ЕВАНГЕЛИЯ
Евангелия
букв. – благие вести) – раннехристианские сочинения, рассказывающие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические – от Марка, Матфея, Луки, Иоанна (включенные церковью в состав Нового завета) – и апокрифические.
Евангелия
от греч. euangelion — благая весть) — раннехристианские книги, повествующие о земной жизни Иисуса Христа (от греч. Christos букв. помазанник), признанные Церковью каноническими. В Новый Завет включены четыре евангелия, два из них его непосредственных учеников апостолов Матфея и Иоанна, третье спутника апостола Петра Марка и четвертое спутника апостола Павла Луки. Канонические евангелия — один из главных источников христианского вероучения и культа. Вероятно, Евангелия складывались в конце I — начале II вв.
Евангелия
(греч. euaggelion — благая весть) — раннехристианские сказания о «земной жизни» Иисуса Христа. Из почти 30 известных Е. лишь четыре включены в Новый завет как «богодухновенные» (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна). Остальные объявлены церковью ложными, ибо представленный в них образ Христа в значительной степени отличается от принятого в офиц. христианстве (см. Апокрифы). Канонические Е. тоже противоречивы. Если Е. от Матфея, от Луки, от Марка еще близки по содержанию, то Е. от Иоанна имеет большие отличия и по содержанию и по стилю. Расхождения, противоречия, различия в евангельских текстах свидетельствуют о том, что Е. писались разными людьми и в разное время (примерно в первой половине 2 в.). В Е. ярко выражена реакц. сущность христ. вероучения, с его проповедями необходимости страданий, непротивления злу насилием, смирения и терпения, подчинения власть имущим и т. д. В течение многих веков они используются для воспитания верующих в духе пассивного отношения к окружающей действительности, примирения эксплуатируемых со своим положением, безропотного перенесения всех тягот жизни.
ЕВАНГЕЛИЯ
(греч. - благая весть) - книги ранних христиан, повествующие об учении Иисуса Христа и об отдельных эпизодах его жизни. Первоначально слово «евангелие» относилось к устной проповеди христ. учения (в таком смысле оно было употреблено в посланиях Павла). Затем, по-видимому, были записаны отдельные речения, приписывавшиеся Иисусу. Из этих речений, а также из устных рассказов о его жизни стали создаваться более развернутые повествования, получившие название Е. Авторство приписывалось ученикам Иисуса или их ближайшим соратникам. Е. записывались в различных христ. группах примерно со вт. пол. I в. по 3 в. включительно. Кроме 4 Е., вошедших в Новый завет, известно о существовании многих других Е. (от Петра, Андрея, два - от Фомы и др.). Археологи обнаружили в Египте библиотеку христиан-гностиков, в к-рой были полные тексты Е. от Фомы, от Филиппа, Е. Истины. В Новый завет включены Е. от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Матфей и Иоанн, согласно христ. преданию, - ученики Иисуса Христа, Марк - спутник апостола Петра, Лука - Павла. Первые три Е. схожи, они восходят к общим источникам, в науке их называют синоптическими. Самое краткое и самое раннее из этих Е. - Е. от Марка, в нем нет рассказа о непорочном зачатии и чудесном рождении Иисуса. От синоптических Е. отличается по содержанию и по стилю Е. от Иоанна, где Иисус провозглашен Словом божием (Логосом). Е. Нового завета написаны на греч. языке, вне Палестины. В Египте был найден фрагмент Е. от Иоанна на папирусе, относящемся к первой трети 2 в.; оригинал его был создан на рубеже 1 н 2 вв.; остальные три Е. были написаны, вероятно, в кон. 1 в. В Е. от Матфея заметно влияние иудео-христиан. Е, от Луки написано для неиудеев, в нем резче звучит осуждение богатства. Отдельные события в Е. излагаются по-разному: по Луке, Иисус рождается в яслях, по Матфею - в доме; заповеди блаженства (см. Нагорная проповедь), даны в разных вариантах н т. д.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
ЕВАНГЕЛИЯ
