согласно церк. традиции - авторы жизнеописаний Иисуса Христа - евангелий. Авторами канонич. евангелий считают
ся Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Историч. исследования показывают, что евангелия, вероятно, складывались в кон. 1 - нач. 2 в., т. е. позже времени жизни тех лиц, к-рым приписывается христ. преданием авторство евангелий.
ЕВАНГЕЛИСТЫ
ЕВАНГЕЛИСТЫ
Источник: Атеистический словарь
ЕВАНГЕЛИСТЫ
1) Мифич. авторы евангелий: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Первый и последний из них, по церк. традиции, были апостолами, Марк – учеником апостола Петра, Лука – учеником и спутником апостола Павла. 2) Е. (или евангельские христиане) – название одной из христианских протестантских сект. Основана во 2-й пол. 19 в. в Англии лордом Редстоком, им же была создана (в 1874) первая община Е. х. в Петербурге. Вероучение и культ ?. х. близки к баптистским (см. Баптизм). В России и СССР секта долго существовала отдельно от баптистской – в значит. мере из-за конкуренции руководящих группировок. В 1944 Е. х. влились в секту баптистов, но небольшая часть их осталась вне организации.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ЕВАНГЕЛИСТЫ
одна из христ. протестантских сект, близкая баптистам. В отличие от баптистов, с к-рыми они не имеют существ, расхождений в вероучении, Е. в проповеди предпочитали обращаться лишь к еванг. (новозав.) текстам и считали важной только проповедь евангелия. Первоначально Е. были известны в России как редстокисты, называясь так по имени лорда Грэнвилла Редстока, в 1874 прибывшего из Англии в Петербург, и имели последователей преимущественно в аристократич. кругах (княгини Гагарина и Ливен, граф Корф, отставной гвардии полковник В. А. Пашков и др.). После того как секту возглавил Пашков, ее приверженцы стали называться также пашковцами. Е. развернули широкую миссионерскую деятельность в разных слоях населения Тульской, Яросл., Моск., Новгор., Тверской и др. губ. Особенно настойчиво они распространяли свое вероучение в рабочей среде, издавая журн. «Русский рабочий» (1875—1886) и всемерно противодействуя рев. борьбе рабочих. Накануне революции 1905 Е. вошли в состав либерально-бурж. объединения сект. Их глава И. С. Проханов стал одним из составителей сектантской «Полит. платформы Союза свободы, правды и миролюбия», близкой к позициям кадетов. После Февр. революции Проханов образовал на базе секты бурж. христ.-демократич. партию «Воскресение», к-рая защищала капиталистич. и помещичью собственность. Враждебно встретив Окт. социалистич. революцию, руководители Е. пытались противопоставлять ей религ. «.революцию духа», во время гражд. войны и иностр. интервенции были в лагере контрреволюции. Сов. власть они признали лишь под давлением рядовых верующих после окончания гражд. войны. Социалистич. преобразования в стране обусловили численное уменьшение и падение значения Е. Оживление их деятельности имело место во время войны с фашистскими захватчиками и в первые послевоенные годы. В 1944 Е. объединились с баптистами в церковь еванг. христиан-баптистов (ЕХБ). В 1945 к ним присоединились пятидесятники. Однако остались и нек-рые общины Е., не вошедшие в это объединение. Евангелистами также называют лиц, к-рым приписывается составление евангелий.