ЭМИЛЬ
ЭМИЛЬ
(«Emile, ou de leducation») — роман Ж.Ж.Руссо (1762, рус. пер. J770), значительное место в к-ром уделяется воспитанию. Содержащееся в одном из разделов «Э.» «Исповедание веры савойского викария» — обоснование положений т.н. естественной религии - перекликается с обоснованием принципов морали. Будучи глубоко верующим человеком, Руссо исходит из убеждения в создании человека Богом и наделении его свободой воли, вследствие чего тот отвечает за свое поведение. Возражая П.Гольбаху, Руссо считает бессмысленным не понятие свободы, а понятие необходимости. Провидение не вменяет человеку в обязанность совершение злых поступков, за зло ответствен сам человек, хорошо осознавая различие между злом и добром. Зло известно всем, поскольку письмена добродетели написаны в сердцах людей рукой самой природы. Добродетели вытекают из чувства любви к другим людям, данным каждому наряду с любовью к себе. Обусловленные этой любовью чувства сострадания, жалости, милосердия нередко побуждают жертвовать своими интересами ради интересов других. По мнению Руссо, даже самые испорченные злодеи не могут не понимать, что поступают дурно; об этом говорит им совесть, коренящаяся в нравственном отношении к ближним. Называя совесть то «божественным инстинктом», то «голосом души» (в отличие от «голоса тела» — страстей), Руссо посвящает ей самые патетические строки. Если разум часто нас обманывает, то совесть не обманывает никогда; велениям совести покорны все, а муки совести заставляют человека менять самого себя, превращаясь из грешника в праведника. Вслед за другими просветителями Руссо как будто исходит из стремлений каждого к собственной выгоде, но откуда же тогда, спрашивает он, происходит то, что люди идут на смерть ради любви к родине, друзьям, детям, ради своих убеждений. Откуда чувство восхищения перед нравственной красотой? Слишком безнравственной была бы та философия, к-рая объясняла бы все поступки людей только личным интересом. Тем самым Руссо выступает против этики утилитаризма, развиваемой К.А.Гельвецием, и единственный среди просветителей ориентирует систему нравственных ценностей на альтруизм. Не утилитаризм и не разумный эгоизм (см. Эгоизм разумный), а именно альтруизм, по мнению Руссо, является символом морали. Руссо говорит о необходимости отношений доверия и уважения между равными личностями; о невмешательстве в частную жизнь другою; развивает особую этику брака; убеждает читателей в том, что воспитание гражданских добродетелей — послушание властям, служение Отечеству, соблюдение принципов общественного договора — отвечает требованиям воспитания. Роман «Э.» оказал влияние на развитие нравственных убеждений многих замечательных личностей — Л.Н.Толстого, И.Песталоцци, Жорж Санд и др. И.Кант испытал на себе воздействие нравственных идей Руссо, создавая свою этическую теорию. См. «О человеке».
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001
«ЭМИЛЬ»
Ende ou de leducation) — воспитательный роман Ж.-Ж. Руссо, заложивший основы новой педагогики. Сразу же после выхода в свет в 1762 роман был запрещен парижским парламентом и осужден на сожжение из-за содержавшейся в нем проповеди естественной религии и равенства всех людей. Исходя из природного равенства людей, Руссо рекомендует учитывать в процессе воспитания только возрастные и индивидуальные особенности ребенка. От воспитателя требуется быть строгим, но не суровым и не убивать в своих воспитанниках способностей радоваться, смеяться, играть. Руссо выделяет четыре возрастных этапа, в соответствии с особенностями которых должно вестись воспитание; до 2 лет — физическое воспитание, от 2 до 12 лет — воспитание чувств, от 12 до 15 — умственное и от 15 до 18 — нравственное воспитание, Верный своей критике цивилизации, Руссо настаивает на воспитании ребенка в непосредственной близости к природе, не затронутой промышленностью и цивилизацией. Занимаясь легким земледельческим трудом и осваивая при этом некоторые важные принципы общежития (в т. ч. принцип частной собственности), ребенок получает не слишком серьезное и не слишком глубокое образование. Из книг, кроме Библии, воспитатель позволяет воспитаннику Эмилю читать только «Робинзона Крузо», т. к. именно в этой книге описана наиболее близкая природе жизнь человека. Воспитание и образование (Руссо не проводит между ними различия) должны осуществляться в процессе игры и сочетаться с обучением ремеслу: для Эмиля «игры суп» его занятия, и он не чувствует разницы между этим» (Педагогические соч., т. 1. М., 1981, с. 183). Руссо развивает здесь свои представления о браке (высказанные ранее в романе «Новая Элоиза»): брак должен основываться не на страстной любви, а на сердечной привязанности, дружбе, доверии. Жена не должна быть ни слишком красивой, ни слишком образованной; достаточно, если она будет обладать природным умом и привлекательностью, от нее требуется — понимать мужа, уметь вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Таков идеал Руссо, который во многом совпадает с позднейшим идеалом Л. Н. Толстого. Перед женитьбой Эмиль вместе с воспитателем некоторое время путешествует по разным странам Европы, знакомясь с политическими нравами и хозяйственными обычаями народов. Понимание принципов общественного договора — непременное условие завершения воспитания. В 4-й части «Эмиля» — «Исповедании веры савойского викария» — Руссо выступает против официальной католической религии и ее догматов, проповедуя идеи естественной религии, для которой достаточно лишь признания высшего разумного существа, творца всего существующего, воздаяния в загробной жизни и соблюдения принципов общественного договора вместе с законами государства. Руссо говорит о существовании наряду с «голосом тела» — физиологическими потребностями также и «голоса души» — совести, которая коренится в свободе воли, делающей человека ответственным за свои поступки: «Нравственное зло, бесспорно, есть дело наших рук... Человек! Не ищи иного виновника зла, кроме того, которое ты совершаешь или терпишь... и то, и другое приходит к тебе от тебя же самого» (там же, с. 334—335); «если благо и в самом деле есть благо, то оно должно быть таковым и в глубинах наших сердец, как и в наших делах, и первой наградой за справедливость является сознание того, что делаешь ее» (там же, с. 342). Влияние «Эмиля» чувствуется в романе Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера», им до конца своих дней восхищался Л. Н. Толстой. Идеи Руссо о соединении воспитания с игрой и полезным трудом сыграли большую роль в дальнейшем развитии педагогики (И. Песталоцци, Р. Оуэн и др).
Рус. переводы: Н. Страхова («Емильи София...», 1779), И. Виноградова («Емилий и Софья», 1799—1800). Дельсталь (первый полный пер., ч. 1—4,1807), П. Первова (1896,1911).
Т.Б.Длугач
Рус. переводы: Н. Страхова («Емильи София...», 1779), И. Виноградова («Емилий и Софья», 1799—1800). Дельсталь (первый полный пер., ч. 1—4,1807), П. Первова (1896,1911).
Т.Б.Длугач
Источник: Новая философская энциклопедия