БРЕЙЕ Эмиль

Найдено 1 определение
БРЕЙЕ Эмиль
(1876, Бар-ле-Дюк – 1952, Париж) – философ и историк философии. Окончил филологический факультет Сорбонны. В начале XX в. слушал в Коллеж де Франс вместе с Ш. Пеги лекции А. Бергсона о Плотине, что во многом определило его дальнейший творческий путь. Б. вначале преподавал в лицеях, затем в университетах Ренна (1909–1912), Бордо (1912–1914, 1919) и Парижа (1919–1946). Кавалер ордена Почетного Легиона (за участие в Первой мировой войне). В 1926 работал в Каирском университете. С 1939 руководил журналом «Revue philosophique de la France et de l’étranger». Автор фундаментального сочинения «История философии» (т. 1–7, 1926–1932). Особую его заслугу в сфере истории философии составляет исследование двух тем: античной философии, главным образом стоицизма и неоплатонизма (в 1924–1938 перевел на французский язык «Эннеады» Плотина и в 1962 – сочинения стоиков), и философии в Германии. В понимании Б. философия – это не замкнутая система идей, а свободное движение, в котором подлинно новое переплетается с воспроизведением ряда предшествующих, в том числе и самых древних, пластов мысли. История философии есть рассказ и одновременно суждение об этом движении, знание которого помогает всякому философу постичь сущность философии как таковой. Для историка философии прежде всего представляют интерес духовные инициативы, выражающие собой гениальные интуиции (под влиянием Бергсона Б. связывал их с творческим порывом, определяющим своеобразие каждого учения), а уж потом – история традиций, школ, всегда становящихся фактором инерции. Подлинная история философии, по Б., – это не абстрактная история идей и систем, вырванных из духовной атмосферы их эпохи; она отражает в себе духовные ценности соответствующего времени, нашедшие проявление в науке, религии, искусстве. Вместе с тем философское событие не тождественно событию историческому, поскольку определяется прежде всего перманентной, сущностной ментальной структурой, независимой от «внешнего», исторического, времени. Поэтому философские учения – не только факты прошлого, но и вопрос, заданный будущему; «философия ищет в прошлом свое вечное настоящее» (La philosophie et son passé. P., 1950. P. 44). В сфере философии, согласно Б., происходит постоянное взаимопроникновение, объединяющее умы в своего рода внутреннюю длительность, а потому здесь важны не внешние влияния, а глубинное родство ментальных структур, существующее вне исторических обстоятельств.
Так, все исторические формы платонизма, при всем их своеобразии, воспроизводят одно учение, но в разных условиях, в новой духовной атмосфере. Б. различает три типа истории философии – внутреннюю, критическую и внешнюю. Первая исходит из идеи автономии философии и считает своей первоочередной задачей усвоение взглядов изучаемого философа. Вторая, более отдаленная от учения, сосредоточена на совокупности соединяющихся в нем влияний, которые трактуются не как внешняя сила, а в соотнесении с воспринимающим их умом. Оба эти типа истории нацелены на выявление духовной причины учения, представляющей собой единство организации, «уникальную мысль». Третья, внешняя, история исследует причинно-следственные отношения в квазинаучном смысле, пытаясь объяснить философию с социологической, психологической, экономической и т.п. точек зрения. Такая история, в отличие от двух первых, не близка Б., который стремился проследить в философских учениях движение мысли, развивающейся по своим собственным законам.
Соч.: Философия Плотина. СПб., 2012; Как я понимаю историю философии; О главной проблеме в философии Плотина; Мистицизм и учение у Плотина; «Парменид» Платона и негативная теология Плотина; Образы Плотина – образы Бергсона / Приложение I // Там же; Les idées philosophiques et religieuses de Philon d’Alexandrie. P., 1908 (1950); Chrysippe et l’ancien stoïcisme. P., 1910 (1951); Schelling. P., 1912; Histoire de la philosophie. V. 1–7. P., 1926–1932; La notion de renaissance dans l’histoire de la philosophie. P., 1934; Science et humanisme. P., 1947; Transformation de la philosophie française. P., 1950; Les thèmes actuels de la philosophie. P., 1951; Histoire de la philosophie allemande. P., 1954; Etudes de philosophie moderne. P., 1965. Лит.: Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980. С. 559–563; Гаджикурбанова, П.А. Стоическое учение о бестелесном в интерпретации Э. Брейе, А.Ф. Лосева и Ж. Делёза // Историко-философский ежегодник. М., 2005; Ее же. Стоическая теория аффектов // Этическая мысль: ежегодник. М., 2005. Вып. 6; Блауберг, И.И. Э. Брейе и М. Геру: два подхода к истории философии // История философии. 2008. № 13; Гагонин, А.С. Эмиль Брейе: философия как способ жить // Брейе, Э. Философия Плотина. СПб., 2012; Хэнки, В.Дж. Эмиль Брейе: Плотин в свете Гегеля и интеллектуализма / Приложение II // Там же; Его же. Неоплатонизм и французская философия // Там же; Gouhier, H. La philosophie et son histoire. P., 1947. P. 121–126; Gueroult, M. Dianoématique. Livre 1. Histoire de l’histoire de la philosophie. P., 1988. V. 3. P. 939–973.

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.