Евангелие, Благая весть

Найдено 1 определение
Евангелие, Благая весть
(Gos
pel). ВНЗгреч. словоeuangelion означает радостную весть об искупительном деле Божьем, совершившемся через Христа ради спасения греховного человечества.
Происхождение. Словоevangelion (ср. род, ед. ч.) в значении "радостная весть", "благовествование" редко ветречается в древней нехристианской литературе. У Гомера оно означает не весть, а награду, крую вручают вестнику ("Одиссея", xiv. 152). В аттическом диалекте оно всегда употреблялось во множественном числе и обычно означало жертвы благодарения за радостные известия. Даже в LXX словоeuangelion встречается лишь однажды (2 Цар 4:10) в классическом значении награды задобруювесть. (Во 2Цар 18:22,2Ъеиапgelion несомненно существительное жен. рода ед. ч., к-рое нужно рассматривать вместе со стихами 20 и 27, где род и число существительного не вызывают сомнений.) Значение "радостная весть" возникло позднее. В нехристианской литературе существительное ср. рода ед. ч. с этим значением впервые встречается в египетском папирусе III в. н.э.; во мн. ч. оно употребляется в календарной надписи изПриены, сделанной ок. 9 г. до н.э. И лишь в сочинениях апостольских мужей и отцов Церкви (напр., "Дидахе" 8:2; Второе послание Климента 8:5) это слово стало означать книгу о жизни и учении Иисуса(Юстин. "Апология",i.66).
Частое употребление словаeuangelion в НЗ (более 75 раз) в значении "благая весть" чрезвычайно показательно. Оно говорит о том, чтоeuangelion определенно н. з. слово. Истинный смысл этогослова можно найти,проанализировав его специфически христианское употребление, а не тщательно его изучая методами лингвистики.
Невозможно отрицать, что своим происхождением оно обязано религиозным чаяниям израильского народа. За семь веков до рождения Христа пророк Исайя с необычайной яркостью предсказывал грядущее избавление Израиля от Вавилонского плена. Избавитель придет от Сиона, проповедуя Благую весть кротким и свободу пленникам (Ис 60:12). "Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость…" (Ис 52:7). Сам Иерусалим назван "благовествующим" (Ис40:9).
Иисус увидел в этих пророчествах свидетельство о Его собственном предназначении (Лк 4:1821; 7:22). Как и в Его мессианском провозвестии, в них выражена мысль об освобождении и величии человека. То, что сначала было просто поэтической аллюзией, стало означать благовестив, к-рое нужно проповедовать людям. Словоeuangelion естественным образом образовано из euangelizein (LXX). Марк пишет, что " пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия" (Мк 1:14).
Слово evangelion в евангелиях. Изучая четыре евангелия, можно увидеть, что это слово встречается лишь у Матфея и Марка. Впрочем, оно не чуждо и Луке: 26 раз употребляет он глагольную форму этого слова в Деян; существительное встречается дважды в последней книге НЗ. В четвертом Евангелии нет ни глагола, ни существительного с этой основой.
За исключением одного раза Матфей все время говорит о Евангелии " царства ". Это Евангелие тождественно " Евангелию Божию", как называет его Марк (во многих рукописях встречается оборот "Евангелие Царствия Божия"); его суть вкратце выражена в словах Иисуса: "…исполнилось время и приблизилось Царствие Божие" (Мк 1:15). В другом месте Матфей пишет: "…Евангелие сие…" (Мф 26:13); из контекста ясно, что Иисус говорит о своей приближающейся смерти. Оборот "проповедуя Евангелие Царствия" дважды употребляется в кратких описаниях Христова служения (Мф 4:23; 9:35). Это Евангелие должно быть проповедано всему миру прежде, чем "придет конец" (Мф 24:14; ср. Мк 13:10).
Смысл этого понятия у Марка раскрывают первые слова его Евангелия: "Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия". Здесь euangelion полуспециальный термин, означающий радостную весть об Иисусе Христе. Там, где у Луки сказано: "для Царствия Божия", Марк говорит: "ради Меня и Евангелия" (Мк 10:29). Важность этого Евангелия столь велика, что ради него человек должен быть готов полностью отречься от себя (Мк 8:35). В длинном эпилоге Мк Христос повелевает ученикам: "идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (16:15).
