Эмпиризм
философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником представлений, идей, понятий, знаний.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Эмпиризм
философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. Э. недооценивает роль рационального познания (теорий, понятий).
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
ЭМПИРИЗМ
(греч. empeiria – опыт) – направление, признающее чувственный опыт источником знания и считающего, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
Эмпиризм
от греч. empeiria — опыт) — философское учение, направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, недооценивая роль рационального познания (теорий, понятий); ср. рационализм.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
Эмпиризм
философская позиция, согласно которой все знание выводимо из опыта. Позиция Э. сужает и примитивизует возможности познания, не учитывает того, что человеческий разум, опираясь на данные опыта, способен выходить далеко за рамки опыта, обобщать, прогнозировать и т.п.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
ЭМПИРИЗМ
комплекс эмпирических процессов. (Именно в этом смысле говорят о«блужданиях эмпиризма».)
Слово обозначает также доктрину (развивавшуюся Лок-ком, Юмом), согласно которой все знание идет от опыта. Эмпиризм противостоит рационализму и теории врожденных идей (Декарт).
Источник: Философский словарь
ЭМПИРИЗМ
(от греч. етрета — опыт) — философское направление, признающее человеческий опыт единственным источником познания. В противоположность рационализму, полагающему в качестве такого источника разум. Сторонники эмпиризма считают, что всякое познание возникает из опыта и опытом же удостоверяется, тогда как разум способен лишь комбинировать материал, представляемый опытом, и не прибавляет ничего нового к содержанию знания.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
ЭМПИРИЗМ
[гр. empeiria опыт] – учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Однако основная противоположность рационализму состоит не в вопросе о происхождении или об источнике знания: некоторые рационалисты согласны с тем, что в уме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях, а в том, что эмпиризм выводит всеобщий и необходимый характер знаний не из самого ума, а из опыта.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
ЭМПИРИЗМ
одна из основных философских интерпретаций природы научного знания, согласно которой главным (основным) источником, основанием и критерием истинности любых утверждений науки является их соответствие конкретному множеству эмпирических (чувственных) данных. Наиболее последовательной формой утверждения этой гносеологической позиции явилось такое течение философии и методологии науки как позитивизм. Основные представители — Дж. Ст. Милль, Р. Карнап, К. Поппер и др. (См. позитивизм, эмпириокритицизм, логический позитивизм, постпозитивизм).
Источник: Философия науки: Словарь основных терминов
ЭМПИРИЗМ
направление в гносеологии, рассматривающее чувственный опыт в той или иной его форме как единственный источник познания и критерий истинности всякого знания. В зап.-европ. философии XVII— XVIII вв. Э., элементы к-рого содержались еще в учениях ср.-век. номиналистов (см. Номинализм и Реализм), развился в целостную филос.-методол. систему, нашедшую свое полное выражение в учении Локка. Осн. методол. установки Э. представлены в кн. Ф.Бэкона «Новый Органон» (1620). В XIX — начале XX вв. принципы Э. в филос. и науч. познании активно отстаивались представителями позитивизма и прагматизма. Автором концепции «радикального Э.» явл. Дж.С.Милль. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Эмпиризм
направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания; философское учение, утверждающее, что все знание приобретается из опыта. Различают эмпиризм идеалистический и материалистический. Идеалистический эмпиризм (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, логический эмпиризм) ограничивает опыт совокупностью ощущений, отрицая, что в основе опыта лежит объективная реальность. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, французские материалисты XVIII века) признает источником чувственного опыта объективно существующий внешний мир. Ограниченность эмпиризма – в абсолютизации опыта, чувств и недооценке рационального познания.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
ЭМПИРИЗМ
от греч. опыт) - направление в гносеологии, представители которого считают чувственный опыт единственным источником познания. В качестве целостной гносеологической концепции сформировался в XVII-XVIII вв. Сильная его сторона - детальный анализ чувственный знаний. Абсолютизация опыта приводит к фактическому отказу от мышления. В истории философии выступал как идеалистический (Юм, Беркли, Мах, Авенариус, современный логический эмпиризм), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения, представления) и как материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк), считавший, что источником чувственного опыта является объективно существующий мир.
