ЭМИЛЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭМИЛЬ
(«Emile, ou de leducation») — роман Ж.Ж.Руссо (1762, рус. пер. J770), значительное место в к-ром уделяется воспитанию. Содержащееся в одном из разделов «Э.» «Исповедание веры савойского викария» — обоснование положений т.н. естественной религии - перекликается с обоснованием принципов морали. Будучи глубоко верующим человеком, Руссо исходит из убеждения в создании человека Богом и наделении его свободой воли, вследствие чего тот отвечает за свое поведение. Возражая П.Гольбаху, Руссо считает бессмысленным не понятие свободы, а понятие необходимости. Провидение не вменяет человеку в обязанность совершение злых поступков, за зло ответствен сам человек, хорошо осознавая различие между злом и добром. Зло известно всем, поскольку письмена добродетели написаны в сердцах людей рукой самой природы. Добродетели вытекают из чувства любви к другим людям, данным каждому наряду с любовью к себе. Обусловленные этой любовью чувства сострадания, жалости, милосердия нередко побуждают жертвовать своими интересами ради интересов других. По мнению Руссо, даже самые испорченные злодеи не могут не понимать, что поступают дурно; об этом говорит им совесть, коренящаяся в нравственном отношении к ближним. Называя совесть то «божественным инстинктом», то «голосом души» (в отличие от «голоса тела» — страстей), Руссо посвящает ей самые патетические строки. Если разум часто нас обманывает, то совесть не обманывает никогда; велениям совести покорны все, а муки совести заставляют человека менять самого себя, превращаясь из грешника в праведника. Вслед за другими просветителями Руссо как будто исходит из стремлений каждого к собственной выгоде, но откуда же тогда, спрашивает он, происходит то, что люди идут на смерть ради любви к родине, друзьям, детям, ради своих убеждений. Откуда чувство восхищения перед нравственной красотой? Слишком безнравственной была бы та философия, к-рая объясняла бы все поступки людей только личным интересом. Тем самым Руссо выступает против этики утилитаризма, развиваемой К.А.Гельвецием, и единственный среди просветителей ориентирует систему нравственных ценностей на альтруизм. Не утилитаризм и не разумный эгоизм (см. Эгоизм разумный), а именно альтруизм, по мнению Руссо, является символом морали. Руссо говорит о необходимости отношений доверия и уважения между равными личностями; о невмешательстве в частную жизнь другою; развивает особую этику брака; убеждает читателей в том, что воспитание гражданских добродетелей — послушание властям, служение Отечеству, соблюдение принципов общественного договора — отвечает требованиям воспитания. Роман «Э.» оказал влияние на развитие нравственных убеждений многих замечательных личностей — Л.Н.Толстого, И.Песталоцци, Жорж Санд и др. И.Кант испытал на себе воздействие нравственных идей Руссо, создавая свою этическую теорию. См. «О человеке».

