философская концепция, объясняющая строение и эволюцию мира на основе телеологического принципа развития. Главные представители - К.Л. Морган, С. Александер, Уайтхед, Тейяр де Шарден. Э.э. возник в связи с обсуждением проблемы философских оснований дарвинизма как попытка примирить противоположные принципы механицизма и витализма. Сформулированное Морганом понятие "эмерджентность" (от англ. to emerge - внезапно возникать) означает качественный скачок при возникновении нового уровня бытия. По Моргану, жизнь, возникающая из определенных физико-химических процессов, которые являются ее необходимой основой, в то же время несводима к ним.
Основываясь на концепции Моргана, Александер предложил концепцию Вселенной, согласно которой существующее расслаивается на многие уровни, причем каждый уровень имеет отличительное качество, а слои не просто накладываются друг на друга, но каждый более высокий уровень по времени предшествует низшему. Ступени космической эволюции, по Александеру, выглядят так: пространство - время - материя - жизнь - дух - божество. В физическом смысле "пространство-время" есть субатомный, или "полевой", "плазматический" уровень бытия, тогда как материя - атомистически структурированный слой. В характеристику времени Александер ввел некоторый аналог жизненного чувства, особое свойство "преджизни". В исходном единстве пространство и время взаимно обусловливают друг друга: если бы не было пространства, "распалась бы связь времен", а без времени осталась бы одна гомогенная бескачественная масса. Таким образом, пространство выступает как принцип связи, а время - как принцип дискретности. Время он считает сознанием пространства, а пространство - телом времени. Но эту аналогию не следует понимать буквально, Александер делает оговорку, что скорее сознание человека следует рассматривать как форму времени, чем наоборот. Необратимо текущее время создает все новые и новые конфигурации, которые, разрушая старое, вбирают в себя прошлое как фундамент дальнейшего роста. В истолковании Александера жизнь есть новое качество, возникающее на суперкорпускулярном уровне бытия. Будучи качественно новым образованием, она все же допускает объективное описание на языке естествознания. Другие представители Э.э. - Уайтхед и Тейяр де Шарден - придерживались идеалистических воззрений, свойственных имманентной телеологии, построенной на основе так называемого "реформированного субъективистского принципа". Согласно этому принципу, каждое "действительное происшествие" представляет собой "атом опыта", формирующийся в результате вхождения в него "вечного объекта", от которого зависит структурная определенность события. Тейяр де Шарден придерживается воззрений христианского эволюционизма. Э.э. сыграл известную методологическую роль в подготовке таких общенаучных направлений, как общая теория систем и кибернетика.
Исследования по общей теории систем. М., 1969; S.Alexander. Philosophical and Literary Pieces. L., 1939; S. Alexander. Space, Time and Deity. L., 1927.