ЛАСК Эмиль

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛАСК (Lask) Эмиль
род. 25 сент. 1875, Водовице, Краковское воеводство - ум. (погиб) 26 мая 1915) - нем. философ; с 1910 профессор в Гейдельберге, ученик Винделъбанда. Стремился дать новое обоснование метафизики с помощью своего учения о категориях категорий. Учение об объективном идеальном бытии связывал с теорией ценностей. Осн. произв.: "Die Logik der Philosophie und der Kategorienlehre", 1911; "Die Lehre vom Urteil", 1912; "Gesammelte Schriften", 1923-1924.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛАСК Эмиль
философ; p. 25. 9. 1875 (Вадовице, Краковское воеводство) — ум. (погиб) 26. 5. 1915; с 1910 — профессор в Гейдельберге, ученик Виндельбанда; стремился дать новое обоснование метафизики с помощью своего учения о категориях категорий. Выступая в качестве «материала», возвышающегося к предметности «форм», они позволяют усмотреть облеченные в категориальную форму некие первичные логические феномены. Осн. соч.: Fichtes Idealismus und die Geschichte, 1902; Die Logik der Pholosophie und die Kategorienlehre, 1911; Die Lehre vom Urteil, 1912; Собр. соч.: Gesammelte, 3 Bde., 1923—1924.
Pick. Die Übergegensätzlichkeit der Werte. Über das religiöse Moment in E. L. s. log. Schriften vom Standpunkt des transzendentalen Idealismus, 1921; H. Sommerhäuser. E. L. in der Auseinandersetzung mit H. Rickert, 1965; H. Sommerhäuser. E. L., in: ZphF, 21 (1967); H. Rosshoff. E.
als Lehrer von G. Lukacs, 1975.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛАСК Эмиль
25 сентября 1875, Вадовице, Австрия — 26 мая 1915, Галиция) — немецкий философ, представитель неокантианства. Во Фрайбурге изучал юриспруденцию и у Рчккерта философию. В 1902 защищает диссертацию «Идеализм Фихте и история». В Гейдельберге габилитируется под руководством Виндельбанда («Гегель и мировоззрение Просвещения»). Профессор в Гейдельберге, преемник К. Фишера. Развивает «логику философии», которая должна стать основой научного мировоззрения. Ключевая идея Ласка, являющаяся его новацией в неокантианстве, — теория об изначальном отношении (Urverhaltais) между материей и категориальной формой; эта идея сущностной «иррациональности» материи, данной мышлению, близка философии жизни. Свою концепцию взаимоотношения формы и материи Ласк строил, основываясь на теории «категориального созерцания» из 2-го т. «Логических исследований» Туссерля. Чисто логическая дедукция категорий в духе Канта невозможна: начало категорий находится в а-логическом. Категории Аристотеля не составляют, по Ласку, всей тотальности категорий, но образуют только особый их класс — класс реальных категорий. Чтобы стать объектами знания, категории должны иметь некие метакатегории, но такие «категории категорий» («формы форм») требуют некоего до-теоретического момента, предшествующего категориальному познанию мира. В этот до-теоретический момент изначальные формы предстают в качестве просто данных, становятся достоянием непосредственного опыта, переживаются, прежде чем оказываются познанными. Формы нуждаются в наполнении (erfullungsbedurftig), если они не могут быть отделены от своего материала, «нуждаются» в нем, то сущность формы можно определить как «указывание-на-» (Hinweisen), «бытие-значимым-для-» (Hingelten) — для своей материи. Т. о., категории являются не чем иным, как отношением, «направленностью-на-» (Ласк предлагает здесь оригинальную интерпретацию проблемы интенufioHci.wiocnm). В этом смысле область первичных форм (категорий пли логического) есть совокупность направленных отношений, проливающих свет на свое множественное «нечто» (мотивы платонизма и неоплатонизма). Равным образом ценность характеризуется «значимостью» (Hingeltungauf): ценность не есть, но «ценноствует» (ср. «значимость не есть, но значит» Риккерта), так что значение (Bedeutung) не есть нечто отдельное от его «исполнения» (Гуссерль), а представляет собой плод единства формы и материи. Поскольку мы «уже» живем во всеохватывающих формах, в категориях, в которых и посредством которых мы знаем вещи, то становится возможным говорить о самой этой «жизни-в-категориях» (ср. «бытие-в-мире» Хайдеггера).