Источник: Тематический философский словарь
Эмпиризм
от греч. empeiria — опыт) — противоположная рационализму теория научного познания, рассматривающая эмпирический опыт как единственный или главный источник знания (по Канту это апостериорный источник знания в отличие от априорного). Как эпистемологическая доктрина эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. в рамках как материалистических, так и идеалистических теорий. Материалистическая форма эмпиризма исходит из того, что ощущения и опыт отражают объективно существующие вещи и их признаки (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк). Идеалистическая версия эмпиризма признает единственной реальностью субъективный опыт, возможно, вовсе не отражающий действительность (Дж. Беркли, Д. Юм).
Источник: История и философия науки
ЭМПИРИЗМ
методологическая установка, согласно которой источником научного знания являются данные наблюдений и экспериментов. Наиболее последовательно эта точка зрения защищалась британскими эмпирицистами (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, Дж. Ст. Миллъ — см.), а также эмпириокритиками (Р. Авенариус, Э. Мах — см.), неопозитивистами (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат — см.), многими представителями аналитической философии (см.), например У. Куайном (см.). Эмпирицистов неизменно обвиняют в недостатке концептуальности, но и их подход обладает несомненными достоинствами.
Разумеется, экспериментальные факты в немалой степени способствуют выработке новых теорий. Об этом свидетельствуют, в частности, успехи, достигнутые благодаря статистической обработке данных измерений.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
ЭМПИРИЗМ
от греч. empeiria опыт) - направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии); с методологической точки зрения - принцип, согласно которому вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на этом опыте (см. Позитивизм, Прагматизм). Радикальный эмпиризм признает при этом лишь чувственные восприятия, умеренный эмпиризм отводит им, во всяком случае, решающую роль. Противоположность - рационализм. Уже средневековый номинализм был эмпиристическим. Основателем гносеологического эмпиризма в новой философии, развивавшегося в тесной связи с прогрессом в области современного экспериментального естествознания, является Локк, основателем методологического эмпиризма - Фрэнсис Бэкон; главный представитель эмпиризма в 19 в. - Дж. Ст. Милль. Современная физика покоится на эмпиризме, имеющем логическое направление.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Эмпиризм
Так называется одно из направлений философии во взгляде на познание и происхождение познавательной деятельности. В древности известнейшим представлением эмпиризма был Эпикур. Первый ясно высказавший начала эмпиризма в новые времена был Локк. По учению его, источником всех наших идей служат ощущение и рефлексия, т. е. внимание к тому, что сообщается ощущением и что происходит в рассудочной деятельности или в умственной переработке данного ощущением материала. Локк не отвергает, что рядом с ощущением есть и другой источник познания; но в самом объяснении и дальнейшем подробном анализе он не показывает, в чем именно состоит участие самой рефлексии в образовании идей. Оттого эмпиризм составляет нечто зыбкое и недосказанное, и исторически он скоро был сменен сенсуализмом и материализмом с одной стороны, и идеализмом умеренным и крайним — с другой. Эмпирический — основанный на опыте.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876
ЭМПИРИЗМ
(от греч. - опыт) - направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания. В истории философии эмпиризм всегда был тесно связан с сенсуализмом. В философии Аристотеля ряд положений эмпиризма был противопоставлен умозрительному истолкованию знания Платоном. Элементы эмпиризма встречаются и у некоторых философов Средневековья, в частности умозрительный эмпиризм, не опирающийся на практику науки (Фома Аквинский). В европейской философии Нового времени эмпиризм сложился в одну из основных концепций теории познания, ориентированных на практику научного исследования внешнего мира. Основоположником и крупнейшим поборником эмпиризма стал Ф. Бэкон. Различные элементы эмпиризма развивались затем Локком, многими просветителями XVII - XVIII вв., в особенности Кондильяком. Эмпиризм обычно противопоставляется рационализму, подчеркивающему преимущественную роль ума в происхождении и функционировании знания.
