ЛОГИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЛОГИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ
самоназвание логквдского позитивизма, получившее широкое распространение, начиная с 1930-х гг., особенно после переезда ведущих представителей австро-немецкого логического позитивизма в США. Сам термин «логический эмпиризм» призван был продемонстрировать независимость концепции его сторонников, претендовавших на радикальную «революцию в философии» и создание подлинной философии современной науки, от всех разновидностей прежней философии, не исключая и позитивизма, и подчеркнуть ориентацию на собственно научную эмпирию. Поздний логический эмпиризм 1950-х гг. вынужден был отказаться от ряда исходных принципов логического позитивизма Венского кружка, таких, как верификационизм, учение о безусловной достоверности базисных «предложений наблюдения» (см. Протокольные предложения), концепции сводимости теоретического языка науки к языку наблюдения, и принять ослабленные по сравнению с первоначальной доктриной последовательного логического позитивизма варианты, по существу являвшиеся замаскированным отходом от этой доктрины. В 1960-е гг. прекратил существование как самостоятельное течение, будучи вытесненным в философии науки на Западе т. н. постпозитивизмом (см. также Неопозитивизм).
В. С. Швырев

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛОГИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ
один из. вариантов аналитической философии, являющийся непосредственным продолжением логического позитивизма конца 20 — начала 30-х гг. 20 в. Осн. представители Л. э.— Карнап, Рейхенбах, Фейгль, Гемпель, Бергман, Франк. В качестве “эмпирического языка науки” Л. э. предлагал т. наз. вещный язык, выражающий чувственно воспринимаемые физические явления, а не язык личных переживаний субъекта. Это не означало, однако, перехода на позиции философского материализма, поскольку принятие вещного языка не было связано в Л. э. с признанием теоретического утверждения об объективном существовании мира вещей. Л. э. отбросил и выдвинутый в период Венского кружка принцип сводимости научного знания к эмпирически данному. Однако в научных понятиях Л. э. видел лишь “удобные” и “целесообразные” формы организации чувственно данного, а не отражение объективной реальности. Признание того, что научное знание помимо эмпирически данного имеет специфическое сверхчувственное содержание, по существу не согласовывалось с исходными гносеологическими идеями Венского кружка — принципом верифицируемости и др., верность к-рым Л. э. пытался сохранить. Это вело к внутренней противоречивости и эклектичности его доктрины, к-рые обусловили глубокий внутренний кризис Л. э. начиная с середины 50-х гг., выразившийся в отказе от широковещательных программ, характерных для раннего логического позитивизма, в принятии ослабленных компромиссных вариантов. В настоящее время полностью утратил свое влияние как самостоятельное направление философии науки на Западе и вытеснен т. наз, постпозитивизмом.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Логический эмпиризм
направление совр. буржуазной философии, являющееся непосредственным продолжением логического позитивизма конца 20-х — начала 30-х гг. и выступающее как один из вариантов аналитической философии. Осн. представители Л. э. — Карнап, Рейхенбах, Фейгль, Гемпель, Бергман, Франк. Сохраняя неизменными осн. идеи логического позитивизма — тезис о сведении философии к логическому анализу языка (теперь не только синтаксическому, как это было в начале 30-х гг., но и семантическому — логическая семантика), положение о невозможности теоретического оправдания существования объективной реальности и др., — Л. э. несколько видоизменился по сравнению с ранним логическим позитивизмом, в частности логические эмпиристы отказались от крайнего субъективизма Венского кружка. Так, в качестве «эмпирического языка науки» Л. э. предлагает т. наз. вещный язык, выражающий чувственно-воспринимаемые физические явления, а не язык личных переживаний субъекта. Это не означает, однако, перехода на позиции материализма, поскольку принятие вещного языка не связано для Л. э. с признанием теоретического утверждения об объективном существовании мира вещей. Л. э. отбрасывает и выдвинутый в период Венского кружка принцип сводимости научного знания к эмпирически данному. Однако в научных понятиях Л. э. видит лишь «удобные» и «целесообразные» формы организации чувственно-данного, а не отражение объективной реальности. Признание того, что научное знание помимо эмпирически данного имеет специфическое сверхчувственное содержание, по существу не согласуется с исходными гносеологическими идеями Венского кружка — принципом верифицируемости и др., верность к-рым Л. э. пытается сохранить. Это ведет к внутренней противоречивости и эклектичности его гносеологической доктрины. Л. а., как философское течение, претерпевает глубокий внутренний кризис,.выражающийся в отказе от широковещательных программ, характерных для раннего логического позитивизма, в принятии ослабленных компромиссных вариантов, в перенесении центра тяжести с широких философских проблем на конкретно-логические и конкретно-методологические исследования, в к-рых представители Л. э. имеют заслуги.

Источник: Философский словарь. 1963