ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ
от греч. euan-gelion - благая весть) - термин, употребляемый для обозначения деятельности, направленной на обращение народов и отд. людей в христианство. Для обоснования Е. церковь использует приведенный в Евангелии от Матфея завет Христа своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их» (28:19). В период колониальных захватов и вплоть до вт. пол. 20 в. задачу Е. церковь решала при помощи миссионеров, занимавшихся пропагандой христианства и обращением местн. населения в христ. веру. Крах колониальной системы империализма обусловил необходимость использования церковью новых методов Е., приспособления к изменившимся соц.-политич. условиям в освободившихся от колониального гнета странах Азии и Африки. После второй мир. войны термин «Е.» употребляется также для обозначения усилий ка-толич. церкви, направленных на укрепление ее позиции в тех слоях населения, где активнее всего идет процесс секуляризации, напр. среди рабочих, молодежи и т. д. Вопросы Е. рассматривались на II Ватиканском соборе. В составе курии римск. действует конгрегация Е. народов. Она руководит совр. миссионерской деятельностью католич. церкви.

Источник: Атеистический словарь

ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ
(от слова Евангелие) - термин, употребляемый в церк. литературе. Означает обращение в христианство народов, ставших объектом колонизации. Е. целиком подчинена захватнич. целям империалистич. держав. Ее сущность отражена в широко распространенном в Африке афоризме: «Когда пришли миссионеры, у них была Библия, а у нас земля. Теперь у нас Библия, а у них земля». Методы Е. менялись в зависимости от конкр. истор. условий. В нач. период колонизации распростр. приемом было крещение племенных вождей и использование их влияния на все население. При этом местных вождей нередко соблазняли обещаниями поддержки в их междоусобных войнах, посулами разл. выгод от сотрудничества с европейцами. Период распада колониальной системы заставил церковь обратиться к более тонким методам в евангелизаторской деятельности. В странах Востока церковь в наст. вр. все больше прибегает к методу включения элементов местных «языч.» культов в христ. обрядность. Миссионеры (см. Миссионерство) усиленно готовят церковников из местного населения и стараются в духе христианства использовать моральные установления местных религий, их легенды и мифы. Христ. богослужение оформляется с учетом местных условий. Так, в католич. соборах в Африке орган в ряде случаев заменяется тамтамом, Христос, ангелы и богородица изображаются черными. Однако, несмотря на все усилия церковников, их евангелизаторская деятельность в странах, подвергшихся колонизации, не привела к массовому обращению местного населения в христианство. Христиане составляют напр., всего ок. 16% африк. населения Центр, и Южн. Африки. При этом многие, кто числятся христианами, являются ими лишь номинально. В последнее время в колониях и странах, бывших колониями, местами происходит процесс дехристианизации.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Евангелизация
(Evangelism). Так называют распространение Благой вести о спасении в Иисусе Христе, имеющее целью примирить грешника с Богом Отцом через возрождающую силу Св. Духа. Слово "евангелизация" происходитот греч. существительногоeuangelion (" благая весть ") и глагола euangelizomai (" приносить благую весть").
Евангелизация основана на инициативе самого Бога. Благодаря Божьим деяниям верующие имеют Весть, крую они должны нести людям. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного…" (Ин 3:16). "Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим 5:8). Подобно отцу, крый ждет блудного сына, или женщине, что ищет потерянную монету, или пастуху, что оставил свое стадо и отправился на поиски заблудившейся овцы (Лк 15), Бог любит грешников и делает все для их спасения. Бог всегда милосердени "долготерпитнас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2ПетЗ:9).
Бог призывает нас помочь Ему в этом поиске заблудших. Чтобы уверовать в Благую весть, люди должны сначала услышать и понять ее (Рим 10:1415). Поэтому Бог назначил нас посланниками своего Царства и отправил нас в мир как вестников примирения (2 Кор 5:1121).
Всеобъемлющее определение евангелизации было дано на Международном конгрессе всемирной евангелизации в Лозанне (1974). Как говорится в Лозаннском соглашении, "евангелизация есть распространение Благой вести о том, что Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, по Св. Писанию, и что Он как Господь предлагает теперь прощение грехов и освобождающий дар Духа всем, кто покается и уверует в Него. Без участия христиан невозможна ни евангелизация мира, ни истинный диалог, подразумевающий слушание и понимание. Цель евангелизации проповедовать исторического, библейского Христа как Спасителя и Господа, чтобы убедить людей прийти к Нему и лично примириться с Богом. Неся людям евангельский призыв, мы не имеем права скрывать от них цену такого ученичества. Иисус призывает всякого, кто хочет следовать за Ним, отречься от себя самого, взять свой крест и отождествить себя со своим новым сообществом. Ответ на евангелизацию это покорность Христу, вхождение в Церковь и ответственное служение в мире ".
