АПОЛЛОНИЧЕСКИЙ-ДИОНИСИЧЕСКИЙ

Найдено 1 определение
АПОЛЛОНИЧЕСКИЙ-ДИОНИСИЧЕСКИЙ
(apollonisch-dionysisch) — понятия, выведенные Шеллингом, который с их помощью хотел выразить сущность бога Аполлона как олицетворение формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. «В человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, таким образом, собственно управляющая сила... Быть в одно и то же время опьяненным и трезвым — в этом заключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоническое воодушевление от просто дионисического». Этими понятиями пользовались также Гегель, Ницше и Рих. Вагнер. В работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1871) Ницше рассматривает аттическую трагедию и музыкальную драму Вагнера как отдельные моменты аполлонического и дионисического начал.
О. Kein. Das Apollinische u. Dionysische bei Nietzsche u. Schelling, 1935; F. J. v. Rintelen. Von Dionysos zu Apollon, 1948; R. Schottlaender. Apollon u. Pythagoras, in: ZphF, 10 (1956); M. Vogel. Das A. u. D., 1966; J. Alwast. Logik der dionys. Révolté, 1975.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Дионисическое и аполлоническое женских портретов в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Диброва Елена Иннокентьевна
В статье рассматриваются портреты Аксиньи и Натальи – основных женских героинь романа М. А. Шолохова «Тихий дон» в аспекте дионисизма (языческие начала) и аполлонизма (православные начала).