оснований и законов, полагая, что она порождена естеств. причинами, и ее динамика закономерна. Это отличало их от предшественников, считавших историю человечества последовательностью уникальных событий, не поддающихся объединению в регулярные последовательности. Во-вторых, они определили источники данных, на к-рых до сих пор базируется реконструкция эволюции: археол. данные, письменные истор. источники, непосредств. наблюдения “примитивных” об-в. Правда, подобного рода источники использовались в то время произвольно, не в равной мере, не систематически. В-третьих, к этому времени в исследовании эволюции об-ва и культуры утвердился сравнит. метод. К моменту появления антропологии он уже существовал в биологии и филологии. И хотя в рамках Э. в этот период он не был систематич. образом сформулирован, в исследоват. практике сравнения использовались постоянно. Общими исходными допущениями классич. Э. были следующие: психич. единство человека; направленность движения человеч. об-ва и культуры от простого к сложному; закономерность культурного развития; эволюц. форма культурной динамики — последоват. усложнение социокультурной жизни, сопровождающееся повышением уровня ее организации. Детерминанты социокультурной эволюции делились на два класса. К имманентным антропол. побудителям эволюции относились “врожденные идеи”, динамич. носителями к-рых считались индивиды и расы — различия между ними трактовались в истор., а не субстанциальном смысле. В качестве внешних факторов, обусловливающих эволюцию, рассматривались природные условия, необходимость жизнеобеспечения, экон., социальные предпосылки, завоевания, заимствование культурных образов (диффузия). Механизм, придающий динамике культуры закономерный характер, определялся как удержание адаптационно целесообразных черт культуры из совокупности случайных вариаций, или естеств. отбор. На этой базе предпринимались попытки объяснения общего глобального процесса развития человеческой культуры. В культурной антропологии эволюц. идеи до сих пор составляют самую сильную парадигму научного изучения культуры. По мере расширения круга диффузионистских и функционалистских идей, возникших как противопоставляемые эволюционным, все более явной становилось их родство. Соответственно возвращение к осмыслению классич. оснований Э. в к. 50-х гг. и развитие этого направления, особенно интенсивное в 60-х гг., было вполне логичным. Неоэволюционизм сложился в 60-х гг. в Колумбийском и Мичиган. ун-тах (США). Импульс возрождения интереса к этим идеям исходил от работ Л. Уайта и был поддержан такими культурными антропологами как А. Вайда, Карнейро, Р. Нэролл, Р. Раппопорт, М. Салинс, Харрис и др. В наст. время основания неоэволюционизма объединяют нек-рые идеи классич. Э., общие принципы объяснения, свойственные Функционализму и Диффузионизму, а само направление включает в себя весь спектр теор. ориентаций, связанных с изучением необратимых социокультурных изменений, обусловленных отношениями человека как вида с его окружением. Считается, что эволюц. процесс обусловлен действием механизмов адаптации к окружению, имеющих и биол., и культурную форму. Оба типа механизмов считаются относительно взаимонезависимыми и по действию, и по последствиям. Суть эволюц. процесса состоит в том, что такого рода механизмы контролируют параметры отношений людей с их окружением, регулируют значения соответствующих переменных (напр., обмен ресурсами, информацией, антропол. воздействие на среду и т.п.). Изменения подразделяются на два основных типа. Во-первых, вариации, не меняющие структуру объекта; во-вторых, структурные изменения. Последние считаются эволюционными, если способствуют дифференциации системы и ее последующей интерграции с повышением уровня организации. Принято выделять три типа эволюц. концепций: однолинейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолинейной эволюции предполагает наличие универсальных стадий последоват. развития социокультурных систем (напр., классич. “дикость — варварство — цивилизация”). В наст. время она не используется. Идея универсальной эволюции состоит в выявлении глобальных изменений, носящих форму развития. Теория многолинейной эволюции связана с допущением возможности множества примерно равноценных путей социокультурного развития и не ориентирована на установление всеобщих законов эволюции. Последние две концепции используются в наст. время весьма широко. Исследование связей человеч. популяций и отд. сооб-в с природным окружением выделяется в отд. ветвь, называемую экологич. антропологией, или культурной географией (А. Вайда, Р. Раппопорт и др.). Здесь выясняется вопрос, как влияет адаптация социальной системы к природной среде на формирование эволюц. процессов. Считается, что адаптационные изменения социальной системы осуществляются на уровне ее культурного ядра, т.е. институтов, технологий, социокультурных процессов, прямо связанных с жизнеобеспечением (хоз., полит., нормативная области культуры). Такие изменения называются структурными и имеют эволюц. смысл. Изменения, вызванные динамикой окружения, могут происходить и на символич. уровне системы, не затрагивая ее структуры. В этом случае речь идет о вариациях, порождающих культурные конфигурации, отличающие об-ва друг от друга. С их помощью объясняется феномен “специфичной эволюции”. Важной составляющей неоэволюционизма стала концепция модернизации, выделяющая современные развитые об-ва на основе такой совокупности необратимых социокультурных изменений, к-рая обеспечивает имеющим ее социальным системам опр. гарантии развития. К модернизационным чертам, обеспечивающим преимущества об-вам, обладающим ими (модернизованным или модернизирующимся), перед традиционными, не имеющими их, относятся: совр., базирующиеся на научном знании технологии и производства, сменившие традиционные; демократич. полит. режим, сменивший авторитарный и олигархический; универсалистская система юрид. законов, сменившая обычное право; достижение социального статуса путем личных усилий, сменившая предписанность его по рождению; рационализация социокультурной жизни, сменившая ее мифологизацию; универсалистское мировоззрение, сменившее партикуляристское. Все эти черты считаются ключевыми факторами общей эволюции. Лит.: Этнологич. наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения. М., 1971; Маркарян Э.С. Теория культуры и совр. наука: Логико-методологич. анализ. М., 1983; Этнология в США и Канаде. М., 1989; Баньковская С.П. Инвайронментальная социология. Рига, 1991; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.,1994. Э.А. Орлова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Эволюционизм и креационизм: методологические и онтологические основания диалога