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

«ЭМИЛЬ»
Ende ou de leducation) — воспитательный роман Ж.-Ж. Руссо, заложивший основы новой педагогики. Сразу же после выхода в свет в 1762 роман был запрещен парижским парламентом и осужден на сожжение из-за содержавшейся в нем проповеди естественной религии и равенства всех людей. Исходя из природного равенства людей, Руссо рекомендует учитывать в процессе воспитания только возрастные и индивидуальные особенности ребенка. От воспитателя требуется быть строгим, но не суровым и не убивать в своих воспитанниках способностей радоваться, смеяться, играть. Руссо выделяет четыре возрастных этапа, в соответствии с особенностями которых должно вестись воспитание; до 2 лет — физическое воспитание, от 2 до 12 лет — воспитание чувств, от 12 до 15 — умственное и от 15 до 18 — нравственное воспитание, Верный своей критике цивилизации, Руссо настаивает на воспитании ребенка в непосредственной близости к природе, не затронутой промышленностью и цивилизацией. Занимаясь легким земледельческим трудом и осваивая при этом некоторые важные принципы общежития (в т. ч. принцип частной собственности), ребенок получает не слишком серьезное и не слишком глубокое образование. Из книг, кроме Библии, воспитатель позволяет воспитаннику Эмилю читать только «Робинзона Крузо», т. к. именно в этой книге описана наиболее близкая природе жизнь человека. Воспитание и образование (Руссо не проводит между ними различия) должны осуществляться в процессе игры и сочетаться с обучением ремеслу: для Эмиля «игры суп» его занятия, и он не чувствует разницы между этим» (Педагогические соч., т. 1. М., 1981, с. 183). Руссо развивает здесь свои представления о браке (высказанные ранее в романе «Новая Элоиза»): брак должен основываться не на страстной любви, а на сердечной привязанности, дружбе, доверии. Жена не должна быть ни слишком красивой, ни слишком образованной; достаточно, если она будет обладать природным умом и привлекательностью, от нее требуется — понимать мужа, уметь вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Таков идеал Руссо, который во многом совпадает с позднейшим идеалом Л. Н. Толстого. Перед женитьбой Эмиль вместе с воспитателем некоторое время путешествует по разным странам Европы, знакомясь с политическими нравами и хозяйственными обычаями народов. Понимание принципов общественного договора — непременное условие завершения воспитания. В 4-й части «Эмиля» — «Исповедании веры савойского викария» — Руссо выступает против официальной католической религии и ее догматов, проповедуя идеи естественной религии, для которой достаточно лишь признания высшего разумного существа, творца всего существующего, воздаяния в загробной жизни и соблюдения принципов общественного договора вместе с законами государства. Руссо говорит о существовании наряду с «голосом тела» — физиологическими потребностями также и «голоса души» — совести, которая коренится в свободе воли, делающей человека ответственным за свои поступки: «Нравственное зло, бесспорно, есть дело наших рук... Человек! Не ищи иного виновника зла, кроме того, которое ты совершаешь или терпишь... и то, и другое приходит к тебе от тебя же самого» (там же, с. 334—335); «если благо и в самом деле есть благо, то оно должно быть таковым и в глубинах наших сердец, как и в наших делах, и первой наградой за справедливость является сознание того, что делаешь ее» (там же, с. 342). Влияние «Эмиля» чувствуется в романе Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера», им до конца своих дней восхищался Л. Н. Толстой. Идеи Руссо о соединении воспитания с игрой и полезным трудом сыграли большую роль в дальнейшем развитии педагогики (И. Песталоцци, Р. Оуэн и др).
Рус. переводы: Н. Страхова («Емильи София...», 1779), И. Виноградова («Емилий и Софья», 1799—1800). Дельсталь (первый полный пер., ч. 1—4,1807), П. Первова (1896,1911).
Т.Б.Длугач

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
187.87 кб

Концепция полоролевого воспитания в романе Ж. -Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании»

Штылева Любовь Васильевна
Рассматривается мысль о взаимодействии пола и сознания, которая стала одной из ключевых идей в этическом мышлении западных философов XYIII в. Идею зависимости морали от пола Ж.-Ж.
Читать PDF
9.97 мб

Начало социоэпистемологии: Эмиль Дюркгейм

Антоновский А. Ю.
Читать PDF
831.75 кб

95. 03. 003. Клэдис М. С. Коммунитарная защита либерализма: Эмиль Дюркгейм и современная социальная

Фомичев П. Н.
Читать PDF
497.83 кб

Эмиль Мишель Чоран: развенчание иллюзий существования человека

Малышев Михаил Алексеевич
Статья посвящена исследованию иллюзий в творчестве Эмиля Чорана, французского мыслителя румынского происхождения.

Похожие термины:

  • БЕНВЕНИСТ Эмиль

    -франц. языковед, культуролог. Посещал курсы Антуана Мейе в Школе высших практич. исследований. С 1927 преподавал там же сравнит, грамматику и всеобщее языкознание. Б. сотрудничал с Ж. Вандриесом, А. Ма
  • БРЕЙЕР Эмиль

    французский философ (Бар-ле-Дюк, 1876 — Париж, 1952), автор монументальной «Истории философии» (1926-1932) от досократиков до наших дней, с приложением по индийской философии
  • БРУННЕР Эмиль

    23.12.1889, Винтертур, 6.4.1966, Цюрих), швейцарский протестантский теолог. Профессор в Цюрихе с 1924. Представитель диалектической теологии. Выступая против либерального протестантизма XIX в. и возвращаясь к
  • БУГРУ Эмиль

    род. 28 июля 1845, Париж - ум. 22 нояб. 1921, там же) франц. философ, профессор с 1888. Согласно Бугру, законы( природы лишь в какой-то мере являются строгими законами, они оставляют место случаю, случайности, ин
  • БУТРУ Эмиль

