ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
синергетическая концепция всепланетарного эволюционизма. Человечество в облике ноосферы приобрело всепланетарный характер, и поэтому в эволюцию вовлекаются все природные и социальные системы. В этой связи Н.Н. Моисеев (см.) ввел представление о двух императивах, экологическом и нравственном. Экологический императив выступает как запрет на изменение тех свойств окружающей среды, которые могут поставить под угрозу само существование человечества. Нравственный императив понимается как обновленная мораль, избавляющая людей от опасностей социального порядка. Сложнейшая проблема состоит в обеспечении коэволюции общественных и природных систем. Строго говоря, концепция Г. э. распространяется не только на планетарные, но и на космические явления. Такие явления, как Большой взрыв, сопровождающийся процессом рождения элементарных частиц, образование химических элементов в недрах звезд, эволюция планет, в т.ч. Земли со всеми ее десятью геологическими оболочками, трансформация социальных систем — все это свидетельство актуальности концепта эволюции. Эволюционизирует все — и вакуум, и отдельный человек. Человечеству предстоит вписаться в процесс всемирной эволюции, а там, где это возможно, даже управлять им. Перед лицом грозящих ему катастроф у него нет другого пути, как обратиться к этике ответственности. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм (позиция и следствия) // Вопросы философии. 1991. № 3.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
это учение, объединяющее биологическую и культурную эволюции в понятии «коэволюция», которое основывается на единстве человека и природы, а также естественных и гуманитарных наук, признающих универсальный характер эволюционных процессов и, как следствие, фундаментальный характер законов развития Вселенной. В этом учении раскрывается единый процесс эволюции – от появления химических элементов до возникновения человека. Проект объединения биологической и социальной эволюции был предложен еще Вернадским, получил выражение в его теории биосферы и ноосферы, а затем был развит Т. Де Шарденом, тогда как собственно концепция глобального или универсального эволюционизма была разработана И. Пригожиным, Э. Янгом, Н. Н . Моисеевым в рамках синергетики. Глобальный эволюционизм может рассматриваться и в более широком смысле, а именно как отрицание предзаданности законов природы и в этом смысле как преодоление теологической модели творения. Глобальному эволюционизму как научной парадигме предшествуют три этапа развития науки.
Отрицание эволюционизма вообще, характерное для классической науки, и в частности для физики. На данном этапе признается неизменность законов природы и невозможность развития материи: мир не имеет начала во времени, а все живые организмы возникают одновременно. Принятие эволюционизма как господствующей модели объяснения в отдельных науках (биологии и астрономии). При этом допускается самоорганизация на определенных уровнях материи, которая возникает случайно.
Глобальный эволюционизм, признающий изменчивость даже законов природы. Важнейшими в этом отношении являются следующие положения: мир имеет начало во времени, существуют уровни организации материи, которые с необходимостью возникают друг из друга, тем самым имеют предзаданную форму и предполагают иерархию – элементарные частицы, атомы, молекулы, организмы, социальные структуры, структуры мышления. Этот тип эволюционизма разрабатывал В. И . Вернадский. Картина мира, которую формирует глобальный эволюционизм, включает в себя не только физическую картину мира, но и науки о жизни, науки о человеке. В формировании концепции глобального эволюционизма особую роль сыграли два научных открытия: открытие самоорганизующихся систем (системы, которые формируются из хаоса и изменяют свою структуру под воздействием спонтанных процессов обмена информацией с внешней средой) и антропного принципа (появление человека во Вселенной согласно этому принципу не является случайностью, но следствием формирования благоприятной ситуации, иными словами, появление человека является закономерным результатом развития Вселенной). Совмещение этих открытий может быть произведено следующим образом: для того чтобы во Вселенной возникли необходимые условия для появления наблюдателя, нужно представить ее как саморазвивающуюся систему, которая эволюционирует по тем же законам, что и другие подобные системы. Этот тезис обосновывается экспериментами, проводимыми в термодинамике и биологии. Появление разума с точки зрения глобального эволюционизма является закономерным событием в эволюции Вселенной.
С позиций глобального эволюционизма реконструируется процесс развития Вселенной от ее появления и до образования современного этапа развития человеческой цивилизации, что позволяет связать в единый процесс космогенез, геогенез, биогенез и антропосоциогенез. Такой проект может быть осуществлен только при взаимодействии различных областей научного знания с опорой на происходящие в науке интеграционные процессы. Цель глобального эволюционизма – создать теорию, которая объединила бы различные концептуальные системы знания. Однако интеграционные процессы связаны с определенными трудностями. Так, процессы самоорганизации живых организмов связаны с качественными изменениями, усложнением структуры, поэтому данную модель невозможно применять к процессам неорганической природы; в силу этого из процесса интеграции выпадают такие науки, как, напр., механика или неорганическая химия. Наличие этого несоответствия ставит под сомнение саму возможность формулировки общего закона развития. Кроме того, глобальный эволюционизм ставит проблему будущего Вселенной. В классической науке ее не существовало, поскольку считалось, что Вселенная бесконечна и вечна. Также остается открытым вопрос о роли человечества в ее судьбе. Существуют две точки зрения: 1) фаталистическая, согласно которой мир представляет собой пространство, в котором разворачиваются эволюционные процессы; и человеческое существование также обусловлено этими процессами, поэтому человечество не может влиять на судьбу Вселенной и не может предотвратить собственную гибель; 2) волюнтаристская, которая предоставляет человеку возможность влиять на процессы эволюции Вселенной; это становится возможным, когда законы ее развития каким-то образом связаны с разумом; кроме того, именно от человеческой деятельности зависит, будет ли Вселенная существовать или исчезнет. Финалистические концепции оформляются в биологии, физике, химии и др. науках, они формулируются как теории «смерти Вселенной». Концепция вечно развивающейся Вселенной разрабатывалась в русском космизме (К. Э . Циолковский, A. JI. Чижевский, В. И. Вернадский и др.) . П. Г. Крюкова

Источник: История философии науки и техники.