от греч. euangelion-благая весть) - ранние христ. писания, рассказывающие о легендарной жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение христиан распространялось устно. Первыми, вероятно, были записаны «речения Иисуса» (логии) - отд. высказывания, приписанные основателю христианства. Затем из разных устных преданий и речений складывались более развернутые повествования, в основе к-рых лежало учение об искупительной смерти и воскресении Иисуса. Авторство приписывалось ученикам Иисуса - апостолам или ближайшим ученикам этих учеников. Е. создавались различными христ. группами начиная примерно со вт. пол. 1 в. и до 4 в. Кроме 4 Е-, вошедших в канонич. текст Нового завета (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), существовали Е. Петра, Андрея, Филиппа, 2 разных Е. Фомы и многие др. Нек-рые Е. имели несколько версий: упоминаются у христ. писателей арамейская версия Е. от Матфея, 3 версии Е. от Марка. Ныне известны полные тексты 3 Е., не признанных церковью каноническими: Фомы, Филиппа и Истины, отражающие учения гностиков. Н.-з. Е. были написаны на греч. языке, по-видимому за пределами Палестины. Из 4 признанных церковью евангелистов только 2, согласно христ легенде, - ученики Иисуса; Лука, по преданию, был спутником апостола Павла. Марк — Петра. Первые 3 Е. во многом схожи, они имели общие устные и письменные источники. В науке их называют синоптическими. Самое краткое из синоптич. Е. - Е. от Марка. В нем отсутствуют рассказы о непорочном зачатии и чудесном рождении Иисуса. Это Е. ученые считают самым ранним из канонич. Е. От синоптич. Е. резко отличается и по содержанию и по стилю Е. от Иоанна. Долгое время в науке его считали самым поздним из 4 Е. Но в Египте был обнаружен фрагмент этого Е. на папирусе, относящийся к перв. трети 2 в. Е. от Матфея больше связано с иудео-христианами, Е. от Луки обращено к христианам из неиудеев; в этом Е. более резко звучат выпады против богатых («блаженны нищие»; в Е. от Матфея: «блаженны нищие духом»). В Е. от Иоанна просматриваются идеи гностицизма. Е. по-разному излагают события (напр., по Марку, проповедь Иисуса длилась 1 год, по Иоанну - ок. 4 лет, у Матфея и Луки даются разные родословные Иисуса и т. п.). В основе морального учения всех Е. лежит проповедь смирения.
Источник: Атеистический словарь
ЕВАНГЕЛИЯ
от греч. ?????????? – благая весть) – название первых четырех книг т.н. Нового Завета, входящих в состав Библии. Церк. учением их авторство приписывается апостолам и ученикам апостолов Матфею, Марку, Луке и Иоанну, якобы написавшим Е. в нач. 2-й пол. 1 в. н.э. На самом деле, ни одно из Е. не появилось раньше 2-й четверти 2 в. Одного этого было бы достаточно, чтобы признать их псевдонимными; но, помимо того, итоги новозаветной библейской критики с полной очевидностью свидетельствуют о мифич. характере тех персонажей, по именам к-рых названы ?. Содержанием ?. являются сказания о земной жизни Иисуса Христа, о его смерти на кресте, воскресении на третий день после смерти, сорокадневной земной жизни после воскресения и вознесении на небо, где он теперь, по христ. учению, пребывает "одесную бога-отца" вплоть до того, как наступит срок его второго пришествия на землю для окончат. исполнения божьего плана мироустройства. Первые три Е. по своему характеру отличаются от Е. от Иоанна и в общих чертах сходны, почему именуются синоптическими. В последнем содержится значительно меньше мифологич. материала, относящегося к вымышленной биографии Иисуса, но больше туманных богословских проповедей, носящих на себе явные следы влияния философии гностицизма. Как в освещении фактов мифич. биографии Христа, так и в изложении сущности христ. учения между Е. существует большое количество противоречий. Совершенно не совпадают родословные Христа, сообщаемые Матфеем и Лукой, не сходятся сведения о его детстве, о возрасте к моменту казни, о поведении разных лиц, окружавших Христа в разное время, мн. подробности отд. эпизодов. В изложении поучений, приписываемых Христу, также имеется много противоречий даже внутри отд. Е., а также и между ними. Напр., в греч. подлиннике Е. от Луки сказано – "блаженны нищие", а в соответствующем месте Е. от Матфея – "блаженны нищие духом" (в рус. пер. Е. от Луки вставлено – "духом"). Изложенное в Е. христ. учение обязывает верующего в ожидании второго пришествия Христа не заботиться об устройстве земной жизни людей ("птицы небесные не сеют, не жнут"), не бороться с социальным злом и классовым гнетом, не противиться злу насилием, "возлюбить ближнего", в т.