противостояние двух философских направлений Нового времени. В философии науки Нового времени отчетливо выделяются два направления: рационалистическая методология в континентальной части Западной Европы (Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант — см.) и британская эмпирицистская эпистемология (Фр. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм — см.). Рационалисты обращали особое внимание на основания науки. Декарт среди излюбленных им т. наз. ясных идей числил аксиомы математики. Лейбниц обратился к аксиомам логики, Кант занялся априорными принципами познания. Эмпирицисты относились к рационалистом не без изрядной доли скептицизма и даже иронии. Они полагали, что рационалисты вводят в науку признаваемые ими фундаментальными положения без достаточных на то оснований и, следовательно, многие из этих положений, если не все, являются надуманными. Сами они стремились, руководствуясь индуктивным методом, строить теории на твердом основании эмпирических данных. В связи с этим Локк развил теорию абстракций, а Юм — теорию ассоциаций. Оба исходили из простых идей, а затем образовывали из них производные идеи, абстракции и ассоциации. Интересно, что противостояние рационализма и иррационализма не потеряло актуальности и в наши дни. Эмпирическая тенденция воспринята в значительной степени всей современной англоязычной философией. Она стала в значительной степени лейтмотивом неопозитивистского движения, объединившего в 1930-х гг. многих философов из европейско-континентальной периферии, в частности из Австрии и Чехословакии.
Возрождению рационализма в значительной степени способствовали постпозитивисты, критики неопозитивизма, К. Поппер и И. Лакатос (см.). Поппер выступил от имени критического рационализма. Во Франции сложилась школа нового рационализма, во главе с Г. Башляром. Рационалистические тенденции всегда были и остаются весьма популярными в Германии. В доказательство этого утверждения достаточно отметить, что абсолютное большинство ведущих немецких философов демонстрирует свою приверженность идеям Канта. Таким образом, две рассматриваемые традиции не канули в Лету, но, разумеется, они существенным образом трансформированы.