ЧЖОУ ЛИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

«ЧЖОУ ЛИ»
Чжоуские [правила] благопристойности», «Чжоуские ритуалы»; др. названия: «Чжоу гуань» — «Чжоуские чиновники», «Чжоу гуань цзин» — «Канон чжоуских чиновников») — памятник китайской мысли, входящий в свод конфуцианских канонов. Традиция приписывает его создание Чжоу-гуну, младшему брату У-вана — первого государя династии Чжоу (11—3 вв. до н. э.). После смерти У-вана Чжоу-гун стал регентом при своем племяннике Чэн-ване и якобы впервые создал регулярную администрацию. Относительно времени создания «Чжоу ли» нет единого мнения: называют 11 в. до н. э., 1-ю или 2-ю пол. 1-го тысячелетия до н. э., 3 в. до н. э. Существует также мнение, что «Чжоу ли» подделан на рубеже новой эры, и описанные в нем реалии скорректированы в русле конфуцианских установок 2— 1 вв. до н. э.
Возможно, однако, что содержание трактата в целом отражает специфику государственного строя, административной системы, общественного устройства, законодательства, ритуалов, хозяйственной жизни, состав и обязанности чиновничества в древнекитайских царствах 7—5 вв. до н. э., по культуре близких домену династии Чжоу. Рубрикация и содержание «Чжоу ли» сопряжены с космогоническими и календарными представлениями, в соответствии с которыми следовало упорядочивать жизнь общества. Так, идеальная администрация, по «Чжоу ли», включала шесть министерств: Неба (фактически двора), Земли (управление территориями), церемоний (ритуалов, культов, календаря, астрологии и мантики), военное, наказаний, ремесел или общественных работ (описание последнего отсутствует, заменено описанием статуса ремесленников и ремесел); в каждом министерстве должно быть по 60 чиновников — итого 360 (число дней в году).
Лит.: Из «Чжоу ли» (отрывки).— В кн.: Штейн В. М. Гуань-цзы. Исследования и пер.. М., 1959; Кучера С. К вопросу о датировке и достоверности «Чжоу ли».—«Вестник древней истории», 1961, №3.
А. Г. Юркевич

Источник: Новая философская энциклопедия

ЧЖОУ ЛИ
Чжоуские ритуалы". Др. назв.- "Чжоу гуань" ("Чжоуские чиновники"), "Чжоу гуань цзин" ("Канон чжоуских чиновников"). Один из памятников, входящих в конф. собр. классич. литры - "Тринадцать канонов" ("Ши сань цзин"). Традиция приписывает его создание Чжоу-гуну, мл. брату У-вана - первого государя дин. Чжоу (11-3 вв. до н.э.); после смерти У-вана Чжоу-гун стал регентом при своем племяннике Чэн-ване и якобы впервые создал регулярную администрацию. Относительно датировки "Ч.л." нет единого мнения: называют 11 в. до н.э., 1-ю или 2-ю пол. 1 тыс. до н.э., 3 в. до н.э. Существует также мнение, что "Ч.л." на р-же н.э. подделана Лю Синем, копировавшим этот текст и установившим звание боши ("д-р") за его знание. Возможно, содержание трактата в целом отражает специфику гос. строя, администр. системы, обществ, устройства, законодательства, ритуалов, хозяйств, жизни, состав и обязанности чиновничества в древнекит. царствах 7 - 5 вв. до н.э., культурно близких домену дин. Чжоу. В библиографии, разд. "Хань шу" ("И вэнь чжи", 1 в.) упоминаются "Чжоу гуань цзин" из шести разд. и "Чжоу гуань чжуань" ("Описание чжоуского чиновничества") из четырех разд., а в "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) - книга "Чжоу гуань", содержащая, в части., сведения о церемониях жертвоприношений. Рубрикация и содержание "Ч.л." сопряжены с древними космогонич. и календарными представлениями, в соответствии с к-рыми предписывалось упорядочивать жизнь об-ва. Совр. текст "Ч.л." состоит из разд. "Тянь гуань"("Небесные чиновники"), "Ди гуань" ("Земные чиновники"), "Чунь гуань" ("Весенние чиновники"), "Ся гуань" ("Летние чиновники"), "Цю гуань" ("Осенние чиновники"); разд. "Дун гуань" ("Зимние чиновники") был утерян и примерно в 3 в. заменен аналогичной по содержанию книгой "Као гун цзи" ("Записки о ремеслах"). Из коммент. Чжэн Сюаня (2 в.) к "Ч.л." сохранился только коммент. к "Као гун цзи". Наиболее авторитетным считается коммент. Сунь Ижа-на (19 в.). *Из "Ч.л." (отрывки). [Из гл. 1, 2, 6, 9, 10,13 - 16, 33] II Штейн В.М. Гуань-цзы. Исслед. и пер. М., 1959; Tcheou-Li ou Rites des Tcheou. Traduit... du chinois par Edouard Biot. T. 1. P. 1851; "Кучера С. К вопросу о датировке и достоверности "Ч.л." // ВДИ. 1961. №3; Сунь Чжан. Ч.л. чжэн и (Правильное толкование "Ч.л."). Шанхай, 1933; Karlgren В. The Early History of the Chou Li and Tso Chuan Texts // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. 1931. №3.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • ЧЖУАН ЧЖОУ