Пеньков В. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюционизм и креационизм о происхождении жизни: точки соприкосновения и возможности диалога

Мишенин В. Ю., Пеньков В. Е.
В работе анализируются различные подходы к возникновению жизни, показаны их неполнота и методологические проблемы. Предлагается оригинальная концепция, позволяющая частично разрешить эти проблемы на основе информационного подхода.
Читать PDF
0.00 байт

Классический эволюционизм как основание постнеклассического знания

Плебанек Ольга Васильевна
Конституирование социального знания в русле принципов классической науки определило пределы его методологических возможностей.
Читать PDF
0.00 байт

Универсальный эволюционизм в поэме Лукреция «о природе вещей»

Даниленко Валерий Петрович
Поэма Лукреция великая книга. В ней подытожено мировоззрение великих универсальных эволюционистов античности Демокрита, Эпикура, Лукреция.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюционизм: от конкуренции к партнерству, от диалектики к аналектике

Ильин В. , Аверьянова Г. , Золотовский Ю. , Ильина Т. , Ромашкин К.
Читать PDF
0.00 байт

Совместимы ли натурализованная эпистемология и эволюционизм?

Храмов А. В.
В статье рассматривается натуралисти ческий подход к решению основной проблемы эпистемологии – поиску обоснованияизнания.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюционизм и когнитивные науки: на пути к эпистемологическому синтезу

Карпенко А. С.
Читать PDF
0.00 байт

Современный эволюционизм и позитивная онтология

Глосикова О.
Рассматриваются вопросы современной онтологии, связанной с коэволюционной динамикой мира, выявляется методологическая значимость коэволюционных процессов для становления современного онтологического учения.
Читать PDF
0.00 байт

Глобальный эволюционизм как новая парадигма современной науки

Водопьянов Павел Александрович
В статье прослежены истоки формирования диалектики как учения о развитии, дано обоснование идеи развития в естествознании, раскрыто содержание концепции глобального эволюционизма на основе достижений общей теории систем, синергети
Читать PDF
0.00 байт

Глобальный эволюционизм как методологическая основа формирования физической картины мира XXI В. .

Раджабов Осман Раджабович
Рассмотрены основные методологические положения и особенности становления физической картины мира в условиях глобального эволюционизма. Дана характеристика и анализ физических открытий в области физической науки в начале XXI в.
Читать PDF
0.00 байт

«На развалинах прогресса», или эволюционизм против антропологии

Филиппова Елена Ивановна, Госьо Жан-Франсуа
Интервью посвящено критическому анализу сохраняющегося наследия эволюционизма и западоцентризма в современной социальной антропологии.
Читать PDF
0.00 байт

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И ГЕТЕРАРХИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Меньчиков Г.П., Шарифуллин Б.З.
В ситуацию II-го Осевого времени, формирования неоклассической философии включается и открытие «глобального эволюционизма», которое является беспрецедентным.
Читать PDF
0.00 байт