Источник: Краткий философский словарь 2004
ЭМПИРИЗМ
направление в гносеологии и методологии научного познания, утверждающее приоритет опытного, эмпирического знания над теоретическим, тесно связан с сенсуализмом. Сформировался в XVII-XVIII вв. (основоположник – Ф. Бэкон) в связи с необходимостью конституировать возникающее экспериментальное естествознание и снабдить его надежной методологией. Формирование эмпиризма связано с критикой умозрительности схоластики и полемикой с рационализмом. В обосновании своей методологической позиции эмпиризм опирается на идеи номинализма и сенсуализма. В XIX-XX вв. методологическиеустановки Э. были приняты позитивизмом, эмпириокритицизмом. Эмпиризм – односторонняя методологическая позиция, не учитывающая специфики теоретического уровня научного познания и диалектики связи эмпирического и теоретического. Последовательное развитие эмпиризма обычно приводит к возникновению на его базе субъективно-идеалистических концепций (Беркли, Юм, эмпириокритицизм).
Источник: Философия науки и техники: словарь
Эмпиризм
(от греч. – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм близок сенсуализму. В противоположность рационализму в эмпиризме рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который даётся в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания. В качестве целостной гносеологической концепции эмпиризм сформировался в ХVІІ–ХVІІІ вв. и выступал как материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Локк, Гоббс, Кондильяк) или субъективно-идеалистический, признающий единственной реальностью субъективный опыт (Беркли, Юм). В современной западной философии фундаментальное для эмпиризма понятие элементарных данных чувственности понимается как относящееся не к психическим переживаниям субъекта, а к некоторым объективно существующим чувственным сущностям («нейтральные элементы» мира Маха, «чувственные данные» неореалистов, «сенсибилии» Рассела и т. п.).
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
ЭМПИРИЗМ
направление в теории познания (в гносеологии), признающее чувственный опыт (эмпирию) главным источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм считает, что чувства, опыт несут вполне достоверную информацию, дело рассудка, мышления ее обработать и выразить в идеях. Более ничего дополнительного разум нам не прибавляет. Основателями эмпиризма как направления в нововременной философии считаются Ф.Бэкон, Дж.Локк. Они описали различные виды и формы опытного знания, проклассифицировали этапы формирования знания от первых ощущений до получения сложных идей (Локк). В Новое время эмпиризм противостоял рационализму (см. рационализм). Впоследствии И.Кант, поняв их односторонность, разрабатывает теорию познания, в которой опыт и рассудочное мышление вместе являются непременными и едиными сторонами познавательного процесса. Данное диалектическое единство было подтверждено в материалистической диалектике и выражено в современной науке в единстве эмпирическо-экспериментального и теоретического знания.
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
ЭМПИРИЗМ
греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. При этом, другая познавательная способность человека - разум - рассматривается в Э. только как сочетание и перекомпоновка того материала, который дан нам в опыте, а также как способность, в принципе ничего не добавляющая к содержанию нашего знания. В методологическом плане Э. - это принцип, согласно которому жизненная практика, мораль и наука должны базироваться исключительно на соответствующем опыте. В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в 17-18 вв. В истории философии Э. выступал как идеалистический (Юм, Беркли, Мах, Авенариус, современный логический Э. и т.д.), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения, представления), и как материалистический Э. (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк и др.), считавший, что источником чувственного опыта является объективно существующий мир. Противоположен Э. - рационализм. (См. также: Опыт, Эмпирическое и теоретическое).
Т.Г. Румянцева
Источник: Новейший философский словарь
Эмпиризм
(от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственного опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины, эмпиризм рациональную познавательную деятельность сводит к разного рода комбинациям того материала, который поставляется опытом, и толкует эту деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию знания. Родоначальником эмпиризма считается Ф.Бэкон (1561–1626), который описал различные виды экспериментального знания в целом. Создателем теории познания, основанной на эмпиризме, стал Дж.Локк (1632–1704). Согласно Локку, не существует врожденных идей и принципов – ни теоретических, ни практических (нравственных), включая идею Бога, а все человеческое знание проистекает из опыта – внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексия). Сознание приобретает содержание – «идеи», только с помощью опыта, а после посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Высший принцип Локка гласит: «Нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях, в чувствах». Своей теорией познания Локк заложил основы сенсуализма, направления, родственного эмпиризму.
Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.
