ДИОНИСИЙСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ДИОНИСИЙСКИЙ
см. Аполлоновско-дионисийский.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Дионисийский
Относящийся к Дионису – богу вина и музыки, т. е. богу пьянства. Ницше превратил Диониса (наравне с Аполлоном) в один из двух полюсов своей эстетики, являющейся и его этикой. Дионисийское искусство – это искусство чрезмерности, экстаза, нестабильности, смеси созидания и разрушения, трагизма и, добавил бы я, всего того, что пока не стало вечностью, – «удовольствие от того, что только должно произойти, от будущего, от того, что торжествует над настоящим, каким бы хорошим оно ни было» («Воля к власти», IV, 563). Дионис противостоит Аполлону – богу света и красоты, а дионисийское искусство противостоит аполлонийскому, основанному на чувстве меры и гармонии (удовольствии от того, что уже стало вечностью). Ницше также противопоставляет Диониса Христу («Дионис против Распятого»), как жизнь противостоит морали. Отсюда следует, что Христос и Аполлон находятся на одной стороне баррикады: стороне вечной жизни, вечного здесь и сейчас (жизнь sub specie aeternitatis, т. е. с точки зрения вечности или истины). Вопреки тому, что утверждает Делез (102), выбор между Ницше и Спинозой неизбежен, и это выбор между опьянением и мудростью.

Источник: Философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
219.69 кб

Социальное конструирование аполлонического и дионисийского начал в древнегреческой мифологии

Зенько Андрей Анатольевич
Автор сопоставляет аполлоническое и дионисийское начала в древнегреческой культуре с точки зрения их влияния на формирование социальных отношений и образование типов социальности.
Читать PDF
186.88 кб

ВСЕЕДИНСТВО КАК ВОЗМОЖНОЕ ОСНОВАНИЕ ПРИМИРЕНИЯ аполлоно-дионисийской ПАРЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Т. Б. Кудряшова
Читать PDF
165.46 кб

Гештальт рабочего как дионисийство

Рыкова Светлана Александровна
В статье рассматривается проблема сосуществования в культуре двух начал: аполлонического и дионисийского. Осмысливается сущность гештальта, его причастность к дионисийству.

Похожие термины:

  • АПОЛЛОНОВСКО-ДИОНИСИЙСКИЙ

    понятие, введенное Шеллингом, для выражения сущности бога Аполлона как олицетворения формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. "В человеке... мы на
  • АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ

    категории культуры, получившие филос. истолкование в работе Ф. Ницше “Рождение трагедии из духа музыки”. Истоком этих категорий являются два божества искусств в Др. Греции — Аполлон и Дионис. Про
  • АПОЛЛОНОВСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ

    филос.-эстетич. понятия, введенные Ницше («Происхождение трагедии из духа музыки» -«Die Geburt der Trag?die aus dem Geiste der Musik», 1872) для характеристики двух типов культуры и одновременно - двух начал бытия, олицетв
  • Аполлоновское и дионисийское начало

    философско-эстетические понятия, введенные Ф. Ницше для характеристики двух типов культуры и двух начал бытия, олицетворение которых он видел в образах античных богов – Аполлона и Диониса. Аполло
  • АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ НАЧАЛА В КУЛЬТУРЕ

    понятие истории и философии культуры, выражающее одну из распространенных концепций развития и кризиса западноевропейской цивилизации и связанное с проблемами теории искусства и творчества в ф