Чжоуские [правила] благопристойности», «Чжоуские ритуалы»; др. названия: «Чжоу гуань» — «Чжоуские чиновники», «Чжоу гуань цзин» — «Канон чжоуских чиновников») — памятник китайской мысли, входящий в свод конфуцианских канонов. Традиция приписывает его создание Чжоу-гуну, младшему брату У-вана — первого государя династии Чжоу (11—3 вв. до н. э.). После смерти У-вана Чжоу-гун стал регентом при своем племяннике Чэн-ване и якобы впервые создал регулярную администрацию. Относительно времени создания «Чжоу ли» нет единого мнения: называют 11 в. до н. э., 1-ю или 2-ю пол. 1-го тысячелетия до н. э., 3 в. до н. э. Существует также мнение, что «Чжоу ли» подделан на рубеже новой эры, и описанные в нем реалии скорректированы в русле конфуцианских установок 2— 1 вв. до н. э.
Возможно, однако, что содержание трактата в целом отражает специфику государственного строя, административной системы, общественного устройства, законодательства, ритуалов, хозяйственной жизни, состав и обязанности чиновничества в древнекитайских царствах 7—5 вв. до н. э., по культуре близких домену династии Чжоу. Рубрикация и содержание «Чжоу ли» сопряжены с космогоническими и календарными представлениями, в соответствии с которыми следовало упорядочивать жизнь общества. Так, идеальная администрация, по «Чжоу ли», включала шесть министерств: Неба (фактически двора), Земли (управление территориями), церемоний (ритуалов, культов, календаря, астрологии и мантики), военное, наказаний, ремесел или общественных работ (описание последнего отсутствует, заменено описанием статуса ремесленников и ремесел); в каждом министерстве должно быть по 60 чиновников — итого 360 (число дней в году).
Лит.: Из «Чжоу ли» (отрывки).— В кн.: Штейн В. М. Гуань-цзы. Исследования и пер.. М., 1959; Кучера С. К вопросу о датировке и достоверности «Чжоу ли».—«Вестник древней истории», 1961, №3.
А. Г. Юркевич
ЧЖОУ ЛИ
«ЧЖОУ ЛИ»
Источник: Новая философская энциклопедия
ЧЖОУ ЛИ
Чжоуские ритуалы". Др. назв.- "Чжоу гуань" ("Чжоуские чиновники"), "Чжоу гуань цзин" ("Канон чжоуских чиновников"). Один из памятников, входящих в конф. собр. классич. литры - "Тринадцать канонов" ("Ши сань цзин"). Традиция приписывает его создание Чжоу-гуну, мл. брату У-вана - первого государя дин. Чжоу (11-3 вв. до н.э.); после смерти У-вана Чжоу-гун стал регентом при своем племяннике Чэн-ване и якобы впервые создал регулярную администрацию. Относительно датировки "Ч.л." нет единого мнения: называют 11 в. до н.э., 1-ю или 2-ю пол. 1 тыс. до н.э., 3 в. до н.э. Существует также мнение, что "Ч.л." на р-же н.э. подделана Лю Синем, копировавшим этот текст и установившим звание боши ("д-р") за его знание. Возможно, содержание трактата в целом отражает специфику гос. строя, администр. системы, обществ, устройства, законодательства, ритуалов, хозяйств, жизни, состав и обязанности чиновничества в древнекит. царствах 7 - 5 вв. до н.э., культурно близких домену дин. Чжоу. В библиографии, разд. "Хань шу" ("И вэнь чжи", 1 в.) упоминаются "Чжоу гуань цзин" из шести разд. и "Чжоу гуань чжуань" ("Описание чжоуского чиновничества") из четырех разд., а в "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) - книга "Чжоу гуань", содержащая, в части., сведения о церемониях жертвоприношений. Рубрикация и содержание "Ч.л." сопряжены с древними космогонич. и календарными представлениями, в соответствии с к-рыми предписывалось упорядочивать жизнь об-ва. Совр. текст "Ч.л." состоит из разд. "Тянь гуань"("Небесные чиновники"), "Ди гуань" ("Земные чиновники"), "Чунь гуань" ("Весенние чиновники"), "Ся гуань" ("Летние чиновники"), "Цю гуань" ("Осенние чиновники"); разд. "Дун гуань" ("Зимние чиновники") был утерян и примерно в 3 в. заменен аналогичной по содержанию книгой "Као гун цзи" ("Записки о ремеслах"). Из коммент. Чжэн Сюаня (2 в.) к "Ч.л." сохранился только коммент. к "Као гун цзи". Наиболее авторитетным считается коммент. Сунь Ижа-на (19 в.). *Из "Ч.л." (отрывки). [Из гл. 1, 2, 6, 9, 10,13 - 16, 33] II Штейн В.М. Гуань-цзы. Исслед. и пер. М., 1959; Tcheou-Li ou Rites des Tcheou. Traduit... du chinois par Edouard Biot. T. 1. P. 1851; "Кучера С. К вопросу о датировке и достоверности "Ч.л." // ВДИ. 1961. №3; Сунь Чжан. Ч.л. чжэн и (Правильное толкование "Ч.л."). Шанхай, 1933; Karlgren В. The Early History of the Chou Li and Tso Chuan Texts // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. 1931. №3.