ч. и врага, не оказывать врагу никакого сопротивления. В период возникновения христианства эта евангельская мораль выражала настроения социальных низов, отчаявшихся в возможности победы над господствующим классом рабовладельцев; она еще больше обезоруживала угнетенные массы. В ходе дальнейшей истории человечества вплоть до нашего времени она играла реакц. роль. Все ?. были первоначально написаны по-гречески. Их авторами были не палестинские евреи, как учит церковь, а, по всей вероятности, евреи диаспоры, что видно хотя бы из того, что они обнаруживают плохое знание географии Палестины, а также обычаев и особенностей быта палестинских евреев. Первым из Е. следует считать Е. от Марка, самым поздним – Е. от Иоанна. К сер. 2 в. уже существовали все 4 Е. Помимо них, однако, в это время уже были и продолжали появляться мн. другие Е., к-рые были впоследствии признаны апокрифическими (см. Апокрифы библейские). По мере централизации церкви возникла необходимость унификации Е. В ходе борьбы между различными христ. общинами, каждая из к-рых отстаивала свое Е., были приняты те, к-рые принадлежали наиболее мощным и влиятельным общинам. Окончат. канонизация четырех Е. была произведена на Лаодикийском церк. соборе в 374. Лит.: Энгельс Ф., Бруно Бауэр и раннее христианство, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1933; его же, К истории раннего христианства, там же, т. 16, ч. 2, М., 1936; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.–Л., 1959, разд. 3; ?анович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Ленцман Я. ?., Происхождение христианства, М., 1960. И. Крывелев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ЕВАНГЕЛИЯ
(греч. euaggelion - благая весть, благовествование) - раннехрист. сочинения, повествующие о «земной жизни» мифич. основателя христианства Иисуса Христа. Известны названия примерно 30 Е. Однако только четыре Е. - от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна - признаны церковью «богодухновенными» и включены в канонич. Новый завет как важнейшая его часть. Остальные Е. церковниками уничтожены. Согласно церк. преданию, Матфей и Иоанн были апостолами, а Марк и Лука ближайшими учениками ан. Петра и Павла. Первые три Е. близки по содержанию: моста, встречающиеся только в одном и не имеющие параллелей в др. Е., составляют лишь половину текста Е. от Луки, треть Е. от Матфея и всего одну десятую Е. от Марка. Ввиду совпадения значит. части их текстов первые три Е. называют «синоптическими» (от греч. synopsis - совместное обозрение). Четвертое Е. но содержанию и стилю существенно отличается от других; оно, по-видимому, самое позднее и написано под сильным воздействием идей Филона Александрийского и гностицизма. Е. возникли, очевидно, в первой пол. II в. Ни в посланиях, ни тем более в «Откровении Иоанна» не цитируются весьма многочисл. в Е. изречения, приписываемые Иисусу.
Очевидно, авторам посланий и «Откровения» Е. еще но были известны. Христ. апологет Юстин (ок. 150 г.) подробно излагал близкий к евангельскому миф об Иисусе, но также еще не знал Е. Впервые говорят о Е., впоследствии канонизированных, Ириней и Татиан ок. 180 г. Древнейшие папирусные фрагменты Е. относятся ко второй четверти II в. (папирус Райлендса). Наиболее ранним из синоптич. Е. является, как считают мн. ученые, самое краткое, второе, Е. - от Марка. Относительно позднее возникновение Е., как и отсутствие сведений о Христе и христианах в сочинениях греко-римских и иудейских авторов I в., заставляет считать подробности еванг. рассказа не отражением реальных событий, будто бы имевших место в первой трети I в., а сост. частями мифа, формировавшегося столетием позже (см. Христос).