Понятие "Евангелие" уап. Павла. Евангелисты употребляют это слово всего шесть раз (если исключить параллельные места); в сочинениях ап. Павла оно встречается 60 раз.Euangelion излюбленное слово ап. Павла. Оно равномерно распределено в его посланиях и отсутствует лишь в кратком письме к Титу.
Проповедь Евангелия отличительная особенность служения ап. Павла. Он был избран "к благовестию Божию" (Рим 1:1) и сделался "служителем… по дару благодати Божией" (Еф 3:7). Он был послан проповедовать язычникам (Рим 16:16; Гал 2:7). Поскольку ап. Павел принял благовествование как священное поручение (Гал 2:7), выполняя его, он должен был говорить то, что угодно Богу, а нелюдям (1 Тим 2:3). Это создавало ощущение насущной необходимости, заставившей его воскликнуть: "…горе мне, если не благовествую!" (1 Кор 9:16). Ради благовествования ап. Павел готов был для всех сделаться всем (1 Кор 9:2223) и принести любую жертву. На карту была поставлена вечная жизнь. Те же, кто не повинуется Евангелию, обрекают себя на вечную гибель: эти люди с ослепленным умом пожнут отмщение и гнев Божий (2 Кор 4:3; 2 Фес 1:9). Для верующих благовествование Христово, напротив, стало силой Божьей ко спасению (Рим 1:16).
Поскольку ап. Павел иногда говорит: "благовествование мое" (Рим 2:16; 2 Тим 2:8) и в Гал подчеркивает, что оно "не есть человеческое" (1:11 и дал.), некрые полагают, что его благовествование следует отличать от апостольского христианства.
Но это ниоткуда не вытекает. В 1 Кор 15:35 с предельной ясностью изложена первохристианская проповедь. Используя слова из раввинистического обихода, ап. Павел идет вслед за преданием и говорит, что свою проповедь он "принял и преподал " другим (ст. 3) В ст. 11 он пишет: " Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали". В Гал ап. Павел рассказывает, как он излагал апостолам в Иерусалиме смысл благовестия, кроебыл послан проповедовать. Не найдя ничего предосудительного в этом учении, они подали ему руку общения (Гал 2:9). Настаивая на божественном происхождении своей проповеди, ап. Павел имел в виду следующее: все обвинения в том, что его благовестив слово человеческое, а не Божье, чистая ложь. Смысл явления Христа открылся ему во время встречи с Ним на пути в Дамаск. Поэтому ап. Павел говорит: "мое благовестие ", имея в виду собственное восприятие Евангелия. В другом месте он может свободно сказать: "благовествование наше" (2 Кор 4:3; 1 Фес 1:5).
Для ап. Павла euangelion прежде всего "благовестив Божие" (Рим 1:1; 15:16; 2 Кор 11:7; 1 Фес 2:2; 8:9), повеетвующее об искупительном деле Божьем. Это дело связано с личностью и подвигом Сына Божьего. Т.о., этоещеи "благовестие Христово" (1 Кор 9:12; 2Кор 2:12; 9:13; 10:14; Гал 1:7; 1 Фес 3:2; ст. 16 и 19 из Рим 15 указывают на то, что эти слова взаимозаменимы). Иногда оно называется "благовествованием Господа нашего Иисуса Христа" (2Фес 1:8), "славным благовестием блаженного Бога" (1 Тим 1:11), "благовествованием Сына Его" (Рим 1:9) и "благовестием о славе Христа" (2 Кор 4:4). Это благовествование спасения (Еф 1:13) и мира (Еф 6:15) возвещает надежду на вечную жизнь (Кол 1:23). Это "слово истины" (Кол 1:5; Еф 1:13). Через него Христос явил истинную "жизнь и нетление" (2 Тим 1:10).