    Чжуан-цзы, Мэн Чжоу, Янь Чжоу. Ок. 369 до н.э., обл. Мэн в царстве Сун (ныне северо-вост. часть уезда Шанцю пров. Хэнань) - ок. 286 до н.э. Один из основоположников философии даосизма, автор трактата "Чжуан-цзы
  • ЧЖОУ ФУЧЭН

    20.6.1911, Чунцин пров. Сычуань. Философ, специалист по этике, исследователь кит. и зап. философии. Учился в Чэндуском ун-те (1927), закончил филос. ф-т ун-та Цинхуа (1928 - 33), изучал классич. нем. философию. Преп
  • ЧЖОУ-ГУН

    Цзи Дань. Ив. до н.э. Гос. деятель, мыслитель. Брат У-вана - главы племенного союза Чжоу, домен к-рого располагался в сев. части совр. уезда Цишань пров. Шэньси. На следующий год после падения дин. Шан-Ин
  • ЧЖОУ И

    И цзин". Наиболее авторитетное и ориг. произв. кит. канонич. и филос. лит-ры, стоящее во главе как "Тринадцатиканония" ("Ши сань цзин"), так и "Пятиканония" ("У цзин") и оказавшее фундаментальное нормативн
  • ЧЖОУ ШУЦЗЯ

    1899-1970. Кит. буддолог. Изучение буд. философии и истории буддизма в Китае начал в 1927. Преподавал в Пекинском ун-те, Ун-те Цин-хуа, Ун-те Китая, Фужэньском и Китайско-франц. ун-тах. В 1940 учредил Ин-т кит. бу
  • ЧЖОУ СЯНГУАН

    Историк кит. философии и буддизма махаяны. Д-р философии, преподавал в вузах Индии, в т.ч. в Ин-те Чине Бхавана при Ун-те Висва-Бхарати, Делийском и Аллахабадском ун-тах. Осн. труды - по истории кит. общ
  • ЧЖОУ ВЭНЬИН

    1928, уезд Ичунь пров. Цзянси. Логик, историк кит. философии. В 1949 окончил филол. ин-т при Наньчанском ун-те. Преподавал в вузах пров. Цзянси. Проф. логики Ин-та образования Цзянси, зам. пред. Кит. об-ва изу
  • ЮЙ ЧЖОУ

    кит. — пространство и время) — категория китайской философии и культуры, выражающая единство пространственного и временного аспектов вселенной и ее структурную упорядоченность. Основное соврем
  • ЧЖОУ ДУНЬИ

    род. 1017, Индао, провинция Хунань - ум. 14 июля 1073, Лушань) - кит. философ, стоявший у истоков неоконфуцианства. Развивал со ссылкой на "Йцзин" натурфилософию. Считал, что пять элементов - вода, дерево, ого
  • ЧЖОУ ДУНЬ-И

    (Tschou Tun-I) — китайский философ (1017—1073); стоял у истоков неоконфуцианства, развивал со ссылкой на «И цзин» натурфилософию; считал, что пять элементов: вода, дерево, огонь, земля, металл — вызывают в рез