ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
????????? ???????????) (1 в. н.э.) – первый афинский епископ. Ему приписывалось (отвергнутое еще в период Возрождения) авторство ряда трактатов – т.н. Ареопагитик. Лит. см. при ст. Ареопагитики.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
Псевдо-Дионисий) - христ. неоплатоник, опубликовавший ок. 5 в. под именем Дионисия Ареопагита (афинянин, упомянутый в "Деяниях апостолов", 17, 34) соч., которые усердно изучались и много комментировались в средние века. В этих соч. он пытался соединить христианство с языческой философией. Осн. произв. вошли в: "Избранное", 1911.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
по еванг. легенде, судья афин. ареопага, живший в 1 в. и обращенный в христианство апостолом Павлом. Впоследствии стал первым афин. епископом. Во вт. пол. 5 в. под его именем появились религ.-филос. соч., т. н. ареопагитики (10 писем и 4 трактата), проникнутые духом неоплатонизма. Идеи о божестве как сверхразумном тождестве бытия и небытия, приписывавшиеся Д. А., оказали большое влияние на филос. мысль Византии и Зап. Европы, в т. ч. на мыслителей Возрождения.
Источник: Атеистический словарь
Дионисий Ареопагит
Псевдо) (ок. 500 г. н.э.), псевдоним анонимного христианского писателя, автора мистических трактатов на греческом языке, написанных под сильным влиянием афинской неоплатонической школы. Используя негативную (или апофатическую) теологию с целью подчеркнуть неизреченность и непостижимость Бога, он вместе с тем описывает в соответствии с неоплатонической схемой (см., например, трактат Ямвлиха Египетские мистерии) небесную иерархию, которая станет классикой христианства как на Востоке, так и на Западе.
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
Дионисий Ареопагит
, Псевдо-Дионисий Ареопагит - христианский мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель поздней патристики. "Ареопагический корпус" включает 4 трактата ("О небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О божественных именах", "Таинственное богословие") и 10 посланий; развиваемая в них доктрина - высшая точка христианского неоплатонизма. Учение Псевдо-Дионисия Ареопагита получило официальное признание в византийском православии, его влияние испытали Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Максим Грек. На Западе "ареопагитический корпус" стал известен с 9 в.; к нему писали комментарии многие мыслители средних веков и Возрождения, в т.ч. Фома Аквинский и М. Фичино, сильное влияние его идей испытали Иоанн Скот, Эриугена и Николай Кузанский.
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
(Dionysius Areopagita) - по еванг. легенде—судья афинск. ареопага, обращенный в христианство ап. Павлом и ставший впоследствии, по словам церк. историка Евсевия, первым афинским епископом. В конце V или нач. VI в. авторство Д. А. было приписано ряду появившихся в то время сочинений, т. н. ареопагитик (10 писем и 4 трактата), проникнутых духом неоплатонизма и сыгравших значит. роль в борьбе церкви с монофизитством и в развитии мистич. элементов христ. учения. В ср. века автора этих сочинений спутали еще с одним Дионисием, проповедником христианства в Галлии. Однако уже Абеляр в XII в. и окончательно Лоронцо Валла и Эразм Роттердамский в XVI в. разобрались в этом смешении имен. Реальный автор ареопагитик (Псевдо-Дионисий) твердо не установлен. Б. я. Рамм
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
(Dionysios Areopagita) (Псевдо-Дионисий) — христианский неоплатоник, опубликовавший ок. V в. под именем Дионисия Ареопагита (афинянин, упомянутый в «Деяниях апостолов», 17:34) различные сочинения, которые усердно изучались и много комментировались в средние века. В этих сочинениях он пытался связать христианство и языческую философию. Осн. соч.: Peri mystikes theologias, 1516, нем. изд. 1832 (рус. пер.: О мистическом богословии, 1994); Péri tes uranias hierarchias, 1516, нем. изд. 1955 (рус. пер.: О небесной иерархии, 1997); Peri theion onomaton, 1516, нем. изд. 1933 (рус. пер.: О божественных именах, 1994). Oeuvres complètes. Paris, 1943, 1980. (На рус. яз.: Избранное, изд. Штайлмейера, 1911.) W. Jaeger. Der neuentdeckte Kommentar zum Johannesevangelium und D. A., 1930; W. Völker. Kontemplation u. Ekstase bei Pseudo-D., 1958; P. Spearritt. A. Philosophical Enquiry into Dionysian Mysticism, 1975; S. Gersh. From Jamblichus to Eriugene. An Investigation of the Prehistory and Evolution of the Pseudo-Dionysian Tradition. Leiden, 1978; R. Roques. L’univers dionysien: structure hiérarch. du monde selon le Pseudo-Denys. Latour-Maubourg, 1983.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
личность, которую до XIX в. принимали за ученика апостола Павла и первого епископа в Афинах. Последующие попытки отождествить его с каким-либо богословом IV–V веков были признаны произвольными и неудачными. Однако вопрос о подлинности Ареопагитик (так стали называть сочинения Дионисия) никогда не стоял. С VI в. к авторитету Ареопагитик прибегают в рассуждениях о богопознании и литургии, об аскетике и церковном искусстве, мистике и философии. «Мистическое богословие», «Об именах Божьих» – его основные творения, в которых обосновывается идея нераздельного, но и неслиянного соединения человека (творения) с Творцом.