Весть. В свете этой формулировки мы можем выделить несколько составных частей евангелизации. Первая из этих частей это Весть, крую мы несем людям. Подлинно библейская евангелизация предполагает сообщение сведений об истинной природе духовного мира. Эти сведения должны касаться как природы греха и причины страдания грешников (Рим 3), так и Божьей любви и стремления Бога примириться с заблудшими (Ин 3; 2 Кор 5). Необходимо ясно говорить о том, что Иисус Христос занимает центральное место в Божьем плане искупления, что мир примирился с Богом во Христе, Который умер за наши грехи и воскрес из мертвых, по Св. Писанию(1 Кор 15; 2 Кор 5; Рим 10). Следует также напоминать о том, что Бог прощает грехи и дарует Св. Духа всякому, кто покается и уверует в Иисуса Христа (Деян 2; Ин 3). Т.о., евангелизация основывается на Слове Божьем и являет собою рассказ о свершениях Бога.
Метод. Важен и вопрос о методах евангелизации. Благая весть может быть донесена до слушателей различными способами, причем Св. Писание не выделяет никакой конкретный способ как единственно возможный. Из НЗ мы знаем, что первые христиане распространяли свою веру как путем проповедей и учительства, так и через личные контакты. В наши дни используются самые разные методы евангелизации: от маесовых евангелизационных кампаний до дружеских встреч и т. п. Христиане научились проповедовать через прессу и телевидение. Все эти средства хороши, если только Весть сообщается ясно, честно и с любовью. Чрезмерная напористость, манипуляция сознанием, запугивание и искажение Вести (пусть с самыми благими намерениями) могут дать некие "результаты", но в конечном счете вредят делу евангелизации. Евангелизация может включать и напористость, и конфронтацию, но ее основой должны быть честность и любовь. К-ром е того, благовестники должны знать нужды своей аудитории и говорить так, чтобы быть услышанными (1 Кор9:1923). Ипо сей день не утратили своего значения слова ап. Павла о методах евангелизации: " Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову… дабы я открыл ее, как должно мне возвещать. Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше (да будет) всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому" (Кол 4:36).
Цели. Следует сказать и о целях евангелизации. Евангелизация направлена прежде всего на то, чтобы люди обрели новые отношения с Богом через Иисуса Христа. Благовестники стремятся силою Св. Духа пробудить в ближних покаяние, решимость и веру. Конечная же их цель это не более и не менее как обращение грешника к принципиально новой жизни. Но как узнать, достигла ли евангелизация этих целей, правильно ли понята Весть, сделал ли слушатель решающий выбор "за" или " против " Вести? С теологической точки зрения результаты евангелизации зависят, конечно же, не от проповедника, а отДуха. Но на практике проповедник во многом предопределяет реакцию слушателей когда объясняет им, к чему именно он их призывает. Любой проповедник говорит прежде всего о необходимости ответить Богу покаянием и верой, но он должен упомянуть и об обязанностях, предусмотренных христианским ученичеством.
Т.о., спеша донести до ближних Благую весть, мы не имеем права умалчивать об обязанностях, крые берет на себя тот, кто ее принимает. Некрые проповедники проводят различие между принятием Христа как Спасителя и принятием Его как Господа. Это создает у слушателя впечатление, что он может обрести прощение грехов и не покорившись всецело Христу, не посвятив себя служению Христовой Церкви. Такие представления не согласуются с НЗ и становятся причиной того, что многие новообращенные оказываются нестойкими в вере. Дело в том, что этим людям была предложена "дешевая благодать", имеющая мало общего с благодатью евангельской. Между тем человек, услышавший Благую весть, должен сразу же, не откладывая, просчитать "цену" своего согласия или отказа. Обращение к Иисусу Христу дарует нам отпущение грехов, но при этом подразумевает необходимость исполнять заповеди Божьи и присоединиться к Церкви, Телу Христову. Иисус сказал: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…" (Мф 28:1920).
Чтобы подчеркнуть связь между обращением и ученичеством, проповедник должен не только нести людям Благую весть, но и воплощать ее в своей жизни. Для Иисуса и первых христиан проповедь была неразрывно связана с поступками (Лк 4:1819; Деян 10:3638; Рим 15:1819). Возвещать спасение, не показывая его преображающую силу в плодах Духа и добрых делах, столь же бесполезно, как и показывать плоды новой жизни во Христе, не объясняя, благодаря чему они появились. Проповедовать спасение, не являя любовь Христову в своей частной жизни и общественной деятельности, это не евангельское благовестив. Целостный подход к евангелизации не предполагает стирания грани между возрождением и освящением, но требует максимального их сближения.
T.P.Weber(пер. А.г.) Библиография: D. Watson, /Believe in Evangelism; J.I. Packer, Evangelism and the Sovereignty of God; J.D. Douglas, ed.,Let the Earth Hear His Voice; J. Engel and W. Norton, Whats Gone Wrong with the Harvest? A. Johnston,The Battle for World Evangelism.
См. также: Евангелие, Благая весть; Обращение; Возрождение (духовное).

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Миссия евангелизации Римо-католической Церкви в информационную эпоху

Кияк Максим Тарасович
Радикальные изменения, которые происходят в сфере средств массовой информации, привели к значительному культурному и социальному развитию. Новые технологии меняют не только способ общения, но и саму коммуникацию.