Соч.: Die Logik der Philosophie und die Kalegorienlehre. Tub., 1911; Die Lehre vom Urteil. Tub., 1912; Gesammelte Schriften, Bd. 1-3. Tub., 1923-24.
И. А. Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛАСК Эмиль
(1875—1915) — нем. философ, представитель Баденской школы неокантианства, ученик В.Виндельбанда, оказавший опред. влияние на Г.Риккерта. С 1910 г. до начала Первой мировой войны преподавал в Гейдельбергском унте, затем ушел на фронт, где вскоре погиб. Осн. соч.: «Идеализм Фихте и история» (1902), «Логика философии и учение о категориях» (1911) и «Учение о суждении» (1912). Л. выдвинул положение об объективном, независимом от мышления идеальном бытии, к-рое образует внутр., интуитивно постигаемое содержание сознания и составляет основу не только априорных логич. форм (см. Априори и Апостериори), но и всего вещественного мира. Настаивал на существовании независимой от субъекта истины, понимая ее как некое трансцендентное логич. бытие (см. Имманентное и Трансцендентное), пребывающее в сознании и постигаемое интуитивным путем. Интуицию трактовал как предшествующий мышлению акт познания бытия, проникающий сквозь сферу переживаний в то, что определяет их структуру и направленность. В кач-ве осн. форм идеального бытия Л. рассматривал категории, с помощью к-рых стремился дать новое обоснование метафизики. Познание заключается в оформлении материала категориями, к-рые придают материалу форму бытия, форму объективной предметности. Если чувственно данное есть существующее, то все мыслимое есть несуществующее. Таковы, напр., категории. Несуществующее делится на два вида: обл. нечувственного и обл. сверхчувственного. Первая — это обл. «значимого», обл. категорий, вторая — обл. метафизич. сверхбытия. Сферу «значимого», «ценного» изучает философия. То, что мы называем существующим, или предметностью, составлено из чувственного, алогического материала и формы. Категория как форма «опирается» на чувственный материал. Она оформляет материал только с внешн. стороны, сам же алогический материал «стоит» под логич. формой, но от этого не становится логическим. Поэтому категория сама по себе пуста, она «значит» только для материала. Оба вместе — материал и форма — составляют «теор. смысл» или «предмет» познания. Познание чувственного заключается в охватывании его категориями бытия, познание же категорий бытия состоит в охватывании их категориями значимости. Кроме нечувственного имеется еще сверхчувственное (метафизич.) сверхбытие, к-рое также не м.б. познано вне категорий. Но эти категории относятся не к метафизике, а к логике, поск. категория — всегда логич. форма, к метафизике относится лишь материал сверхбытия. Л. признавал существование субъективных ценностей, к к-рым относил все «практ.» ценности, и транссубъективных ценностей в сфере идеального бытия, постигаемых интуитивно, к к-рым относил религ. и эстетич. ценности. Соч.: Gesammelte Schriften / Hrsg. von E.Herrigel. T?bingen, 1923—1924. Bd. 1—2; Учение о суждении. Введение // Историко-философский ежегодник: 2005: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2006; Учение о суждении // Историко-философский ежегодник: 2006: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2007. Гл. 1. Лит.: Бакрадзе К.С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960; Никулина О.В. Немецкое неокантианство: истоки, основные направления, национальные особенности // Философия, наука, образование: Нац.-регион. компонент в исследовании и преподавании: Кол. моногр. Екатеринбург, 2003. Ч. 1; Риккерт Г. Эмиль Ласк // Историко-философский ежегодник: 2005: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2006. О.В.Никулина

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь