МЕЙЕРСОН Эмиль

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕЙЕРСОН Эмиль

французский философ польского происхождения (Люблин, 1859 — Париж, 1933). Изучал химию сначала в Германии, затем во Франции, где и жил с 1882 г. Долгое время был заведующим отделом внешней политики в агентстве Havas, в 1890 г. заинтересовался философией науки. Написал: «Тождество и реальность» (1908), «О научном объяснении» (1921), «Релятивистская дедукция» (1925), «Движение мысли» (1931). Его основная мысль заключается в том, что научное объяснение прогрессирует путем сведения к тождеству всех данных реального мира. Его философия — разновидность критического рационализма, сконцентрированного на напряженности между разумом и реальностью.

Источник: Философский словарь

МЕЙЕРСОН Эмиль
французский философ; p. 12. 2. 1859 (Люблин) — ум. 4. 12. 1933 (Париж); в противовес феноменологии и позитивизму защищал точку зрения, что наука как онтология должна требовать для вещей объективных основ, по возможности независимых от субъективных условий восприятия; она должна заботиться не только о закономерности явлений, но также и об их причинности. Осн. соч.: Identité et réalité, 1908, нем. изд. 1930 (рус. пер.: Тождественность и действительность, 1912); De l’explication dans les sciences, 2 vol., 1921; La déduction relativiste, 1925; Du cheminement de la pensée, 3 vol., 1931; Réel et déterminisme dans la physique quantique, 1933; Essais, 1936.
T. R. Kelly. Explanation and Reality in the Philosophy of E. M., Princeton, 1937; S. Marcucci. E. M., Torino, 1962; C. Manzoni. L’epistemologia di E. M. Roma, 1971.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МЕЙЕРСОН Эмиль
12.2.1859, Люблин, Польша - 4.12.1933, Париж), философ-идеалист. С 1882 жил во Франции. Считал, что теория познания изучает формы разума в готовом, овеществленном знании и потому необходимо становится историко-критич. исследованием науки. В основе разума, до М., лежит априорный принцип тождества: познание означает отождествление различного. Категории и науч. теории, по М., возникают в результате взаимодействия априорной отождествляющей способности разума с эмпирич. материалом, они не априорны и не апостериорны, а лишь «правдоподобны». Видя в причинности основу для объяснения в науке, М. понимал ее как выражение преобразования предмета во времени. Познание законов М. противопоставлял познанию причинных связей. М. критиковал субъективистские истолкования теории относительности и квантовой механики. Однако метафизич. противопоставление тождества и различия, разума и действительности по существу приводит философию М. к агностицизму.

Источник: Советский философский словарь

МЕЙЕРСОН Эмиль
(1859—1933) — фр. философ и химик польского происхождения. Осн. обл. науч. интересов — эпистемология и история науки. Свою концепцию определял как «философию тождества». Испытал влияние идей А.Лаланда, П.Дюгема, Ж.А.Пуанкаре, а также философии А.Бергсона. Полагал, что эпистемология изучает формы разума в готовом, овеществленном знании и потому необходимо становится историкокритич. исследованием науки. В основе разума, по М., лежит априорный принцип тождества: познание означает отождествление различного. В противовес феноменологии и позитивизму защищал т.зр., согл. к-рой наука как онтология должна исследовать объективные основы вещей, независимые от субъективных условий ощущения. Познание з-нов М. противопоставлял познанию причинных связей. Осн. соч.: «Тождественность и действительность. Опыт теории естествознания как введение в метафизику» (1908), «Об объяснении в науках» (В 2 т. 1921), «Релятивистская дедукция» (1925), «О движении мысли» (1931), «Реальность и детерминизм в квантовой физике» (1933). В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

МЕЙЕРСОН Эмиль
Meyerson), (12 февр. 1859 – 4 дек. 1933) – франц. философ-идеалист. Род. в г. Люблине (Польша). Работы М. посвящены теории познания. С т. зр. М., истинный метод теории познания – это изучение форм разума в готовом, овеществленном знании. Поэтому теория познания необходимо становится историко-критич. исследованием науки. С т. зр. М., в основе разума лежит априорный принцип тождества. Познание означает отождествление различного. В духе кантианских традиций М. представляет процесс познания как взаимодействие активного разума с предлежащим чувственным материалом. Однако, в отличие от кантианцев, он подчеркивает, что разум не несет в себе никаких готовых категориальных схем. Категории, науч. теории, согласно М., возникают в результате взаимодействия априорной способности разума к идентификации с эмпирич. материалом, а поэтому не априорны и не апостериорны, а лишь "правдоподобны". М. особо подчеркивает роль принципа причинности как основы для объяснения в науке. Причинность – это выражение априорного принципа тождества применительно к познанию явлений, существующих во времени. Причинность, с т. зр. М., выражает неизменности предмета во времени. Причина и следствие мыслятся как равные, следствие чисто логически вытекает из причины. М. противопоставляет познание законов познанию причинных связей. Он разделяет т. зр. позитивизма, что вскрытие законов еще не есть объяснение явлений. Но позитивистскому принципу "описания" явлений М. противопоставляет принцип "объяснения", как процесса раскрытия причинных зависимостей. Со своих филос. позиций М. защищает от махистской критики атомную теорию строения материи, критикует субъективистские истолкования теории относительности и квантовой механики. Однако неумение схватить диалектику реального познават. процесса, метафизич. противопоставление тождества и различия, разума и действительности предопределяют идеализм и агностицизм философии М. Суть разума, с его т. зр., в отождествлении, а действительность различна, текуча, изменчива. М. рассматривает становление, длительность, изменчивость во времени как "иррациональность" действительности, ее непостижимость. Если бы не было "иррационального", изменчивого, то отождествление потеряло бы всякий объясняющий смысл. Эту метафизич. дилемму, из к-рой М. не может вырваться, он называет "эпистемологическим парадоксом". M., однако, считает, что, хотя наука в основном имеет дело с рациональным, тавтологичным, в ней прорываются также и "иррациональные", разумом не постижимые моменты. Т.о., к метафизич. противоположности тождества и различия, интеллекта и действительности М. прибавляет надуманную противоположность рациональных и "иррациональных" принципов и понятий внутри науки. Соч.: De l´explication dans les sciences, t. 1–2, P., 1921; La d?duction relativiste, P., 1925; Identit? et r?alit?, 3 ed., P., 1926; Du cheminement de la pens?e, t. 1–2, P., 1931; R?el et d?terminisme dans la physique quantique, P., 1933; в рус. пер.: Тождественность и действительность, СПБ, 1912. Лит.: Metz A., Une nouvelle philosophie des sciences, P., 1928; Вenrubi I., E. Meyerson, в кн.: Philosophische Str?mungen der Gegenwart in Frankreich, Lpz., 1928, S. 227–39; Einstein ?., A propos de "La d?duction relativiste", de M. E. Meyerson, "Rev. Philos, de la Fiance et de l´Etranger", 1928, t. 105, No 3–4; Boas G., A critical analysis of the philosophy of E. Meyerson, Balt., 1930; S?e H., Science et philosophie d´apr?s la doctrine de M. E. Meyerson, P., 1932; Kelly Th. R., Explanation and reality in the philosophy of E. Meyerson, L., 1937; Mоur?lоs G., L´?pist?mologie positive et la critique meyersonienne, P., 1962. В. Лекторский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МЕЙЕРСОН Эмиль
12 февраля 1859, Люблин — 4 декабря 1933, Париж) — французский химик и философ науки. Получил образование в Германии под руководством известного химика и инженера Р. Бунзена. В 1882 эмигрировал во Францию, где работал в химической промышленности и издательской сфере; был директором Ассоциации еврейского населения Европы и Малой Азии.
Мейерсон исходил из идеи, что наука есть историчное образование. Это значит, что развитие научного знания нельзя рассматривать только как процесс накопления научных достижений. Напротив, методы, практикуемые на каждом этапе развития любой науки, во многом определены всей ее историей. Поэтому методологические разработки Могут бытьэф!фективными только при том условии, что они опираются на глубокое знание истории науки и понимание тенденций ее развития. Методологию Мейерсон определяет как «теорию естествознания», которую, в свою очередь, следует рассматривать как «введение в метафизику». Т. о., его методологическая программа, с одной стороны, оппозиционна позитивистскому пониманию науки, а с другой, — концепции А. Бергсона, противопоставлявшего философию науке.
Опираясь на факты истории науки, Мейерсон, с одной стороны, демонстрирует многообразие научных подходов к познанию реальности, а с другой, — доказывает наличие априорной установки интеллекта на максимально возможную элиминацию различий в эмпирическом материале знания. Тенденция к отождествлению нетождественного свойственна не только физико-математическим наукам, но и химии, и биологии. Конфликт между этой тенденцией и разнообразием содержательного эмпирического материала, по мнению Мейерсона, оказывается движущей силой «прогресса теорий», который, в свою очередь, является важнейшим компонентом исторического развития науки.
По мысли Мейерсона, история науки доказывает, что научного исследования, свободного от разного рода предпосылок, не бывает. В состав предпосылок, помимо эмпирического материала и априорной тенденции к отождествлению, входит также некий набор привычных, оправдавших себя в прошлом, «стандартных» представлений о предмете и методах, а также распространенные общефилософские идеи. Поскольку теории (вопреки мнению позитивистов) не выводятся непосредственно из фактов, а потому и не могут быть доказаны с помощью этих фактов, то объяснение фактов с помощью теорий предстает не как дело самого естествознания, а как важнейшая философская проблема.
Под этим углом зрения он проводит анализ истории принципа причинности, инерции, атомистических представлений, термодинамики, законов сохранения и др., показывая, как научное мышление осуществляет тот процесс, который обычно называют «абстракцией». На самом деле здесь происходит превращение эмпирического, природного факта в «другой объект» — в идеализированный объект теоретического знания, и потому понятие нельзя трактовать как такой же «факт», как чувственное восприятие, и сводить разницу между ними только в степени общности (что было свойственно, напр., эмпириокритицизму).
По мнению Мейерсона, история науки предстает как бесконечный ряд «компромиссов» с многообразием чувственного опыта, которые в ходе исторического развития заключает научная мысль, постоянно стремящаяся к тождеству И каждый из таких временных «компромиссов» непременно содержит зерно «иррациональности». Полная рациональность, т. е. совершенное исполнение требований разума, означала бы «самоубийство» любой конкретной теории, поскольку многообразие знания, являющегося ее содержанием, было бы в ней «устранено». Т. о., любой эмпирический материал, в конечном счете, «иррационален» по определению, а любая процедура освоения этого материала средствами теории есть его «рационализация». И теоретическая дедукция «фактов» из общих принципов и научных законов возможна лишь в той мере, в какой научный факт сам является теоретическим образованием, т. е. был включен в состав научного знания в результате его теоретической обработки, т. е. превращения его в «частный случай» закономерности. Из этих общих установок Мейерсона следует вывод о несостоятельности как «крайнего» эмпиризма, так и «радикального» рационализма, как субъективно-идеалистической трактовки «новой» теоретической физики, так и «онтологизации» теоретических концепций, их истолкования в качестве подлинных «картин мира», а научных формулировок — в качестве «объективных законов природы». Драматические мировоззренческие коллизии в сфере науки являются результатом абсолютизации «субъективного» и «объективного», их превращения в замкнутые, самостоятельные и самодостаточные реальности. Философский анализ истории науки и методологический анализ активности научного разума, согласно Мейерсону, призваны избавить науку от всякой возможности мировоззренческих кризисов, которые сопровождают каждую существенную перестройку ее методов.
Соч.: De lexplication dans les sciences, t. 1—2. P., 1921; La deducation relativiste. P., 1925; Du cheminement de la pensee, 1. 1—3. P., 1931; Тождественность и действительность. СПб., 1912. Лит.: Kelly T/i. R. Explanation and Reality in the Philosophy ofE. Meyerson. L„ 1937; MarcucciS., Е. Meyerson. Torino, 1962.
А. Ф. Зотов

Источник: Новая философская энциклопедия