ДИОНИСИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДИОНИСИИ
народные празднества в Др. Греции в честь Диониса. В Аттике было в год 4 таких праздника; они были связаны со сбором винограда, брожением, сливом и пробой вина (декабрь - март). Во время Д. статуи бога из Афин переносились в загородный храм, устраивались обществ, угощения народа, карнавальные шествия, театральные представления. См. также Вакханалии.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ДИОНИСИЙ
ок. 1440 - после 1502) — рус. живописец. Работал в период, когда Моск. гос-во стремилось использовать искусство для укрепления великокняж. власти и поэтому усилило его регламентацию. Для икон и фресок Д. характерен тонкий рисунок и изыскан. колорит.. Однако в них можно заметить нек-рое единообразие приемов; им присуши также праздничность и декоративность, к-рые несколько затушевывают психологич. выразительность образов («Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах»). Сохранились лишь немногие из произведений Д. Иконы его письма находятся гл. о. в Русском музее и в Третьяковской галерее.

Источник: Атеистический словарь

Дионисии
Дионисиями назывались у греков празднества, учрежденные в честь бога Диониса (Вакха).
Круг празднеств, учрежденных в честь Диониса в Аттике, состоял из 4 главных праздников, которые начинались поздней осенью или в декабре и продолжались до весны.
1) Малые или сельские Дионисии, Dionusia ta kat agrouV, en agroiV, ta mikra, в месяце Poseidewn (декабрь – январь) праздновались в деревнях по случаю первого разлива и отведывания свежего вина, а не по случаю сбора самого винограда, т. к. этот продолжался лишь до начала ноября. Аристофан (Acharn. 241 слл. 263 слл.) дает живое изображение этого праздника, существенную часть которого составляла торжественная процессия членов семейств для принесения жертвы. С праздником соединялись всякого рода деревенские увеселения, забавные танцы и насмешливые шутки, которые послужили началом драматической поэзии. Труппы странствующих актеров разыгрывали свои пьесы, обыкновенно такие, которые уже раньше представлялись в городе. Особенно забавным увеселением на этом празднике, продолжавшемся несколько дней, были так называемые асколии (Askwlia), причем мальчики, для потехи зрителей, скакали на одной ноге по наполненным мехам, вымазанным маслом. В то же самое время в Елевсине и в Афинах праздновались пожинки, Alwa, праздник, совершавшийся вместе с честь Диониса, Деметры и Персефоны.
2) Следующий затем праздник Леней, Ahnaia, в месяце Gamhliwn (январь – февраль), совершались в самих Афинах и были как бы продолжением сельских Дионисий. Первоначально эти был действительно сельский праздник ленейского округа, для жителей Афин и окрестностей. В состав праздничной программы входили: большой пир, для которого город поставлял мясо, и торжественное шествие по городу с обычными на праздниках Диониса шутками и насмешками ex amaxwn; разыгрывались также трагедии и в особенности комедии.
3) В течение следующего месяца, Anqesthriwn, происходили Антестерии, Anqesthria. В первый день праздновали почин выбродившегося вина (Piqoigia, откупорка бочек), во второй день (oi CoeV, праздник кружек), на большом общественном пиру наперегонки пили молодое вино; кто первый осушал свою кружку – тот получал приз. Важнейшим действием этого дня была таинственная жертва, которую супруга архонта – царя (BasileuV) приносила Диониса в его ленейском храме и бракосочетание ее с богом. Третий день назывался Cutroi, горшечный праздник, потому что горшки с вареными стручковыми плодами выставлялись в виде жертвы для подземного (cqonioV) Гермеса и для душ умерших;
4) Большие или городские Дионисии, D. megala, ta kat astu, ta astika или просто Atovuata, праздновались в месяце Elafhboliwn, несколько дней сряду и великолепием своим привлекали в город множество народа из туземцев и иностранцев. Древнее деревянное изображение бога, перенесенное некогда из Елевтер в Афины, переносилось блестящей процессией из Ленея в небольшой храм, находившийся по дороге в Академию, в котором оно, вероятно, первоначально находилось; при этом ликующие хоры в честь Диониса-освободителя (eleuqerioV) пели дифирамбы, составленные для этого праздника знаменитыми поэтами. Комедии и трагедии, а именно вновь сочиненные (kainoiV tragwdoiV), представлялись два дня сряду с большою пышностью перед огромным числом зрителей из туземцев и иностранцев, почему в этих собраниях объявляли об общественных наградах, вроде награждения Демосфена венком.
Ср.: Boeckh. Kl. Schriften, т. 5, стр. 65-152. А. Mommsen Heortologie, стр. 323 слл.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.64 мб

Проблема имени Бога в христианском неоплатонизме: Дионисий Ареопагит, Ансельм Кентерберийский и русс

Душин О. Э.
Читать PDF
223.51 кб

Дионисий Ареопагит в концепции Ю. П. Черноморца

Шкуро Сергей Викторович
В статье предлагается критическое осмысление гипотезы современного украинского богослова и философа Ю.П. Черноморца относительно личности Дионисия Ареопагита и его богословского учения.
Читать PDF
29.82 мб

Иерархии сущего в патристической мысли. Григорий Нисский и Дионисий Ареопагит

Бирюков Дмитрий
Выделяются две стратегии иерархии у Григория.
Читать PDF
612.27 кб

Псевдо-Дионисий Ареопагит и Восточная Церковь: Принятие «Корпус Ареопагитикум» и интеграция неоплато

Владимир Харламов
В статье утверждается, что наследие Псевдо-Дионисия Ареопагита представляет собой наиболее живое и широкое влияния неоплатонических идей в Восточной православной традиции.
Читать PDF
1.30 мб

Св. Дионисий Ареопагит, св. Максим Исповедник (Гл. 7 из кн. «Боговидение», пер. К.В. Агеевой)

В. Н. Лосский
Читать PDF
186.88 кб

ВСЕЕДИНСТВО КАК ВОЗМОЖНОЕ ОСНОВАНИЕ ПРИМИРЕНИЯ аполлоно-дионисийской ПАРЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Т. Б. Кудряшова
Читать PDF
219.69 кб

Социальное конструирование аполлонического и дионисийского начал в древнегреческой мифологии

Зенько Андрей Анатольевич
Автор сопоставляет аполлоническое и дионисийское начала в древнегреческой культуре с точки зрения их влияния на формирование социальных отношений и образование типов социальности.
Читать PDF
498.94 кб

Диалектический и исторический материализм как формальная аксиология дионисийского типа (алгебра форм

Лобовиков В.О.
Читать PDF
165.46 кб

Гештальт рабочего как дионисийство

Рыкова Светлана Александровна
В статье рассматривается проблема сосуществования в культуре двух начал: аполлонического и дионисийского. Осмысливается сущность гештальта, его причастность к дионисийству.
Читать PDF
130.75 кб

О судьбе одного фрагмента корпуса Дионисия Ареопагита в древнерусской рукописной традиции

Иткин Владимир Владимирович
Cтатья посвящена судьбе одного фрагмента Дионисийского корпуса («Видения Карпа о двух грешниках») в древнерусской рукописной традиции. См. также другие статьи Вл. Иткина
Читать PDF
63.08 кб

Один аспект методологии познания у Платона и Дионисия Ареопагита

Моисеев Петр Алексеевич
П. А.
Читать PDF
981.33 кб

Таинство «Синаксиса» у Псевдо-Дионисия Ареопагита и у прп. Максима Исповедника

Петров Валерий Валентинович
В Ареопагистском корпусе (АК) истинной и первой причастностью Иисусу считается умное узревание и знание. Причастие через евхаристические хлеб и вино именуется причащением «как в образе» или «символическим».
Читать PDF
446.73 кб

«Hier op sprect Sente dyonisius»: роль ссылок на Пс. -Дионисия Ареопагита в переосмыслении наследия

Хорьков Михаил Львович
Цель данной статьи – прояснить роль и функцию ссылок на Пс.-Дионисия Ареопагита, которые в ряде позднесредневековых нидерландских рукописей сопрягаются с эксплицитными цитатами из сочинений Майстера Экхарта.
Читать PDF
112.26 кб

Апофатизм Дионисия Ареопагита и византийская теория образа как идейные источники онтологической теор

Лескин Дмитрий Юрьевич
В статье анализируются представленные в трудах автора «Corpus Areopagiticum», прпп.
Читать PDF
93.26 кб

В. И. Постовалова истина, добро и красота в учении о божественных именах Дионисия Ареопагита

Галинская И. Л.
Постовалова В.И. Истина, добро и красота в учении о Божественных именах Дионисия Ареопагита. Логический анализ языка. Языки эстетики: концептуальные поля прекрасного и безобразного. М., 2004. С.79110.

Похожие термины:

  • ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

    ????????? ???????????) (1 в. н.э.) – первый афинский епископ. Ему приписывалось (отвергнутое еще в период Возрождения) авторство ряда трактатов – т.н. Ареопагитик. Лит. см. при ст. Ареопагитики.
  • ДИОНИСИЙ Гераклейский

    2-я пол. 3 в. до н.э.)— стоик, ученик Зенона из Кития; прозван «Перебежчиком» за то, что примкнул к киренской школе и объявил конечной целью наслаждение. Профессионально занимался только этикой (9 изве
  • ДИОНИСИЙ КАРТЕЗИАНЕЦ

    род. 1402/03, Рийкель, близ Льежа, Бельгия - ум. 1471, Рермонд, Голландия) - голл. теолог, doktor ecstaticus; был дружен с Николаем Кузанским, обработал, не привнося ничего нового, все схоластические и мистические уч
  • ДИОНИСИЙ Киренский

    сер. 2 в. до н. э.) — греческий философ, стоик, ученик Панэтия, последний заметный логик стоической школы. Возможно, учился также у Антипатра из Тарса. Сочинения Дионисия (не сохранились) написаны в св
  • Псевдо-Дионисий Ареопагит

    см. Дионисий Ареопагит.
  • ДИОНИСИЙ МАЛЫЙ

    (Dionysius Parvus, первая пол. VI в.) - настоятель монастыря ок. Рима, инициатор летосчисления «от рождества христова». Взяв за основу сообщения евангелий о дне «воскресения» Иисуса Христа (полнолуние, трети
  • ДИОНИСИЙ КАРТОЙЗЕР

    (Dionysius der Kartäuser) — теолог, названный doctor ecstaticus; p. 1402—1403 (Рийкель, близ Льежа, Бельгия) — ум. 1471 (Рермонд, Голландия); был дружен с Николаем Кузанским; обработал, не проявив собственных творческих спосо
  • ДИОНИСИЙСКИЙ

    см. Аполлоновско-дионисийский.
  • АПОЛЛОНОВСКО-ДИОНИСИЙСКИЙ

    понятие, введенное Шеллингом, для выражения сущности бога Аполлона как олицетворения формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. "В человеке... мы на
  • АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ

    категории культуры, получившие филос. истолкование в работе Ф. Ницше “Рождение трагедии из духа музыки”. Истоком этих категорий являются два божества искусств в Др. Греции — Аполлон и Дионис. Про
  • АПОЛЛОНОВСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ

    филос.-эстетич. понятия, введенные Ницше («Происхождение трагедии из духа музыки» -«Die Geburt der Trag?die aus dem Geiste der Musik», 1872) для характеристики двух типов культуры и одновременно - двух начал бытия, олицетв
  • Аполлоновское и дионисийское начало

    философско-эстетические понятия, введенные Ф. Ницше для характеристики двух типов культуры и двух начал бытия, олицетворение которых он видел в образах античных богов – Аполлона и Диониса. Аполло
  • АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ НАЧАЛА В КУЛЬТУРЕ

    понятие истории и философии культуры, выражающее одну из распространенных концепций развития и кризиса западноевропейской цивилизации и связанное с проблемами теории искусства и творчества в ф
  • АПОЛЛОНИЧЕСКИЙ-ДИОНИСИЧЕСКИЙ

    (apollonisch-dionysisch) — понятия, выведенные Шеллингом, который с их помощью хотел выразить сущность бога Аполлона как олицетворение формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих все формы творческих п
  • Аполлоническое и дионисическое начала в античной культуре

    два противоположных начала в античной культуре, которые, согласно Фридриху Нищие, «прорываются из самой природы», действуют в человеке — художнике как «художественные инстинкты природы». Эти два
  • АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЧЕСКОЕ

    - две стороны жизни культуры: светлое, гармоничное, разумное начало, очищающее от страстей, выражающееся в чувстве меры и порядка и в созидании красоты законченных форм, и динамично-экстатическое,