Онтологический и эволюционный смыслы полового диморфизма

Сабекия Р. Б.
Предметом исследования выступает дифференцированный пол человека. Целью работы доказать природную и нравственную необходимость половой дифференциации.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие эволюционных концепций в философии

Ильин А. А.
В статье рассматриваются особенности и проводится сравнение эволюционных теорий, принадлежащих к основным этапам философии.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюционная эпистемология как когнитивная практика постнеклассической науки

Черникова Ирина Васильевна
Рассматривается когнитивный аппарат постнеклассической науки, производится его сравнение с трактовкой познания в эволюционной эпистемологии.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ЭМЕРДЖЕНТНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

    философская концепция, объясняющая строение и эволюцию мира на основе телеологического принципа развития. Главные представители - К.Л. Морган, С. Александер, Уайтхед, Тейяр де Шарден. Э.э. возник в с
  • Эволюционизм социальный

    от лат. evolutio - развертывание) — модель исторического процесса. Современные Дарвину авторы «классических» концепций социального эволюционизма — Спенсер и Тайлор - настаивали на своей независимос
  • УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

    принцип постнеклассической науки,  объединяющий  идеи системного и эволюционного подходов. В основе эволюционного  подхода  (который  был  разработан  в  биологии  Ч.  Дарвиным, лежала идея о не
  • ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

    синергетическая концепция всепланетарного эволюционизма. Человечество в облике ноосферы приобрело всепланетарный характер, и поэтому в эволюцию вовлекаются все природные и социальные системы.
  • Вульгарный эволюционизм

    теория, рассматривающая развитие как простое увеличение или уменьшение исходных свойств к.-л. явления, отрицающая скачкообразность развитии, переходы количественных изменений в качественные, пр
  • ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

    современное направление в гносеологии, связывающее биологическую эволюцию человека с развитием его познавательных способностей.
  • ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА

    течение в этике, развивающееся в русле этического натурализма; основано Спенсером. В 20 в. идеи Э. э. отстаивают Дж. Хаксли, К. Уоддингтон (Англия), Э. Хоулт, Р. Жерар (США), Тейяр де Шарден (Франция) и др. Э
  • Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера

    Герберт Спенсер (1820—1903) — английский философ и ученый, представитель позитивизма. В отличие от Д.С.Милля Спенсер не был логиком в узком смысле этого слова. Его основной целью стало создание синтет
  • Эволюционные идеи

    Хотя с точки зрения механистического материализма трудно было объяснить закономерности развития живой природы, все же в сочинениях просветителей содержались некоторые эволюционные идеи. Они ск
  • ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕОРИИ

    ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕОРИИ — семейство научных теорий (в физике, химии, астрономии и космологии, биологи, социологии, языкознании и др. областях современной науки), рассматривающих свои объекты (галактик
  • Учение эволюционное

    см. Эволюционная теория в биологии.
  • Универсалии эволюционные

    в построениях Парсонса - десять свойств иди процессов, последовательно возникающих в ходе развития и усложнения любых обществ, систем, независимо от их культурной специфики и разнообразия внешни
  • ЭВОЛЮЦИОННОЕ ВРЕМЯ

    глобальный временной уровень в иерархически многоуровневой организации временной структуры процессов развития саморазвивающихся систем. Э. в. еще не стало объектом внимательного изучения. О сво
  • КУЛЬТУРНО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА

    (школа Л. Уайта) - направление неоэволюционизма, сформировалось в 60-е гг. в амер. культурной антропологии (Д.Ф. Аберле, Р.Н. Адамс, Р. Андерсон, Р. Карнейро, Г.Е. Докул, М. Харрис, Б. Меггерс, М.К. Оплер, М.Д. С
  • ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

    учение о развитии живой природы, разработанное гл. обр. Дар вином. В Э. т. были обобщены результаты многовековой селекционной практики, достижения биологии, геологии и палеонтологии, наблюдения са
  • СИНГУЛЯРНОСТЬ ЭВОЛЮЦИОННОГО ВРЕМЕНИ

    напрвленность эволюционного времени развивающихся систем к особой предельной точке, достижение которой сопровождается устремлением некоторых параметров развивающейся системы к экстремальным
  • Эволюционистский подход

    в основе э. подхода (к типологии культуры) лежит идея единства культурно-исторического процесса. Культура развивается через последовательную смену периодов, этапов, эпох, которые являются основны