ЛИТТРЕ ЭМИЛЬ
Источник: Философский энциклопедический словарь
A. Poey. E.L. et A. Comte, Paris, 1877, 1880; E. M. Саго. L. et le positivisme. Paris, 1882; S.R.A. Aquarone. The Life and the Works of E. L. Leiden, 1958; J. F. Six. L. devant Dieu. Paris, 1962 (Bibl.); A. Rey. L., Paris, 1970.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
(1 февр. 1801 – 2 июня 1881) – франц. философ-позитивист, ученик и последователь Конта, филолог и политич. деятель. Бурж. республиканец по политич. убеждениям, Л. сражался на баррикадах во время революции 1830; после Париж. Коммуны стал на открыто враждебные пролетариату позиции. С 1871 – член Франц. академии с 1875 – сенатор. Л. пытался примирить идеалистич. гносеологию и агностицизм позитивизма с науч. миропониманием, в частности с допущением существования объективных и неизменных, по мнению Л., всеобщих закономерностей, исключающих какой бы то ни было индетерминизм и сверхъестеств. вмешательство в естеств. ход событий в природе. Однако это положение о "неизменности естественных законов" не согласуется с исходным тезисом позитивизма о том, что познание не выходит за пределы явлений, обусловленных структурой чувств. восприятия. В области социологии Л. сводил проблему социальных изменений к интеллектуальному развитию, пытался сочетать политич. консерватизм с признанием обществ. прогресса. Эти взгляды Л. пропагандировал в основанном им и издававшимся вместе с Вырубовым журнале "La philosophie positive" ("Позитивная философия", t. 1–26, 1867–81); Л. перевел соч. Гиппократа (10 тт., 1839–61) и Плиния (2 тт., 1848–50); является автором "Истории франц. языка" ("Histoire de la langue fran?aise", t. 1–2, 1863), "Словаря франц. языка" ("Dictionnaire de la langue fran?aise", t. 1–2, 1863–69; t. 1–7, 1958), к-рый до сих пор не утратил значения, являясь одним из основных лексикографич. пособий по франц. яз. Соч.: De la philosophie positive, P., 1845; Application de la philosophie positive ou gouvernement des soci?t?s..., P., 1850; Conversation, r?volution et positivisme, P., 1852; Paroles de philosophie positive, 2 ?d., P., 1863; Auguste Comte et la philosophie positive, 3 ?d., P., 1877; La science au point de vue philosophique, 3 ?d., P., 1873; Fragments de philosophie positive et de sociologie contemporaine. P., 1876; в рус. пер. – Конт и Милль, в кн.: Тэн И., Об уме и познании, т. 2, СПБ, 1872; Несколько слов по поводу положительной философии, Берлин, 1865. Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 495; Kapo Э. М., Э. Л. и позитивизм, пер. с франц., [М. ], 1884; Н-въ ?., Позитивная школа философии истории и новая книга Л., "Вестник Европы", 1868, 3 год изд., кн. 5; Сharltоn D., Positivist thought in France during the Second Empire 1852–1870, Oxf., 1959; Роеу ?., L. et A. Comte,. P., 1879. T. Ойзерман, Б. Сафронов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
1 февраля 1801, Париж — 2 июня 1881, Париж) — французский философ, врач, писатель, филолог, политический деятель. Член Французской академии (187!), член .Академии изящной словесности ( 1839), член Французской медицинской академии (1858). С 1871 — член Национального собрания Франции, с 1875 — пожизненный сенатор.
Творческая деятельность Литтре многогранна. После блестящего окончания Лицея Людовика Великого он работает в больницах Парижа в качестве практикующего врача. Автор «Медицинского словаря», работы «Медицина и медики» (1872) и полного перевода трудов Гиппократа (в 10 т., 1839—61). Одновременно изучает древние языки, в т. ч. восточные, пишет «Историю французского языка» (в 2т., 1863) и составляет «Словарь французского языка» (т. 1—2,1863—69).
В 1852 знакомится с О. Контом и увлекается его доктриной, выступает в качестве основателя журнала позитивной философии «Revue de philosophie positive» (1867—81). Он разделяет основные положения контовского позитивизма, считая, что «позитивным наукам не известно ни одно свойство вне материи, и не только потому, что у нас a priori есть предустановленная идея о том, что не существует никакой независимой духовной субстанции, но потому, что a posteriori мы никогда не встречали гравитацию без тела, имеющего вес, электричества — без электрического тела, сходства без комбинации субстанций, жизни, чувственности, мысли — вне живого существа, чувствующего и мыслящего» (Fragments de philosophie positive et de sociologie contemporaine. R, 1876).
Вслед за Контом Литтре признает существование трех фаз исторического развития человеческого духа (теологической, метафизической и позитивной), но в отличие от Контовской в его концепции преобладает идея эволюции с постепенным и стадиальным развитием, тогда как у Конта существует разрыв при переходе от одной стадии к другой (анализу отличий своей концепции от Контовской Литтре посвятил работу «Огюст Конт и позитивная философия» — Auguste Comte et la philosophie positive, 1863). Литтре не разделял религиозно-политических мечтаний Конта, характерных для позднего периода его творчества (после 1845), что явилось причиной их разрыва.
В работах по политическим проблемам («Применение позитивной философии к управлению обществ и, в частности, к нынешнему кризису», 1849 и др.) Литтре отстаивал антиклерикальные и либерально-демократические взгляды.
Соч.: La science au point de vue philosophique. R, 1873; Ecole de la philosophie positive. P., 1876. Лот.: Cam E. Littre et le positivisme. R, 1883.
M. M. Федорова
Источник: Новая философская энциклопедия