Эмпиризм
(греч. — опыт) — учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, будто все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический Э. (Беркли, Юм, Мах, Авенариус, Богданов, совр. логический эмпиризм и т. д.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический Э. (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, фр. материалисты 18 в.) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир. Однако основная противоположность между Э. и рационализмом состоит не в вопросе о происхождении или об источнике знания: некоторые рационалисты согласны с тем, что в уме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях. Гл. пункт разногласия в том, что Э. выводит всеобщий и необходимый характер знаний не из самого ума, а из опыта. Некоторые эмпирики (напр., Гоббс, Юм) под влиянием рационализма пришли к выводу, что опыт не способен сообщать знанию необходимое и всеобщее значение. Ограниченность Э. состоит в метафизическом преувеличении роли опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления. Эти недостатки были преодолены марксистской философией благодаря рассмотрению всех вопросов теории познания с позиций диалектики практики (Познание, Теория и практика, Созерцателъность).
Источник: Философский словарь. 1963
ЭМПИРИЗМ
(Empirismus) — теоретико-познавательное направление, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии); с методологической точки зрения — принцип, согласно которому вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на этом опыте; см. Позитивизм; Прагматизм. Радикальный эмпиризм признает при этом лишь чувственные восприятия, умеренный эмпиризм отводит им, во всяком случае, решающую роль. Противоположность —рационализм. Уже средневековый номинализм был эмпиристическим. Основателем теоретико-познавательного эмпиризма в новой философии, развивавшегося в тесной связи с прогрессом в области современного экспериментального естествознания, является Локк, основателем методологического эмпиризма — Фрэнсис Бэкон; главный представитель эмпиризма в XIX в. — Дж. Ст. Милль; к критикам эмпиризма нашего времени относится, в частности, Г. Динглер. — Современная физика покоится на логическо-ориентированном эмпиризме.
И. Dirigier. Das Experiment, sein Wesen und seine Geschichte, 1928; K. Deichgräber. Die griech. Empirikerschule, 1930,1965; H. Pfeil. Der Psychologismus im engl. E., 1934 (Nachdruck, 1973); H. Dingler. Die Ergreifung des Wirklichen, hg. 1955; F. Kambartel. Erfahrung u. Struktur. Bausteine zu einer Kritik des E. und Formalismus, 1968; L. Krüger. Der Begriff des E., 1973; H. Schleichert (Hg.). Log. E. — Der Wiener Kreis, 1975; M. Benedikt. Der philos. E., 1977; R. S. Woolhouse. The Empiricists. Oxford, 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
эмпиризм
(от греч. «empiria» – опыт) – направление в гносеологии и методологии науки , представители которого признают единственным подлинным источником знаний чувственный опыт, не обязательно внешний. Так, локк говорит о двух видах опыта – внешнем (постижение явлений, вещей, их свойств и качеств через обычные органы чувств) и внутреннем (т. Наз. Рефлексии) – опыте, направленном «на себя», на свои состояния, чувства, переживания. Как последовательная гносеологическая доктрина э. Впервые был проведен эпикурейцами (как антитеза платонизму). См. Сенсуализм. В новое время (наряду с рационализмом) был одной из главных гносеологических и методологических доктрин, развивался преимущественно на британских островах. Основоположником британского эмпиризма нового времени считается ф. Бэкон, а наиболее крупными его последователями – т. Гоббс, дж. Локк, дж. Беркли и д. Юм. Выделяют две ветви э. – натуралистический (материалистический) э. (сенсуализм), который был характерен для гоббса, отчасти для локка и в полной мере – для французских философов эпохи просвещения, и субъективно-идеалистический э., феноменализм позднего британского э. (беркли – юм). Для э. Характеры тезисы «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах», «существовать – это быть воспринимаемым», «единственным подлинным источником всех наших представлений о вещах, знаний о них, являются непосредственные восприятия этих вещей, данность их в опыте, «впечатления» от них». Э. Как таковая доктрина за свою односторонность был подвергнут резкой критике со стороны канта в его теории «двух стволов познания», согласно которой ни чувственность, ни рассудок по отдельности вообще не могут дать знания, и, хотя «все наше познание начинается с опыта, но целиком из опыта не происходит, кое-что наша познавательная способность дает от себя самой». Э. Как методология научного поиска был возрожден в позитивизме (см. Верификация) и вновь раскритикован в постпозитивзме (см. В статье кумулятивизм).
Источник: Краткий философский глоссарий
ЭМПИРИЗМ
(лат. empeiria – опыт) – гносеологическая и методологическая установка, полагающая чувственный опыт в качестве основного источника и содержания знания. Э. также предполагает практическое использование результатов научного исследования; центральная категория Э. – «опыт», содержание которой подразумевает не только знание, но и умение, процесс применения знаний, «испытание природы» и ее преобразование. Понятие опыта включает также соотнесение и оценку полученных знаний с индивидуальной установкой человека; Локк применял понятие «опыт» не только к данным, полученным извне, но и к внутренней жизни человека. Э. тесно связан с сенсуализмом , совпадая с ним в понимании источника знания и его сущности.
Э. может принимать различные формы. Он сочетается как с материалистическими принципами (Бэкон, Гоббс , Локк), так и с идеалистическими (Беркли, Юм ). Как целостная концепция Э. возникает в Европе в XVII–XVIII вв. В это время он, наряду с противоположным направлением – рационализмом – был в центре философских дискуссий. В качестве родины Э. большинство исследователей единодушно называют Англию. Девизом возникшего в 60-х годах XVII в. Лондонского Королевского общества было «Ничего со слов!».
Э. является предпосылкой позиции, согласно которой магистральный путь развития науки – ориентация на эмпирическое знание. Основные методы научного исследования, с точки зрения Э., наблюдение, описание, эксперимент. Основная логическая операция, используемая Э., – индуктивное обобщение. В методологии позитивизма данные опыта, зафиксированные в знаковой форме («протокольные предложения»), составляют базис научного познания. В исследовательской программе постпозитивизма Э. отказано в статусе универсальной методологической установки, опыт изначально «нагружен» теорией. Особые трудности Э. испытывает при обращении к оценке гуманитарного знания, в котором подвергается корректировке само понятие «опыт», не всегда возможно использование эмпирических методов исследования, сведение теоретических положений к эмпирическому базису.
Источник: Краткий философский словарь.
ЭМПИРИЗМ
от греч. опыт) — теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Первая и исторически наиболее распространенная форма эмпиризма — сенсуализм. Когда в нач. 20 в. выявилась невозможность осуществления сенсуалистской программы, на смену ему пришли другие формы эмпиризма. Сначала это была попытка интерпретировать восприятие (а вслед за ним — знание вообще) в понятиях «чувственных данных» (см. Восприятие). Когда и эта программа оказалась неосуществимой, логический эмпиризм выдвинул трактовку опыта как совокупности протокольных предложений, использующих «вечный язык», с помощью которого в пространстве и времени описываются непосредственно данные события, относящиеся к физическим вещам (причем к этому опыту логический эмпиризм пытался сложным путем свести все знание).
Все виды эмпиризма стремятся показать, что знание, кажущееся внеопытным, является либо сложным продуктом опыта (логика и математика для Д. С. Милля), либо не знанием, а совокупностью аналитических утверждений, эксплицирующих некоторые особенности языка (логика и математика в трактовке логического эмпиризма), либо бессмыслицей (философская метафизика для всех представителей эмпиризма).
К сер. 20 в. выявилась невозможность осуществления программы эмпиризма в любой его форме. Во-первых, было показано, что нельзя обосновать чисто опытным путем лежащие в основе научного исследования постулаты научного вывода, о чем писал Б. Рассел (в частности, правила индукции, постулат независимых причинных линий, постулат аналогии и др.). Во-вторых, после работ У. Куайна стало ясно, что разделение синтетических (опытных) и аналитических (внеопытных) высказываний условно и относительно. Опыт не может быть «данным», а всегда нагружен интерпретацией. В случае научного знания это теоретическая интерпретация эмпирических высказываний. В-третьих, в рамках современной когнитивной психологии было показано, что врожденные перцептивные эталоны и когнитивные карты играют важную роль в процессе чувственного восприятия.