Гл. источником еванг. «жизнеописания» были не сведения о якобы реально существовавшем человеке, как полагали сторонники тюбингенской школы и Ренан, а пророчества ветхозав. пророков о мессии. Так, местом рождения Иисуса Е. называют Вифлеем - по пророчеству Михея (5, 2), генеалогия Иисуса возводится к царю Давиду (хотя это и противоречило еванг. утверждению о зачатии от «св. духа»), рассказ о богатстве Марии с младенцем в Египет был создан на основании слов Осии (11, 1), что бог «из Египта вызвал сына своего» и т. д. Источником для Е. были также мифы др. религий. Повествование о «страстях господних» и «искуплении» грехов человеческих кровью сына божьего находит мн. параллели в мифах ряда ближне-вост. религий об умирающем и воскресающем боге - Осирисе, Таммузе, Адонисе и др. Эти мифы, первоначально символизировавшие весеннее оживление природы, на рубеже н. э. приобрели социальные черты. Смерть божества стала толковаться как искупление человеч. грехов, а его воскресение - как залог грядущего блаженства верующих.
В тексте канонич. Е. имеется много противоречий и несуразностей. Подробный рассказ о «родословии» Иисуса приведен в резко противоречащих одна другой редакциях в первом и третьем Е. Согласно первому, между Авраамом и Иисусом насчитывается 42 поколения (Матф. 1, 17) и дедом Иисуса был Яков, а согласно третьему (Лук. 3, 23—34) - таких поколений было 56 и дедом был Илия. Авторы Е. ошибаются в истории и географии Палестины. Согласно Е. от Луки (2, 2), Иисус родился в царствование Ирода при наместник» Квиринии. Но последний вступил на свой пост в 6 г. н. э., а Ирод умер в 4 г. до н. э. Упоминаемый в евангелиях г. Назарет в нач. I в. н.. э. еще не существовал. В Е. от Матфея (8, 30 и ел.) повествуется о большом стаде свиней, но свиней в Палестине не разводили: иудеи считали их нечистыми животными. Там же (8, 24) небольшое Генисаретское озеро называется морем, на к-ром случается «великое волнение». Травянистое растение горчица описывается как дерево с большими ветвями (Марк. 4, 32). Еванг. противоречия и путаница в сведениях о Палестине объясняются тем, что Е. были составлены в разл. внепалестинских христ. общинах и притом в расчете на разные аудитории. Если в Е. от Матфея чаще встречаются цитаты из ветхозав. пророков о мессии и в уста Иисуса вкладываются слова: «Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел я, но исполнить» (5, 17), то оно было, очевидно, рассчитано на проповедь среди иудеев. Зато в Е. от Луки упрощен рассказ о пребывании Иисуса в Палестине, датировка событий ведется по римским императорским чиновникам, родословие Иисуса возведено не к библ. «родоначальнику» евреев Аврааму, а к Адаму. Это Ем написанное боле© лит. языком, было рассчитано на проповедь христианства среди греч. населения.
В Е. наиболее четко из всех писаний Нового завета выражено учение о непротивлении злу и загробном воздаянии «блаженством» за земные страдания угнетенных. Еванг. притчи, «нагорная проповедь», многочисл. эпизоды из Е. постоянно служили церковникам и иным религ. идеологам действенным средством религ. одурманивания масс в интересах эксплуататоров. Еванг. проповедь на протяжении мн. веков мешала, затрудняла эксплуатир. массам вести активную борьбу против угнетателей, внушая смирение и покорность судьбе под лозунгом «Христос терпел и нам велел».