Апостольская проповедь. Содержание раннего благовестил рассматривается в книге Ч. Додда "Апостольская проповедь и ее развитие". Называя провозвестие словомkerygma, Додд готов признать, что этот термин фактически равнозначен словуevangel/on . (Словоkerygma подчеркивает способ передачи Благой вести,aeuangelion ее сущность.) Чтобы определить, что такое раннее христианское провозвестие, нужно обратиться к двум источникам. Отрывки из допавлова предания, укоренившегося в сочинениях апостолов, имеют первостепенное значение. Эти фрагменты можно обнаружить с помощью определенных литературных и формальных критериев. Если по крайней мере один из них притязает на то, что передает реальный язык евангельской проповеди (1К0р 15:35), другие представляют собой ранние христианские гимны (напр., Флп 2:611), краткое изложение провозвестия (напр., Рим 10:9)илиформулу вероисповедания (1К0р 12:3; 1 Тим 3:16).Второй источник изречения an. Петра в Деян. Учитывая их арамейское происхождение, надежность Луки как историка и то, что они возникли независимо от учения ап. Павла, можно с уверенностью сказать, что эти изречения надежно передают смысл сказанного ап. Петром, а не домыслы последующего поколения о сказанном им.
В этих двух источниках изложено апостольское благовестив. Эта проповедь содержала: (!)историческое провозвестив о смерти, воскресении и вознесении Иисуса, понятых как исполнение пророчеств и призывающих человека к ответственности; (2) теологическую оценку личности ИисусаБогочеловека и Помазанника Божьего; (3) призыв покаяться и получить прощение.
Эта проповедь не просто знаменует начало мессианской эпохи, как полагает Додд (хотя этот смысл безусловно в ней присутствует), но и последовательно изображает искупительные события, крые увлекают за собой слушателей и силой внутренней логики убеждают их в том, что Иисус Господь.
Благая весть родилась не из раздумий потрясенной Церкви о теологическом значении Страстной пятницы. Скорее это результат естественного развития, истоки крого в учении самого Христа. Слова Иисуса перед распятием это не "пророчества после совершившегося события" (Р. Бультман. "Теология Нового Завета", I, 29). Они неопровержимо свидетельствуют о том, что Христос положил начало "теологии креста". По остроумному замечанию Фуллера, проповедуя о себе, Иисус предоставил нам "сырье для христологии " (Р. Фуллер."Миссия и свершения Иисуса"). Воскресение сыграло роль катализатора и помогло апостолам полностью оценить значение искупительного дела Божьего. Оно стало отправной точкой христианского благовествования.
Это благовествование "есть сила Божия" (Рим 1:16) и орудие Св. Духа, поэтому оно обличает (1 Фес 1:5) и приносит плод (Кол 1:6). Для него "нет уз" (2 Тим 2:9). Радостная весть встречает яростное сопротивление мятежного миpa (1 Фес 2:2). Сопротивление провозвестию принимает форму борьбы с провозвестниками (2 Тим 1:1112; Флм 13). Однако вестники Слова должны возвещать его "с дерзновением" (Еф 6:19), простотой и искренностью (2 Кор 4:2), "не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова" (1 Кор 1:17). Для отвергающих Евангелие слово о кресте юродство и камень преткновения (1 Кор 1:18 и дал.). Для принимающих благовествование оно " есть сила Божия ко спасению" (Рим 1:16).
R.Н. M0UNCE(пер. А.К.) Библиография: R.H. Strachan,"The Gospel in the NT", IB, VII; W. Barclay,NT Wordbook; A.E.J. Rawlinson,EncyBrit X, 536 ff.; M. Burrows, "The Origin of the Term Gospel", JBL 44:2133; W. Milligan,Thess., Note E; A. Harnack,Constitution and Law, Appendix III; L. Clarke,"What Is the Gospel?" inDivine Humanity; V. Becker,NIDNTT, II, 107 ff.; G. Friedrich,TDNT, II, 705 ff.; R.H. Mounce,The Essential Nature of NT Preaching.

Источник: Теологический энциклопедический словарь