В. А. Лекторский
Источник: Новая философская энциклопедия
ЭМПИРИЗМ
от греч. ???????? – опыт) – филос. направление, представители к-рого считают чувств. опыт единств, источником знаний. Как и противостоящий ему рационализм, Э. возник в философии нового времени; он связан особенно с англ. традицией. Сильная сторона Э. состояла в ориентации на детальный анализ чувств, познания, на сенсуализм в теории познания. Вместе с тем для всех направлений Э. характерно резкое принижение или даже игнорирование роли рационального познания. Абсолютизация опыта, как показал Энгельс, приводит к фактич. отказу от мышления, ставит познание в такое положение, когда оно не только мыслит ошибочно, но и оказывается не в состоянии верно следовать за фактами или хотя бы только верно излагать их (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 434). В развитии Э. существовали его материалистич. и идеалистич. разновидности. Материалистич. Э. характерен особенно для раннего периода нового времени (Бэкон, Гоббс, Локк, франц. материалисты 18 в., Кондильяк и др.). Т. зр. материалистич. Э. наиболее ярко выражена Бэконом, полагавшим, что одна индукция может обеспечить точность идеям, и франц. материалистами (ср., напр., у Гельвеция: "Все, что недоступно чувствам, недостижимо и для ума" – см. "О человеке...", М., 1938, с. 441). Именно ранний, материалистич. Э. сыграл положит. роль в истории философии, способствуя освобождению последней от пут теологии. Идеалистич. Э. получил особенно широкое распространение с сер. 19 в., когда он выступил в качестве гносеологич. основы позитивизма и родственных ему направлений (махизма, прагматизма, логич. позитивизма и др.), сводящих процесс познания к чисто эмпирич. описаниям фактов и их систематизации. Эта линия развития Э., идущая от Юма, в конечном счете приходит к агностицизму, а отрицание ею теоретич. мышления порождает отказ от философии. Позитивистски ориентированный Э. характерен для ряда представителей бурж. социологии. Диалектич. материализм преодолевает ограниченность исходных позиций Э. и строит свою теорию познания на основе материалистич. сенсуализма и материалистич. трактовки опыта. Лит.: см. при ст. Опыт. И. Андреев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Эмпиризм
Всякая теория познания, на первое место ставящая опыт, отказываясь, например, от врожденных идей Декарта и априорных форм Канта. Для эмпирика разум не является первичной, абсолютной данностью – он сам вытекает из опыта, как внешнего (ощущение), так и внутреннего (размышление), и в одно и то же время зависит от опыта и придает ему форму (в частности, посредством использования знаков). Тем самым эмпиризм противостоит рационализму, понимаемому в узком гносеологическом смысле. Что, разумеется, не мешает ему оставаться рациональным в широком или нормативном смысле: большинство великих эмпириков (Эпикур, Бэкон, Гоббс, Локк, Юм и другие) всю жизнь сражались за торжество разума и ни в коем случае не против опыта, чего разум делать не может и не должен, а против обскурантизма и варварства.
Этим объясняется тот факт, что в ХХ веке логический эмпиризм стал проявлять повышенный интерес к науке, вплоть до отрицания всякой метафизики: «Логический анализ выносит приговор мнимому знанию, полученному помимо опыта или “за спиной” опыта», – писал Карнап, обвиняя его в бессмысленности. Логика признает только логику (она носит аналитический, а не синтетический характер). Лишь опыт, в частности научный опыт, позволяет нам познавать мир.
Это утверждение должно оставаться справедливым даже в случае, если мир познаваем, что, в свою очередь, всегда предполагает, что в нем есть непознанное. И здесь снова вступает в свои права философия, в том числе в своем умозрительном измерении, запрещая себе именоваться наукой. Эмпиризм совсем необязательно антиметафизичен. Но он всегда против догматики, во всяком случае, должен быть против догматики. Если всякое знание происходит из опыта, разве можем мы познать все или достичь хотя бы в чем‑нибудь абсолютного знания? Откуда у нас возьмется уверенность, что опыт открывает истину, если проверить это можно лишь через другой опыт? И как убедиться, что не существует знания вне опыта, если по самой своей природе оно лежит вне наших возможностей познания? Эмпиризм, поначалу выступавший как догматическое учение (в особенности у Эпикура и Лукреция), в новейшее время смыкается скорее со скептицизмом. Чем шире опыт, тем яснее нам его границы, которые в то же время являются и нашими собственными границами.
Источник: Философский словарь.