Очевидно, авторам посланий и «Откровения» Е. еще но были известны. Христ. апологет Юстин (ок. 150 г.) подробно излагал близкий к евангельскому миф об Иисусе, но также еще не знал Е. Впервые говорят о Е., впоследствии канонизированных, Ириней и Татиан ок. 180 г. Древнейшие папирусные фрагменты Е. относятся ко второй четверти II в. (папирус Райлендса). Наиболее ранним из синоптич. Е. является, как считают мн. ученые, самое краткое, второе, Е. - от Марка. Относительно позднее возникновение Е., как и отсутствие сведений о Христе и христианах в сочинениях греко-римских и иудейских авторов I в., заставляет считать подробности еванг. рассказа не отражением реальных событий, будто бы имевших место в первой трети I в., а сост. частями мифа, формировавшегося столетием позже (см. Христос).
Гл. источником еванг. «жизнеописания» были не сведения о якобы реально существовавшем человеке, как полагали сторонники тюбингенской школы и Ренан, а пророчества ветхозав. пророков о мессии. Так, местом рождения Иисуса Е. называют Вифлеем - по пророчеству Михея (5, 2), генеалогия Иисуса возводится к царю Давиду (хотя это и противоречило еванг. утверждению о зачатии от «св. духа»), рассказ о богатстве Марии с младенцем в Египет был создан на основании слов Осии (11, 1), что бог «из Египта вызвал сына своего» и т. д. Источником для Е. были также мифы др. религий. Повествование о «страстях господних» и «искуплении» грехов человеческих кровью сына божьего находит мн. параллели в мифах ряда ближне-вост. религий об умирающем и воскресающем боге - Осирисе, Таммузе, Адонисе и др. Эти мифы, первоначально символизировавшие весеннее оживление природы, на рубеже н. э. приобрели социальные черты. Смерть божества стала толковаться как искупление человеч. грехов, а его воскресение - как залог грядущего блаженства верующих.
В тексте канонич. Е. имеется много противоречий и несуразностей. Подробный рассказ о «родословии» Иисуса приведен в резко противоречащих одна другой редакциях в первом и третьем Е. Согласно первому, между Авраамом и Иисусом насчитывается 42 поколения (Матф. 1, 17) и дедом Иисуса был Яков, а согласно третьему (Лук. 3, 23—34) - таких поколений было 56 и дедом был Илия. Авторы Е. ошибаются в истории и географии Палестины. Согласно Е. от Луки (2, 2), Иисус родился в царствование Ирода при наместник» Квиринии. Но последний вступил на свой пост в 6 г. н. э., а Ирод умер в 4 г. до н. э. Упоминаемый в евангелиях г. Назарет в нач. I в. н.. э. еще не существовал. В Е. от Матфея (8, 30 и ел.) повествуется о большом стаде свиней, но свиней в Палестине не разводили: иудеи считали их нечистыми животными. Там же (8, 24) небольшое Генисаретское озеро называется морем, на к-ром случается «великое волнение». Травянистое растение горчица описывается как дерево с большими ветвями (Марк. 4, 32). Еванг. противоречия и путаница в сведениях о Палестине объясняются тем, что Е. были составлены в разл. внепалестинских христ. общинах и притом в расчете на разные аудитории. Если в Е. от Матфея чаще встречаются цитаты из ветхозав. пророков о мессии и в уста Иисуса вкладываются слова: «Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел я, но исполнить» (5, 17), то оно было, очевидно, рассчитано на проповедь среди иудеев. Зато в Е. от Луки упрощен рассказ о пребывании Иисуса в Палестине, датировка событий ведется по римским императорским чиновникам, родословие Иисуса возведено не к библ. «родоначальнику» евреев Аврааму, а к Адаму. Это Ем написанное боле© лит. языком, было рассчитано на проповедь христианства среди греч. населения.
В Е. наиболее четко из всех писаний Нового завета выражено учение о непротивлении злу и загробном воздаянии «блаженством» за земные страдания угнетенных. Еванг. притчи, «нагорная проповедь», многочисл. эпизоды из Е. постоянно служили церковникам и иным религ. идеологам действенным средством религ. одурманивания масс в интересах эксплуататоров. Еванг. проповедь на протяжении мн. веков мешала, затрудняла эксплуатир. массам вести активную борьбу против угнетателей, внушая смирение и покорность судьбе под лозунгом «Христос терпел и нам велел».