Развивая неоплатоническую доктрину запредельности Божественного, Д. А. выходит за ее рамки и одновременно оберегает сущность христианского Откровения . Согласно его учению, Бог, превышающий всякую сущность, не есть сущее и, следовательно, не может быть познан. Но мы можем восходить к Нему как запредельной Причине сущего по ступеням бесконечной лестницы элементов, уровней, сфер бытия. Отсюда вытекают два метода в богопознании. Катафатический (положительный) идет путем утверждений и приводит к некоторому знанию о Боге (весь тварный мир собой свидетельствует Его). Апофатический (отрицательный) идет путем отрицания и приводит к совершенному незнанию Бога, которое в учении Д. А. есть «высочайшее Его познание».
Отрицательное богопознание не просто более совершенно в сравнении с положительным: незнание (греч. agnosia), к которому оно приводит, превосходит всякое знание и вообще природу разума. Оно есть бес-словесная, без-умная, не-мудрая Премудрость. Апофатическое богопознание есть путь отрешения познающего от самого себя, путь, приводящий к Божественной Премудрости, которая несоизмерима с привычным миром человеческих координат, а потому для человека видится как «незнание». Целью апофатического богословия является не познание Бога. что принципиально невозможно, но таинственное, превышающее разум соединение с Богом. Для достижения этого нужно выйти за границы знания и за пределы сущего, то есть выйти за рамки собственного эмпирического «я» и множественности сфер бытия. Достигнув предельных вершин познаваемого, надо освободиться как от видящего, так и от видимого, то есть как от субъекта, так и от объекта восприятия. Исхождение, буквально экстаз (греч. hextasis), оказывается основой отрицательного пути в богопознании.
Дионисиевское мистическое соединение с Богом есть переход от тварного состояния к нетварному, это процесс стяжания человеком каких-то новых качеств, которых он по природе своей не имел: человек не только «исходит» из самого себя, но полностью уже принадлежит Непознаваемому и в этом соединении становится обоженным. Однако Д. А. подчеркивает, что даже на этой вершине восхождения, доступного человеку, единственное «разумное» понятие, которое и тогда он будет иметь о Боге, будет понятие о Его непознаваемости.
К теории экстаза, апофатическому богословию Д. А. в истории философии обращались У. Оккам , Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, И. Экхарт, Николай Кузанский, протестантские теологи XX в. В русской философии XIX–XX вв. идеи Д. А. развивались в произведениях Л. Карсавина, С. Булгакова, А. Лосева.
Развивая неоплатоническую доктрину запредельности Божественного, Д. А. выходит за ее рамки и одновременно оберегает сущность христианского Откровения . Согласно его учению, Бог, превышающий всякую сущность, не есть сущее и, следовательно, не может быть познан. Но мы можем восходить к Нему как запредельной Причине сущего по ступеням бесконечной лестницы элементов, уровней, сфер бытия. Отсюда вытекают два метода в богопознании. Катафатический (положительный) идет путем утверждений и приводит к некоторому знанию о Боге (весь тварный мир собой свидетельствует Его). Апофатический (отрицательный) идет путем отрицания и приводит к совершенному незнанию Бога, которое в учении Д. А. есть «высочайшее Его познание».
Отрицательное богопознание не просто более совершенно в сравнении с положительным: незнание (греч. agnosia), к которому оно приводит, превосходит всякое знание и вообще природу разума. Оно есть бес-словесная, без-умная, не-мудрая Премудрость. Апофатическое богопознание есть путь отрешения познающего от самого себя, путь, приводящий к Божественной Премудрости, которая несоизмерима с привычным миром человеческих координат, а потому для человека видится как «незнание». Целью апофатического богословия является не познание Бога. что принципиально невозможно, но таинственное, превышающее разум соединение с Богом. Для достижения этого нужно выйти за границы знания и за пределы сущего, то есть выйти за рамки собственного эмпирического «я» и множественности сфер бытия. Достигнув предельных вершин познаваемого, надо освободиться как от видящего, так и от видимого, то есть как от субъекта, так и от объекта восприятия. Исхождение, буквально экстаз (греч. hextasis), оказывается основой отрицательного пути в богопознании.
Дионисиевское мистическое соединение с Богом есть переход от тварного состояния к нетварному, это процесс стяжания человеком каких-то новых качеств, которых он по природе своей не имел: человек не только «исходит» из самого себя, но полностью уже принадлежит Непознаваемому и в этом соединении становится обоженным. Однако Д. А. подчеркивает, что даже на этой вершине восхождения, доступного человеку, единственное «разумное» понятие, которое и тогда он будет иметь о Боге, будет понятие о Его непознаваемости.
К теории экстаза, апофатическому богословию Д. А. в истории философии обращались У. Оккам , Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, И. Экхарт, Николай Кузанский, протестантские теологи XX в. В русской философии XIX–XX вв. идеи Д. А. развивались в произведениях Л. Карсавина, С. Булгакова, А. Лосева.
Источник: Краткий философский словарь.