ЭМПИРИЗМ
направление в теории познания, сводящее познание к чувственному опыту (ощущениям, восприятиям и т. п.). В понимании сущности познания Э. противостоит рационализму. В зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятие опыта, различают материалистический и идеалистический Э. Материалистический Э. понимает опыт как результат воздействия предметов и явлений внешнего мира на органы чувств человека; у эмпириков-идеалистов опыт носит чисто субъективный характер, человек в своем опыте, по их мнению, не выходит за пределы внутреннего мира (ощущений, переживаний и т. п.). Элементы материалистического Э. имели место в древности в эпикуреизме, в учении стоиков, а позже — в номинализме, однако наиболее полное выражение он получил в эпоху зарождения капиталистических отношений и становления современного естествознания у Ф. Бэкона, Локка, во французском материализме 18 в. Материалистический Э. сыграл прогрессивную роль в борьбе против богословия и средневековой схоластики, тормозивших развитие опытных наук. Э. на идеалистической основе был разработан в учениях Беркли и Юма, а затем — в эмпириокритицизме. Его придерживаются и многие представители современной буржуазной философии (Неопозитивизм), причем они сочетают Э. с логическим анализом знания, с исследованием его методами современной логики, с помощью к-рых делается попытка свести наше знание к тому, что непосредственно дано человеку в его ощущениях, переживаниях, к оперированию знаками языка. Непоследовательность Э., допускающего материалистическую и идеалистическую точку зрения, коренится в его односторонности, созерцательности, непонимании им всей сложности процесса познания. К Э. в полной мере применимы слова Ленина о том, что всякая истина, если ее сделать «чрезмерной», преувеличить, может быть превращена в абсурд. Э. исходит из того факта, что наши знания носят опытный характер. Познавая мир, мы так или иначе пользуемся тем материалом, к-рый доставляют нам органы чувств, к-рый мы получаем при непосредственном контакте с действительностью (с помощью наблюдения, измерения, эксперимента). И вот этот момент познания (живое чувственное созерцание) эмпирики превращают в главный, решающий, отводя другим познавательным способностям человека лишь вспомогательную роль. Э. приходит к такому выводу, поскольку рассматривает человека не как творца, активно преобразующего мир, а как пассивный объект внешних воздействий или же как существо, замкнутое в мире собственных ощущений. Односторонность Э. была преодолена марксистской гносеологией, доказавшей, что познание — это не только чувственный опыт, но и теоретическое мышление, без к-рого нельзя установить связи между явлениями, проникнуть в их сущность.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
ЭМПИРИЗМ
от греч. опыт), направление в теории познания, признающее чувств. опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Э. близок сенсуализму. В противоположность рационализму в Э. рациональная познават. деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, к-рый дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.
В качестве целостной гносеологич. концепции Э. сформировался в 17-18 вв. Он выступал как материалистич. Э., утверждавший, что чувств. опыт отражает в познании объективно существующие вещи (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк). В противоложность ему субъективно-идеалистич. Э. признавал единств. реальностью субъективный опыт (Беркли, Юм). В бурж. философии 20 в. появляется сочетание идеалистич. Э. с онтологизмом, т. е. с определ. допущениями о реальности: фундаментальное для Э. понятие элементарных данных чувственности понимается как относящееся не к психич. переживаниям субъекта, а к нек-рым объективно существующим чувств. Сущностям («нейтральные элементы» мира Маха, «чувств. данные» неореалистов, «сенсибилии» Рассела). Э. подобного типа сочетает в себе черты не только субъективного, но и объективного идеализма. Логич. Э. (логический позитивизм), разделяющий все осмысленные предложения на синтетические (эмпирические) и аналитические, утверждает, чтя первые могут быть редуцированы (сведены) посредством ряда логич. процедур к регистрации показаний чувств. опыта, и считает вторые бессодержательными.
Э. сталкивается с неразрешимыми трудностями выделения исходных компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм знания. Для объяснения реально совершающегося познават. процесса Э. вынужден выходить за пределы чувств. данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (память, активная деятельность рассудка) и логич. операциями (индуктивное обобщение), обращаться к аппарату логики и математики для описания опытных данных в качестве средств построения теоретич. знания. Попытки сторонников Э. обосновать индукцию на чисто эмпирич. основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувств. опыта потерпели провал.
Признавая чувств. опыт источником наших знаний, диалектич. материализм не сводит к нему все содержание знания и подчеркивает активную деятельность мышления. Чувств. опыт понимается в марксистской философии не как пассивное заиечатление воздействий внеш. мира, а как социально и культурно опосредованный познават. процесс активной деятельности субъекта. Диалектич. взаимосвязь чувств. и рационального познания - один из осн. принципов марксистской гносеологии. См. ст. Теория познания и лит. к ней.
Источник: Советский философский словарь