    французский философ (Монруж, 1845 — Париж, 1921). Автор книги «О случайности законов природы» (1874). Преподавал в Париже в Высшей нормальной школе (1877) и Сорбонне (1885) [Фр. акад., 1912]. Бугру считает, что разли
  • ЧОРАН Эмиль

    1911-1995) - франц. литератор. Род. в Румынии в семье греческого священника, мать - венгерского происхождения. С 1937 жил и работал в Париже. Писал сначала по-румынски, а с конца 40-х - по-французски. Благодаря
  • ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ

    1858-1917) – французский философ, социолог и религиовед, один из основателей социологии религии, автор работы “Элементарные формы религиозной жизни” (1912).  
  • ЗОЛЯ, ЭМИЛЬ

    1840 - 1902) - французский романист, глава натуралистической школы. Созданный им новый литературный жанр Золя называет "экспериментальным романом", желая этим подчеркнуть, что в своем художественном тв
  • ЛЕДЕРЕР Эмиль

    (22 июля 1882 – 29 мая 1939) – нем. экономист и социолог, социал-демократ. Проф. Гейдельбергского (1922–30) и Берлинского (1930–33) ун-тов. После 1933–проф. "Новой школы социальных исследований" в Нью-Йорке; с 1910 –
  • КРЕПЕЛИН Эмиль

    род. 15 февр. 1856, Нейстрелитц - ум. 7 окт. 1926, Мюнхен) - нем. психиатр и психолог, ученик и друг В. Вундта; профессор с 1903. Применял в психиатрии методы экспериментальной психологии. Осн. произв. в пер. на ру
  • ЛАСК Эмиль

    род. 25 сент. 1875, Водовице, Краковское воеводство - ум. (погиб) 26 мая 1915) - нем. философ; с 1910 профессор в Гейдельберге, ученик Винделъбанда. Стремился дать новое обоснование метафизики с помощью своего
  • ПОСТ ЭМИЛЬ ЛЕОН

    Post Emu Leon) (11 февраля 1897, Августов, Польша — 21 апреля 1954, Нью-Йорк) — американский логик и математик. В 1920 получил степень доктора философии в Колумбийском университете. Читал лекции по математике и ло
  • СВОБОДА Эмиль

    Svoboda), (2 окт. 1878 – 19 авг. 1948) – чеш. философ, профессор гражд. права Карлова ун-та в Праге. В центре его внимания – этика и философия права. Взгляды С. формировались под влиянием инд. философии, франц. ра
  • Вандервельде, Эмиль

    Vandervelde, Emile) (1866-1938) - бельгийский социал-демократ и один из ведущих идеологов социал-патриотизма. Во время Первой Мировой войны он стал одним из министров в кабинете национального единства. Будучи в
  • ЛИТТРЕ ЭМИЛЬ

    род. l февр. 1801, Париж - ум. 2 июня 1881, там же) франц. филолог и философ. Знаменит своим "Dictionnaire de la langue franchise", 1863-1877 ("Словарь франц. языка"). Литгре был наиболее значительным приверженцем позитивизма Конт
  • МЕЙЕРСОН Эмиль

    род. 12 февр. 1859, Люблин - ум. 2 дек. 1933, Париж) - франц. философ. В противовес феноменологии и позитивизму защищал точку зрения, что наука как онтология должна требовать для вещей объективных основ, по в
  • УТИЦ Эмиль

    (27 мая 1883 – 2 нояб. 1956) – нем. эстетик, представитель всеобщей "науки об искусстве" (allgemeine Kunstwissenschaft). В ранних работах У. трактовал иск-во как формотворчество (Gestaltung) и определял его как "изображение це
  • ЛАКАН Жак Мари Эмиль

    один из ведущих французских структуралистов; р. 15.4.1901 (Париж) — ум. 9.9.1981 (там же); профессор Высшей нормальной школы (Ecole Normale Supérieure). Опираясь на учение Фрейда, он отдает предпочтение синхронному пси
  • Маннергейм, Карл Густав Эмиль

    Mannerheim, Carl Gustaf Emil) (1867-1951) - царский офицер из финно-шведской семьи; Маннергейм отличился в Русско-Японской войне; во время Первой Мировой он был произведен в генерал-лейтенанты и стал командиром корп